Ян Пуркаястха, «трюфельный магнат»

Ян Пуркаястха — молодой американский предприниматель с индийскими корнями. Ему 23 года, он основал фирму «Regalis Food», которая занимается продажей трюфелей, выращенных в собственном грибном питомнике в Арканзасе, США. Компания снабжает трюфелями 80% самых престижных ресторанов Манхеттена. Прибыли «Regalis» в этом году составили от 3 до 4-х миллионов долларов. Ян особенно занят осенью, пиковый сезон урожая итальянских белых трюфелей, которые по прайс-листу его фирмы стоят $6,500 за килограмм.

«Трюфели очень популярны в мире и считаются деликатесом. Существуют три вида трюфелей — черный, серый и белый. Черные трюфели обычно растут во Франции, белые в Италии, а серые можно найти в Северной Америке. Белые трюфели считаются самыми изысканными и стоят дороже остальных. Они имеют аромат, напоминающий чеснок. Их можно есть в сыром виде», — делится Ян.

В детстве Пуркаястха любил собирать грибы в лесу с родителями. Будучи учеником седьмого класса, он писал рефераты и заметки в местную газету о грибах, которые собирал. Впервые попробовав на отдыхе равиоли с трюфелями, он влюбился в этот деликатес. «Я говорил только о трюфелях и еде. Это была не самая популярная тема среди моих сверстников в школе», — вспоминает Ян. 

Работая над очередным докладом, Ян нашел статью в Интернет о том, что во Франции продаются трюфели по высокой цене и что эти грибы пользуются большой популярностью. Предприимчивый юноша решил заработать на продаже грибов. В 2008 году Пуркаястха сновал компанию «Tartufi Unlimited» и занялся импортом трюфелей в Америку. Первый фунт трюфелей на перепродажу Ян купил через Интернет у поставщика из Франции. Большую часть он тут же продал шеф-повару местного ресторана, а выручку направил на покупку следующей партии. «В перерывах между уроками физики я продавал трюфели из своего гаража», — говорит Ян.

Клиенты платили вовремя, но о большой прибыли речь не шла. Импортировать трюфели было очень сложно. Развернуться не давали импортные пошлины. За каждую партию импортированного товара нужно было заплатить в казну $800. Приходилось преодолевать бюрократические барьеры четырех федеральных ведомств. Были проблемы и с надежностью поставщиков. Доставка каждой партии была под угрозой срыва, ведь трюфели хранятся всего лишь 7 дней. Успеть договориться, привезти и развезти в лучшие рестораны этот гриб Пуркаястха едва успевал.

Дела пошли на поправку летом 2009 года, когда Ян познакомился с Эмануэле Музини, главой итальянской семейной компанией «PAQ Gubbio». Музини как раз искал хорошего дистрибьютора в Америке. «Я знал, что этот парень очень молод, но и понятия не имел, насколько он юн», — вспоминает Музини. После нескольких бесед Эмануэле согласился стать эксклюзивным поставщиком Пуркаястхи. Спустя полгода юный предприниматель стал представителем «PAQ Gubbio» а Америке и переехал жить поближе к НьюЙорку, где он мог осуществить уже давно задуманную идею — получение прибыли от продажи трюфелей.

Вскоре Ян Пуркаястха открывает первый в США питомник трюфелей в Арканзасе. «Его энтузиазм заразителен», — говорит Уэйн Худеч, один из бизнес-партнеров Яна. «Однажды, Пуркаястха предложил мне выделить часть моего ранчо в Арканзасе под трюфельную плантацию. Я согласился. В то время я занимался там разведением крупного рогатого скота и лошадей. Мы потратили $5000 на покупку 200 саженцев лещины. Засыпали участок 50 тоннами извести, чтобы добиться подходящей для трюфелей кислотности почвы. Эти грибы достаточно прихотливы. Первый урожай снимается не ранее чем через четыре года», — вспоминает Уэйн Худеч. Продавать трюфели с собственной плантации оказалось очень выгодно — грибы всегда свежие, а бизнес не зависит от импортных пошлин.

Сейчас трюфельный питомник может производить приблизительно полторы тонны трюфелей в год. Он снабжает всех клиентов Нью-Йорка. Трюфель от Яна стоит $12 000 за килограмм. Клиентура у предпринимателя элитная — фешенебельные гостиницы, дорогие курорты, эксклюзивные рестораны.

«Самый большой белый трюфель, который я продал, весил 916 грамм. Он был размером с футбольный мяч. Я заработал $8,200. Трюфель предназначался для закрытой вечеринки на 50 гостей, я думаю, что они там хорошо повеселились», — говорит Ян. Молодой предприниматель планирует выпустить книгу в апреле о своей истории — «Трюфельный мальчик». «Достаточно сложно писать мемуары, когда ты так молод», — говорит он.

Пуркаястха не тратит много денег на рекламу и маркетинг. Предприимчивый юноша сам каждый день развозит продукцию по клиентам в небольшом фургончике. Он всегда на связи. Ян лично обзванивает рестораны — в день около 20 звонков. Он может зайти с черного входа и сказать: «Вам нужны трюфели?». Пуркаястха всегда честен с клиентами, а шеф-повара поражаются, как много он знает о трюфелях. Ян дружит со всеми управляющими ресторанов Манхеттена и всегда может получить от клиентов обратную связь о своей продукции.

Однако $40-миллионный трюфельный рынок США, который штурмует недавний школьник, совсем не прост. На нем десятки лет доминируют компании Sabatino Tartufi и Urbani Truffles. Конкуренция очень жесткая. Молодой предприниматель может просто ее не выдержать и уйти с рынка, занявшись на заработанные деньги чем-то более интересным для молодого юноши.

«Трюфели избрали собственную стратегию выживания на нашей планете. Эти грибы предпочли скрыться под землей. Они очень редки и растут на глубине до 30 сантиметров. Однако в целях сохранения вида трюфелям необходимо размножаться. Для этого они и приобрели свой исключительный аромат, который служит им для привлечения животных», — говорит Ян.

Интересен тот факт, что существует такое явление, как охота за дикорастущим трюфелем. К примеру, в Италии это достаточно распространенное явление. Но не всегда при нахождении большого трюфеля следует радоваться. Крупный размер иногда говорит совсем не о качестве. Известны даже специальные грибные (трюфельные) аукционы, где гриб продают не килограммами, а в граммах.