Как не стоит путешествовать по России

Любое путешествие расширяет горизонты и прочищает мозги.
Джоанн Харрис. Кошка, шляпа и кусок веревки

Все говорят, что мечтают выбраться отсюда, посмотреть мир,
но как доходит до дела, дальше своего скворечника клюв не высунут.
Махни крылом (Yellowbird), 2014

Предыстория.

Появление в моей жизни маленького человечка изменило её кардинальным образом, подчинив её всю одному — моему сыну. Но если поведение, цели, окружение можно корректировать, то характер так просто не перекроишь, и скрытый на время авантюризм иногда делал слабые попытки вырваться наружу. И такой шанс появился. Мои друзья переехали жить в Белгород, а школьная подруга собралась на свадьбу в маленькое село Кантемировка, которое расположено как раз между Белгородом и Воронежем, всего-то в 300 км. И когда я узнала, что Марина поедет на автомобиле, не задумываясь, предложила свою компанию в пути. А путь не близкий — 1700 км. Где был мой мозг и моя осторожность в то время — не знаю, но день поездки определен, я еду. Ура, товарищи, ура!

День первый.

Для начала познакомимся со всеми героями путевых заметок. Главный действующий персонаж этого путешествия — водитель — Марина, моя школьная подруга. Не менее важный персонаж — штурман — Оксана, т. е. я, повествователь всего этого путешествия. И двое детей: Никита — сын Марины, 19 лет, и Александр — мой сын, 7,5 лет. И едем мы из маленького города, расположенного на юге Архангельской области.

С утра ничего не предвещало разочарований, и путешествие началось как в песенке друзей: «Мы едем, едем, едем, в далёкие края». Штурману выдали несколько листов бумаги с распечатанным маршрутом. О, как я далека от карт и ориентации на местности, но так как особых навыков от меня не требовалось, стать штурманом я согласилась. К тому же у нас был полезный гаджет — навигатор с располагающим к доверию мужским голосом. Мы сразу стали именовать его гордым именем Борис. Эх, как беспечны мы были, Борис же оказался просто Борькой, но не будем забегать вперед и обо всём по порядку.

Путь не близкий. Поскольку Марине надо было заехать по делам в Ярославль, решили ночевать там же. Маршрут проложили через Вологду, так как все расхваливали Вологодскую трассу. Но Борис решил, что ехать через Вологодскую область не лучший вариант, и проложил маршрут через Кострому. Его же никто не посвятил в то, что мы хотим ехать через Вологду. Маршрут ему был задан сразу до Белгорода, а проверить его компетентность мы не догадались. Такое длительное путешествие на машине было первым, соответственно, и ошибок было сделано немало. Пословица «для бешеной собаки семь верст — не крюк» была как никогда актуальна. Несколько десятков километров такой пустяк. Это был не единственный сюрприз первого дня нашего знаменательного путешествия. Зная, что каждый год появляются новые дороги, карты на навигаторе были обновлены, и каким было удивление, когда в Ярославле Борис отказался доставить нас к месту назначения. Почему? А потому, что в нём были города, но не было ни одной улицы. Вот так сюрприз. Приплыли. И, слава богу, на дворе XXI век — век цифровых технологий и ассортимент гаджетов разнообразен. И вот тут нас спасла Алёнка — навигатор в телефоне. Вечерело… В районе 22 часов мы стояли у дверей квартиры, в которой нас приютили на ночлег.

Интересно, почему в каждом населенном пункте обязательно есть экземпляр военной техники? Дань памяти или… Но мозг уже не хочет размышлять, он хочет спать.

День второй.

Первые 780 км пути пройдены. Общепит порадовал: везде аккуратно, в меру чисто, расстройством желудка никто не страдал, было вкусно. Но вот места, извините, общего пользования превзошли все ожидания! Интересно, чей извращенный ум их проектировал? Попав на приём к «фарфоровым джентльменам», стоящим на непонятных постаментах, понимаешь, что надо быть Гудини, чтобы осуществить задуманное. Раз-два-поворот и носом ты аккуратно подпираешь дверь… Интересно, сам создатель сего творения хоть раз попробовал его в деле? Но не будем о грустном. Мы ведь едем отдыхать.

Но утро не задалось. Нас разбудили в 6 утра. И шанс выспаться перед дорогой стал равен нолю. Взвесив все «за» и «против», Марина решила ехать с утра, отменив планы на день: прогуляться по городу, посетить достопримечательности Ярославля, днём поспать и к вечеру выехать. Поняв, что поспать не получится, решила, пока есть силы, ехать дальше. Есть небольшой минус, когда один водитель в таком длительном путешествии. Но всё так, а не иначе.

Помня Борькину выходку с Костромой, по совету друзей стали прокладывать маршрут небольшими расстояниями. И первый наш маршрут этого дня Ярославль — Москва. День не задался с утра и с завидным постоянством продолжился дальше. Полтора часа мы кружили на выезде из города, Борька и Алёнка полностью разошлись во мнениях, как нам ехать.

Неужели мы заперты в замкнутый круг?
Неужели спасет только чудо?
У меня в этот день все валилось из рук,
И не к счастию билась посуда.

В. Высоцкий

И чудо свершилось. Пойманный наугад мужчина вполне адекватно на словах и пальцах объяснил, как выехать из города. Это была третья версия маршрута, отличная от версий Бориса и Алёны, но она наконец-то открыла нам горизонты. Мы едем, впереди Москва. Слабые попытки свернуть на пару километров, чтобы одним глазком глянуть на окрестности, всячески пресекались. И не зря.

На горизонте Московская область, смотрим в распечатку маршрута, смотрим в навигатор. Пока всё хорошо и нет «туч на небе». Немного медленно движемся, но не стоим — уже хорошо. И вот впереди МКАД… С Ярославского шоссе неприметная отворотка на МКАД была нами благополучно пропущена. Да и Борис с Алёной не проявляли беспокойства. Конечно, маршрут же был — Москва, центр. Пока везёт, пробок нет. Уточняю у Марины, неужели мы собрались пересечь всю Москву? Получаю ответ, что нет, что навигатор скомандует, когда свернуть на МКАД. Скажу честно, тут я начала сомневаться в своих умственных способностях. Столько лет прожить в Москве и не ориентироваться в ней… Нет, наверное, я просто что-то забыла. Едем дальше. Едем чуть медленнее, слева Малый театр. И тут мой слух потрясли восторженные возгласы Марины о том, как же оживленно и красиво на МКАДе. Тут следовало бы сказать, что я чуть не упала, но падать было некуда, я была плотно зафиксирована ремнём безопасности в автокресле. Прервав восторженность подруги, я изрекаю: «Марина, какой МКАД, это центр Москвы!». О-о, зря я это сказала. Если до этого Марину не смущало многополосное движение, то сейчас она встала в ступор, осознав, что это не МКАД, а центр города. Её словарному запасу позавидовал бы сам Веня Ерофеев. А так как с нами были дети, пришлось взять себя в руки. Но тут в ступор встали Боря с Алёной. Хорошо, что стояли мы в это время в переулке, где никому не мешали, открыли атлас автомобильных дорог и решили выезжать в сторону Севастопольского проспекта. Пословица «дуракам всегда везёт» сработала безотказно, мы не попали в пробки и благополучно, не создавая аварийных ситуаций, поехали дальше. «А теперь, граждане, посмотрите на главную достопримечательность города — Красную площадь», — сказал бы гид, но гида не было, а площадь была. Вдох-выдох, вдох-выдох, спокойствие, едем. Сменив трассу М8 на М2, настроение улучшилось. Впереди еще 700 км.

К слову сказать, перебоев с едой, бензином мы не знали. Заведения общепита и автозаправок встречались каждые 20 км. Чем ближе цель, тем тяжелее к ней идти. И силы на исходе. Последний казус был, когда мнения Бориса и Алёны снова разошлись. Круговое движение и третий съезд, когда их только два, бедная Алёна, видимо, перегрелась. Борис был прав, но его уже никто не слушал. Встретила нас моя подруга, и мы благополучно достигли первой цели путешествия — Белгорода. Время 23 часа, вокруг народ, прибежавший посмотреть на героиню Марину, которая преодолела одна полстраны. А в голове только одно: «Спать, спать, спать».

День третий и последующие.

Белгород происходит от слов «белый» и «город» и полностью оправдывает свое название, очень чистый и красивый. Можно петь ему дифирамбы, но лучше увидеть. Воздух такой чистый, кажется, что вдохнешь сейчас всей грудью и будешь парить над городом. Сверху вид чудесный: множество парков, зон отдыха, фонтанов и чистота, ни одной соринки. Фонарные столбы украшены флагами Белгорода либо букетами цветов. Неделя пролетела незаметно. И вот он путь назад.

Дорога домой.

В конце всё обязательно должно быть хорошо.
Если что-то плохо — значит, это ещё не конец…

Пауло Коэльо

Наученные горьким опытом, прокладываем маршрут Белгород-Москва. Опыт поездки по Москве уже есть, бояться больше нечего. Оптимистично помахав всем ручкой, мы выдвинулись в путь. В целом все было хорошо. Благополучно к вечеру приехали в Москву, остановились на ночлег. Эмоции от Москвы — это отдельная песня, местами не веселая, поэтому останавливаться на них мы не будем.

Были планы погостить в Москве денечек или два. Но шансы провести это время спокойно и выспаться опять равнялись нулю. Из чего был сделан вывод никогда не останавливаться у друзей/приятелей. Ранним утром удачно проскочили по пустому городу, покинув его границы. Едем домой. Помня про чудесную Вологодскую трассу, проложили у Борьки путь через Вологду. Благо, что в Белгороде карты обновили. Не знаю, как водитель, но как пассажир замечу, что предыдущая дорога мне нравилась намного больше. Уже чуть реже встречались АЗС и общепит. Вологодская область. Не зря это родина деда Мороза. Вот тут наше сказочное путешествие достигло своего апогея. Те «добрые люди», которые хвалили этот маршрут, наверное, злых мыслей не имели, но…

Едем, вокруг лес, населенных пунктов как-то совсем мало… Жарко. Саша просит купить ему мороженое. Марина, уставшая от дороги, просит подождать до ближайшей заправки. Едем, слышим вопль: «Мороженое!». Не моргнув глазом, Марина изрекает, что заправки часто, на следующей обязательно остановимся. Её понять можно, путь реально долгий и тяжелый. А когда он домой, то очень хочется уже до этого самого дома быстрее добраться. Населенные пункты вообще перестали встречаться, бензин на исходе, уверенности, что скоро будет АЗС, уже нет. Уговорив Марину остановиться и узнать у водителей, где же наше спасение, испытали шок. Потому что на расстоянии 80-100 км между заправками нет ничего. В баке почти пусто. Считаем, что пропустив одну, до второй нам не добраться. Обратно ехать км 40, бензина все равно не хватит, вперед 90 километров, вообще добраться нереально. Тут шок испытала я, потому что в машине было все: и арбузы, и дыни, и сгущенное молоко в нереально большом количестве, была еда, было много всего, НО не было канистры. Не то что с бензином, ее не было вообще! Она у нашей блондинки просто не вместилась. О боже. Да можно оставить сумку с косметикой, но взять канистру. Нашли более или менее приличное место: вокруг лес, трасса, если ее можно так назвать, худшей дороги я еще не встречала, но есть плюс — стоянка дальнобойщиков.

Решили ловить попутки в надежде, что кто-нибудь продаст нам чуть-чуть бензина. Шланга у нас тоже не было. Останавливался каждый пятый, но все были с бензином только-только доехать до Великого Устюга. Состояние было близким к паническому, но с нами дети, нельзя паниковать. Вдох-выдох, думаем. Остановился очень хороший дядечка. С бензином, правда, не помог, но дал несколько хороших советов, к тому же поделился тарой — бутылкой из-под воды.

Марина встала по другую сторону дороги и ловит машину. Останавливаться никто не торопился, да и вообще машин было не много. Такое ощущение, что эта забытая трасса, но она единственная. Странно, что машин мало. Остановилась огромная машина. Дядечка так плотоядно улыбнулся, еще бы — эффектная блондинка в шортах кому угодно вскружит голову. Подвести в обратном направлении за бензином согласился, но ехать одна Марина испугалась. Предложила мне. А я тем более боюсь. Поехали вдвоём, оставив детей в машине. Вроде и не много 40 км, но как же долго они тянулись. Я давно так не нервничала. Мыслей в голове было много. Особенно та, как мы поедем обратно с бензином. Дядечка сказал, что мы отчаянные девушки, похихикал, но сунул еще одну бутыль из-под воды и несколько маленьких, чтобы сделать воронку. Дал совет поплакаться ГАИшникам, чтобы они нам машину обратно словили. Поблагодарили и так и сделали. ГАИшники тоже похихикали, но обещали помочь. Какой-то просвет замелькал на горизонте. Подходим к АЗС и слышим злобный рык: «В пластиковые бутылки бензин не разливаем». Но видимо фортуна решила нам немного улыбнуться и в этой глуши оказалась в продаже канистра, и не абы какая, а со шлангом. Хотя она тоже из пластика. Логика продавца осталась не понятной. Но вникать в нее не хотелось, хотелось быстрее к детям. Как они там? К тому же начало смеркаться. ГАИшники, отдельное спасибо, оказались хорошими и, остановив несколько машин, нашли нам ту, которая нас повезла обратно. Естественно пришлось заново пересказать все наше злоключение, водитель похихикал, опять сказал, что мы отчаянные девчонки. Время тянулось не медленно, оно тянулось бесконечно. Столько нервных клеток у меня еще не умирало. Нашей машины на горизонте не наблюдалось, стал закрадываться подлый червячок: «А вдруг ее угнали?». Очередной поворот и вот она — наша красавица.

Мужчина помог нам залить бензин в бак, Александр «вынес мозг» Никите кучей рассуждений:

– Никита, ну что они так долго? Ужинают, наверное, где-то, а мы тут голодные.

– А может они про нас забыли?

– Никита, а мы от голода не умрем?

Ответ его не вдохновил на позитив: «От голода, Саша, мы точно не умрем, в машине куча еды, а вот от холода можем».

Позитивно, нечего сказать. Но мы приехали и готовы ехать домой. Мы не ехали, а неслись со скоростью ветра. Тем более антирадар предательски молчал всю дорогу от Москвы. А зачем сбрасывать скорость там, где он молчит?

Стемнело. Великий Устюг вызвал восторг у всех: Марина мечтала о заправке, я мечтала о заправке, Александр мечтал о мороженом, Никита мечтал попасть домой. От Великого Устюга до нас уже рукой подать — всего лишь 100 км. По пути домой мы решили, что неплохо было бы съездить на машине в Абхазию. «Без канистры, нет, без двух и полных бензина я никуда не поеду», — сказала я и согласилась на авантюру в следующем году.

Знание и мудрость приходят к нам тогда, когда они уже не нужны.
Габриэль Гарсиа Маркес