Гораздо дешевле создать качественный сторителлинг, чем восстанавливать его

Григорий Спижевой (рубрика Сторителлинг)

Сегодня при выборе компании-работодателя людям важны не только work-life balance и возможность самовыражения, но и понимание того, как ценности компании совпадают с внутренними установками специалиста. Как проще всего донести эту информацию до потенциального кандидата?

Лучше всего отправить нашего кандидата в путешествие, но не в реальное, конечно, а в виртуальное. В путешествие нашего рассказа. В котором кандидат будет ассоциировать себя с действующим персонажем и сможет понять принципы нашей компании. Именно этой цели служит сторителлинг — рассказывание историй с целью обучения и развития персонала. С его помощью нельзя обучить персонал сложным навыкам, для этого подойдут традиционные методы обучения. А для передачи принципов и ценностей компании этот инструмент подходит идеально, я бы поставил его выше других способов для решения подобного рода задач.

Как сделать так, чтобы сторителлинг работал?

В первую очередь необходимо понимание того, что сторителлинг — это способ неформального обучения. И это один из важных компонентов — любое формальное обучение сталкивается с сопротивлением. Вышеуказанный метод позволяет как бы обойти сопротивление, что достаточно ценно в корпоративной среде. Для успешной работы сторителлинга нужно придерживаться определенной технологии. Еще вам понадобятся три составляющих — персонаж, потребность и мотив.

  • Персонаж — это тот герой, с кем будет себя ассоциировать слушатель или читатель. Как правило, здесь описывают сотрудника или покупателя, в зависимости от поставленных задач. Примером может быть Стив Джобс, который начинал работу своей компании в гараже. Все могут вспомнить эту историю.

  • Потребность — желание, которое можно удовлетворить посредством нашего товара или формой работы в компании. Пример такой потребности можно наблюдать у фирмы мотоциклов «Харлей Дэвидсон» — потребность в приключениях для офисных сотрудников.

  • Мотив — что подвигнет человека вести себя так, как герой рассказа, чтобы сотрудники не разбрасывались деньгами и относились адекватно к ошибкам руководителей, которые могут случаться в компании. Среди работников компании IKEA существуют рассказы об отношении к деньгам основателя компании. Как он заселяется в трехзвездочные отели и ездит на общественном транспорте. Истории такого рода будут очень актуальны во время кризиса.

Также следует понимать, что существуют различные виды корпоративных историй, и каждая из них выполняет свою функцию:

  • «Миф о герое» — мотивирующая функция

  • «Предупреждение» — адаптационная функция, направляющая в нужную сторону

  • «Легенда компании» — мотивационная, адаптирующая, пропагандистская

  • «Корпоративные правила» — о том, как нужно вести себя в компании

Целесообразно ли использовать сторителлинг, к примеру, для мотивации сотрудников, развития их лояльности и т. д.?

Сторителлинг успешно справляется и с этой задачей. Именно таким образом работают внутри своей компании такие бренды, как Кока-Кола, Икея, Тесла, Найк и множество других лидеров рынка.

Стоит ли нанимать отдельных специалистов для сторителлинга или можно поручить это кому-то внутри своей компании?

Можно выделить два варианта. Первый — это нанять специалиста в области создания подобного рода историй. Поставьте ему задачу, и вы получите качественную работу, которая даст ощутимые результаты. Второй вариант — это пригласить качественного тренера, который сможет научить ваших сотрудников этому инструменту. И в этом случае вы сможете использовать сторителлинг гораздо чаще. На мой взгляд, лучше обучить сотрудников и пользоваться этим инструментом постоянно. Это будет гораздо выгоднее для вашей компании. Главное, помните, что гораздо дешевле создать качественный сторителлинг, чем восстанавливать его.

Если на определенном этапе сотрудничества ценности компании и специалиста расходятся, нужно ли расставаться с ним?

В практике встречаются примеры того, как ценности сотрудника могут подстраиваться под ценности компании. Так, например, в одной финансовой компании с помощью рассказанной на кооперативе истории сотрудник полностью пересмотрел свои взгляды, и его ценности тоже сдвинулись. Если сотрудник ценен для нас, можно за него побороться. Можно с помощью историй подтолкнуть человека к развитию, что может повлечь за собой смену ценностей. Такие ситуации лучше рассматривать на конкретном примере в отдельно взятых случаях.

Можно ли сделать так, чтобы сотрудник, покидающий компанию, стал своего рода «посланником бренда» (не обвинял руководство, не очернял компанию, а рассказывал истории, раскрывающие команду с позитивной стороны)?

Да, конечно, можно — на это указывает множество примеров. Для этой проблемы нужно выделить ряд решений. Все они будут ресурсозатратными. Вот именно в данной ситуации хорошо себя проявит сторителлинг. Это технология рассказа, которая будет выходить за пределы компании в неизменном виде. Для этого следует запустить серию историй о том, какое отношение к сотрудникам в данной компании, какой у них сплоченный коллектив, как они справлялись с поставленными задачами. Эти идеи необходимо будет донести посредством историй.

Исследование Нойхаузера, охватывающее 100 человек в различных организациях, показало, что 90% из них рассказывают о своих компаниях негативные истории. Нужно ли с этим бороться и как?

Если мы хотим, чтобы о нас рассказывали хорошие истории, ответ очевиден. Сразу вспоминается случай: я встретил своего старого знакомого и узнал, что он был уволен с хорошей позиции из одной компании и устроился в другую. Его положительные отзывы о компании, из которой его только что уволили, меня удивили. Расспросив его, в чем же дело, я выяснил, что компания распространяла истории о том, что все топы начинали с позиции продавца и достигли высот первых лиц компании. Это вселяло в сотрудников уверенность, что их заслуги будут вознаграждены, что это возможно. В другой компании, куда он устроился, подобных историй не было. Не удивительно, что он теперь работает без былого энтузиазма, собирается увольняться и рассказывает о негативных сторонах своей работы. Когда что-то не устраивает сотрудника и этому нет объяснения или истории, поясняющей, почему так происходит, тогда негативные рассказы и будут рождаться в его сознании.

Любому бренду необходимо найти некий элемент уникальности, чтобы собрать команду единомышленников. А что делать, если молодой специалист еще не осознал своих карьерных целей и планов?

У сторителлинга есть несколько форм:

  • История — рассказанная короткая история проникает во всю компанию или выходит за ее приделы.

  • Видеоролик — на котором прослеживается путешествие героя, с которым себя будет ассоциировать зритель.

  • Инфографика — небольшие блоги текста с картинками или схемами.

  • Ролевая игра — между участниками распределяются роли и разыгрывается сценарий, чтобы все прониклись сюжетом. Часто использует на тренингах и тимбилдинге.

Мы также можем выбрать какой-либо из вариантов, где герой с подобной ситуацией находит себя, как дорога появляется под ногами идущего.

Для нынешнего поколения сотрудников характерно FOMO (fear of missing out — страх упустить что-либо). Как это может повлиять на становлении их как специалистов?

Да, действительно, с появлением Интернета и социальных сетей сотрудники стали более подвержены таким страхам. Эти люди страдают от чувства недостаточного признания в обществе или каком-либо социальном институте. Для них характерны такие симптомы, как навязчивость, рассеяность, неспособность сконцентрироваться, постоянное желание побывать везде и сразу, достигнуть многого одновременно. Такие сотрудники долго обучаются и медленно развиваются. Они никогда не смогут конкурировать за более высокую должность. И вряд ли станут ведущими специалистами в своей области.

Еще нужно выделить такое важное свойство, как умение сконцентрироваться на одной задаче. Для компании такой сотрудник — важный элемент. Именно это качество сейчас очень ценно в корпоративной среде.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Григорий Спижевой. Писатель, автор книги на тему эффективных коммуникаций, генеральный директор тренинг-центра Be-Up, основным направлением деятельности которого является разработка тренингов под задачи заказчика. Тренинг-центр Be-Up предлагает полный спектр тренингов и иных обучающих программ для менеджеров любого уровня, а также аутсорсинговые программы развития персонала компаний-партнеров. http://center-be-up.ru