Эффективность как слагаемое результативности и вовлеченности

Тахир Базаров, доктор психологических наук

Перед читателем глава из уникального учебного пособия, авторский коллектив которого родился в рамках научно-исследовательской работы администрации Томской области по отработке современных кадровых технологий в органах власти. Все началось с проекта «Управление талантами», в ходе которого мы хотели научиться выявлять лучших именно в области управления. И почти сразу стало понятно — просто выявлять таланты — бессмысленно, нужно их направлять, раскрывать потенциал, развивать. Тогда в результате конкурсного отбора сформировали команду, распределив естественным образом дисциплины менеджмента: одного из бизнес-тренеров интересовало целеполагание, другого — мотивация, третьего — управление временем. Соединив все разделы вместе, получили программу повышения квалификации «Эффективный менеджмент». В 2008 году началось обучение по программе государственных гражданских служащих и выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Появились рабочие тетради, а потом и тексты, которые так и просились быть «увековеченными». Книга «Эффективный менеджмент: практикум» родилась как-то очень закономерно и без всякого напряжения, как результат отрефлексированного опыта. А ведь самый лучший опыт — это тот, который выкристаллизовывается в реальной практике, в данном случае в программах подготовки. 

Совместное творчество — это всегда некая возможность. Конечно, творческие люди чаще всего являются индивидуалистами. Но в командной работе происходят удивительные вещи. Авторы начинают дополнять друг друга. Все наши бизнес-тренеры при работе над книгой превратились в совместно-творческую команду. Можно сказать и по-другому: команда стала автором книги. Ничего бы не получилось, если бы команда не собралась и не стала обсуждать контуры желаемого будущего. Изначально у каждого была «своя грядка», но, собравшись вместе, мы получили синергетический эффект: все вдруг стали друг у друга учиться. Это был ключевой момент — у нас получился командный результат. Причинно-следственные связи можно рассматривать по-разному, но сила идеи проявилась так, что даже те, кто, казалось бы, должны были быть ортогональны к коллективу авторов, например, рецензенты, находящиеся в другом пространстве, также прониклись текстом. Мы получили продукт уникальный, который объединяет и авторов, и рецензентов, и тех, для кого эта книга предназначена. Ведь именно слушатели программы помогли дополнить учебный курс материалом. Люди приходили учиться эффективному менеджменту с багажом своего опыта, и каждый бизнес-тренинг превращался в результате в нечто индивидуально-уникальное.

Важно отметить, что непосредственное участие в процессе подготовки книги принимали руководители Департамента государственной гражданской службы, коллектив Томского регионального ресурсного центра, бизнес-тренеры, рецензенты, редакторы, художник-оформитель. Работы было очень много, так как «на берегу» никто точно не знал, каким будет результат. С одной стороны, авторы писали модули на вечные темы менеджмента, с другой — каждый обозначил свое «Я», попытался на «человеческом», доступном языке практика рассказать о глобальных вещах. Если посмотреть внимательно, структура каждой главы очень специфична. В каждой главе дан небольшой теоретический материал, основные понятия, обязательно со ссылками на серьезных теоретиков, а далее — разворот темы в виде идеи тренинга на практических примерах с задачами и кейсами.

Особенностью нашего учебного пособия являются иллюстрации, выполненные П.С. Колобовым. Признаюсь, что все рисунки я получил в одном файле. Они были восхитительны, но самое главное — у меня не было практически никаких проблем идентифицировать, к какой главе книги относился каждый из них. Надеюсь, всем понятно, какого уровня профессионал их сотворил. Иллюстрацию к каждой главе можно рассматривать как самостоятельный кейс к теоретическому курсу. Это особенно важно для современного восприятия. Я вижу это на примере моих студентов. Дать молодежи кейс — учебную задачу, значит научить наблюдать и мыслить, это равносильно тому, чтобы предоставить возможность обсуждать теорию в ходе практических занятий. Сегодня молодые люди «живут» короткими текстами и картинками. Если они выучили эпиграф из учебника в качестве домашнего задания, это уже хорошо — на «троечку». Если попробуют «развернуть» эпиграф, уже попадут в содержание. А если еще и картинку увидят, то восприятие текста станет эмоциональным, приглашающим к рассуждению. Так и в нашем случае. Хорошо, когда человек с помощью тренера в ходе обучения получает материал о самом себе. Если я плохо знаю свои сильные и слабые стороны, то как я могу быть управленцем? Ведь как только человек осознает невозможность решить задачу, он переходит в состояние фрустрации, в результате становится агрессивным, и остановить его порой становится невозможно. Поэтому и важно научить менеджера управлять самим собой. Это требует обсуждения, и одной теорией тут не обойдешься. Только в ходе командной работы преодолеваются личностные барьеры. Сегодня не просто важны знания, рациональная часть обучения, но и эмоции, иррациональная составляющая, что часто становится ключом к решению задачи. А достижение результата с наименьшими затратами — это и есть эффективность. Сегодня мы говорим об эффективном менеджере как о человеке, который достигает цели с наименьшими затратами своей энергии и ресурсов, находящихся в его распоряжении. Если говорить в общем, то эффективность подразумевает как минимум два аспекта любой деятельности. Первый — это результативность, а второй аспект фиксирует не просто достижение результата, а достижение результата с минимальными затратами. Этого никто не отменял ни в ситуации кризиса, ни в стабильной ситуации. В нашем учебном пособии акцент именно на втором аспекте. Представьте себе марафонца, который пробежал свои 42 км 125 метров и умер. Результат есть, но какой ценой! Нас это не устраивает. Это неэффективно. Эффективный проект всегда заканчивается не опустошением и опущенными от бессилия руками всей команды, которая в таком состоянии уже ни на что не способна, а получением максимума внутреннего заряда для движения вперед, для создания нового. Эффективность — это всегда сумма результативности и вовлеченности, эмоционального подъема, уверенности в себе. Мы знаем очень много примеров из истории и современности, когда ситуацию, казалось бы, формально или рационально изменить невозможно, кейс признают «практически нерешаемым». Но как только люди включаются в процесс, как только начинается взаимная индукция, как только появляется та самая внутренняя уверенность в том, что мы сможем это сделать, вдруг ты видишь, что сложная задача может быть решена. На это авторы обращают внимание читателя в книге, дают понять, что кроме рационально-выверенной, я бы даже сказал, технократической стороны менеджмента, всегда есть человеческая составляющая. Она же творческая и энергетическая! Где-то здесь и стоит искать ключ к человеческому капиталу организации.

Если вернуться к исходному пониманию капитала, так сказать, «от Маркса», то там ключевой вещью является самовозрастающая стоимость. Дело не в самой стоимости, а в эффекте самовозрастания через взаимную индукцию, через обретение уверенности, через профессионализацию. И именно последнее сегодня очень важно. Ведь менеджмент — это профессиональное мастерство по преодолению неопределенности. События в жизни сегодня меняются, как картинки в калейдоскопе. И менеджеру недостаточно восхищаться ими — в каждый момент нужно принимать решение. В этом и состоит постоянное движение. Высшее достижение менеджмента — это когда ты сам этот калейдоскоп и крутишь. Если посмотреть на классическое определение управления изменениями, это перевод системы из одного стабильного состояния в другое стабильное состояние. А сегодня мы живем в эпоху трансформации, когда из стабильного состояния система переходит в нестабильное. Научиться управлять хаосом, неопределенностью — это совершенно другая история. Для этого мы ищем психологические механизмы, которые позволяют справиться с ситуацией.

Сегодня, на мой взгляд, в психологии управления очень хорошо работает «Формула трех В». Речь идет о таких психологических феноменах, как воображение, внимание и воля. Современному управленцу нужно развивать собственное воображение, поскольку, если его нет, не будет стратегии, не будет стратегии — ты никогда не сможешь заглянуть в будущее и тем более его сконструировать. Нужно уметь менять свои стереотипы. Следующее — это внимание. Управленец должен уметь распознавать слабые сигналы. Внимание имеет особое значение в менеджменте. Даже прессу, если она начинает громко говорить, перестают слышать. Что-то нужно давать в виде слабых сигналов для тех, кто способен их уловить. Внимание менеджера — это умение находить что-то важное и фокусироваться на этом. И еще одно «В» — это воля, умение переходить от размышления к действию. Нечего долго сомневаться — сделаешь или не сделаешь! Пробуй и действуй! Этот переход от размышления к действию очень важно осуществить. Можно сказать, что в ситуации неопределенности действует правило: наблюдай, учись и действуй!

Предлагая вниманию читателя Модуль 9 «Командообразование», стоит отметить три составляющих командного успеха: вовлеченность каждого участника, умение работать в команде и кросс-функциональное взаимодействие. Что имеется в виду? Приведем такой пример. В одном из английских университетов решили понять феномен «Летучего голландца», распознать в ходе экспериментальных испытаний, в чем секрет молниеносности викингов? Почему вдруг судно, простейшее по всем описаниям, без всяких двигателей, на парусной основе, достигало удивительных скоростей? В ходе исследования выяснилось много необычного: и способ обработки древесины (до сих пор эти сосны растут в Норвегии), и удивительная вещь — парус, сотканный из шерсти (шерсть ведь впитывает влагу). Моделируя в современных условиях «боевой корабль викингов», исследователям практически удалось воспользоваться всеми догадками, которые у них возникали в процессе работы. В Норвегии даже были обнаружены овцы, шерсть которых обладает водоотталкивающим эффектом. Но самая сложная задача состояла в том, чтобы смоделировать организационную сторону работы экипажа. После расшифровки сохранившихся гравюр выяснилось, в чем состоял ключевой успех «Летучего голландца». Изображенные на рисунках люди не просто так сидят в челноке. Они держат каждый свою бечевку от конкретной части паруса! Понимаете, командная работа — это когда каждый из нас отвечает за свой кусочек паруса и пытается именно его наполнить наибольшей энергией для скорости. А что делает лидер? Ему остается следить за направлением движения и дирижировать.