Юлия Шакирова
эксперт — консультант Global Headway Training & Consulting
Анонс:
Мы — это то, что мы думаем и говорим, и как именно мы это делаем. Умение делать это с пользой для себя и других — профессиональный навык, которому можно учиться всю жизнь.
Коммуникации1 — это общение. Это обмен информацией и мнениями. Это ваша связь с другими людьми, которая происходит постоянно и повсюду. Навык «коммуницировать» растет постоянно в течение жизни: от любого разговора по душам, нового знакомства, общения в магазине, просмотра видео и т.д. И чем дальше мы продвигаемся по жизни, тем лучше мы общаемся.
Я никогда не встречал человека настолько глупого,
что я не мог у него чему-то научиться.
Галилео Галилей
Однако умение справляться со сложными ситуациями, решать конфликты, выигрывать споры, убеждать других сделать по-вашему — этот навык нарабатывается сложнее и дольше. Зато та польза и то качество жизни, которое вы получаете в итоге, несравнимо с прежним. Так, постепенно к каждому человеку приходит понимание того, как важно обучиться PROфессиональной коммуникации или, как еще называют, «навыку эффективного общения».
Коммуникация PRO — вот, что может обеспечить нам возможность силой убеждения быстрее и легче записать ребенка в детский сад или школу, договорившись с директором, убедить непреклонное начальство о повышении, помириться с ценным вам приятелем или добиться от заёмщика оплаты долга.
Начиная разбираться в теме общения, стоит поговорить об инструментах, которыми мы владеем. В данном случае, средства передачи информации от человека к человеку разделяются на «вербалику», «невербалику» и «паравербалику».
Вербальные средства передачи информации — это те слова, которые мы произносим. Слова — очень сильный инструмент. Особенно, когда их слышат. Еще больше они приносят пользы, когда ваши слова понимают. Это пресловутое понимание слов — это очень важный момент, который во многом определяет успех всего разговора. Поэтому люди, знающие и успешные в общении, советуют «говорить на одном языке с оппонентом», «выражаться просто, поясняя и объясняя сложные и спорные термины», «задавать вопросы, чтобы понять, как общается ваш партнер», и т.д. Без этого общение превращается в монолог и заканчивается печально.
С помощью невербальных средств тоже происходит передача информации. Невербалика — это несловесные символы и знаки (например, жесты, мимика, рисунки и т. п.).
Примеры невербальных признаков и их значение.
Позы и телодвижения |
Движения кистей, рук и ног |
Взгляды и выражения лица |
Значение |
Движение вперед Наклон |
Открытые ладони Расстегивание воротника Нескрещенные руки и ноги |
Легкая улыбка Хороший зрительный контакт |
Открытость, гибкость, искренность
|
Резкие телодвижения |
Скрещенные руки и ноги Сжатые кулаки |
Минимальный зрительный контакт. Мимолетные взгляды в сторону, плотно сжатые губы |
Защита, скептицизм, настороженность |
Колебание |
«Игра» с предметами. Чрезмерное движение ногами. Потирание носа, мочек ушей. Рука у рта |
Чрезмерная «стрельба» глазами Частые взгляды по сторонам Натянутая улыбка |
Обман, нечестность, скрытность |
Голова обхвачена ладонями Спина ссутулена |
Барабанить пальцами. Болтать ногами. «Игра» предметами. Постукивание ступнями по полу |
Редкий зрительный контакт Поглядывание на часы Отрешенный взгляд Зевота |
Скука, нетерпение, нехватка заинтересованности |
Профессионалы общения легко умеют правильно считывать подсознательную реакцию своего собеседника и использовать эти знания в свою пользу. По данной теме написана книга Пола Экмана «Психология лжи». Кстати, он же являлся консультантом популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»).
Третье средство коммуникации — это «паравербалика» или то, как мы говорим: наши интонации, смысловые акценты, выразительность голоса.
Умение качественно иллюстрировать свою речь «невербальным» и «паравербальным» — едва ли не важнее самой речи. Ученые вообще утверждают, что в прямом общении наиболее эффективны именно невербальный (60%) и паравербальный (30%) каналы. А слова оставляют осадок в душах и умах слушателей, всего лишь на 10%. Вот почему иногда в ключевых жизненных ситуациях, когда на кону ваш успех или даже жизнь, и в этот момент вам дают последнее слово… Не все ваши слова услышат и поймут. Но важно другое: с КАКИМ внутренним посылом вы это сделаете, и какой след оставите в сердцах слушателей.
Не важно ГДЕ, не важно ЧТО, а важно С КЕМ, и важно КАК.
Между тем абсолютно у всех в общении время от времени возникают сложности. Обмен информацией часто затруднён из-за преград, которые получили название «коммуникативных барьеров».
Коммуникативные барьеры — это всё то, что мешает коммуникациям, затрудняет их.
Эти разрывы в беседе могут быть вызваны абсолютно разными причинами, соответственно которым выделяют типы коммуникативных барьеров:
-
Информационные и логические барьеры.
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. «барьеры коммуникации», связаны не с искажением информации или ее недостатком, или неожиданной логикой рассуждений.
-
Эмоциональные, социальные и психологические барьеры.
Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации другому человеку. Может быть, из-за социально-культурных различий, религиозных и политических привязанностей, а может из-за несоответствия психологического состояния слушателя вашей речи. Кстати, препятствием на пути к согласию и пониманию слов может являться опасение потерять влияние (над человеком, группой).
-
Сенсорные барьеры.
Примеры: плохая телефонная связь, дефекты речи и дикции, проблема избытка профессиональных терминов в речи, жаргона, сленга и т.д.
Все мы разные. И наши различия обязательно проявляются в словах, которые мы говорим. Если вы используете речевые обороты «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у собеседника абсолютно автоматически возникает явное или скрытое сопротивление. Чтобы избежать спора, опытные бойцы используют более обтекаемые по смыслу слова: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно», «будьте добры» и др.
Возможные ошибки в речи, которые провоцируют разрыв коммуникации.
Слова, провоцирующие негатив |
Название |
Определение |
К какой реакции собеседника приводят |
Лечение |
Так, вот, это самое, как-то так… |
Слова-паразиты |
Сорные слова, которые не несут смысловой нагрузки, заполняют паузы, пока говорящий думает, индикатор нехватки словарного запаса |
«Вы что там заикаетесь! Быстрее шевелим пальцами!» |
Лечится увеличением словарного запаса путем чтения. Также полезно чаще выступать на публике, записывая речь на аудио или видео. |
Нет, обязаны, должны, вы должны были сразу, еще раз вам повторяю, успокойтесь… |
Слова-раздражители |
Это слова, при восприятии которых в воображении собеседника возникают негативные эмоции и образы |
«Я вам ничего не должен! Это вы мне должны!» |
Раздражители лучше заменять на нейтральные фразы: «необходимо», «возможно возникло недопонимание...», «это действительно важный вопрос». |
Да не вопрос, это не проблема, молодой человек, девушка… |
Просторечные выражения |
Слова, которые не употребляются в деловом общении (жаргонизмы, упрощенные выражения) |
«Вас вообще учили разговаривать?! Вы мне нормальными словами объясните!» |
Лечение «фильтрацией базара»: обращение по половому признаку заменяется на обращение по имени. Жаргонизмы и др. недопустимы в опасной ситуации. |
Ваще, чееек, чо, эт ща уточним… |
Ленивая речь |
«глотание» звуков, слогов слова, окончаний |
«Что вы там мямлите? Позовите мне того, кто мне сможет ответить!» |
Проговаривать все звуки до единого, тренироваться скороговорками и чтением вслух |
Вопросик, телефончик, номерочек… |
Уменьшительно-ласкательные конструкции |
Слова, содержащие частицу «чк» «чик» |
«Нормального мне кого-нибудь позовите, кто у вас там старший» |
Избегать добавления частиц «чк» и «чик» |
Не подскажете? Не знаете? Не помните? Теперь это не так! Вы не то сделали… |
Отрицательные конструкции |
Вопросы (выражения), содержащие частицу «не» |
«А вы подумайте! Мне сейчас надо решить этот вопрос!» |
Позитивная утвердительная формулировка. Фразы, отражающие просьбы. |
Опытные коммуникаторы всегда следят за своей речью. Особенно в тех случаях, когда сама ситуация подразумевает возможность возникновения спора. В эти моменты нужно вдвойне осторожно подбирать слова, избегая вышеперечисленных «опасных» в такой ситуации слов.
Кроме правильных слов, важно понимать, что некоторые ваши действия могут разряжать обстановку. Другие же действия — усугублять.
Факторы, повышающие и снижающие напряжение коммуникации.
Повышающие напряжение |
Снижающие напряжение |
Перебивание партнера |
Предоставление партнеру возможности выговориться |
Подчеркивание различий между собой и партнером |
Подчеркивание общности с партнером (сходства цепей, интересов, мнений, личностных черт и др.) |
Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
Проявление интереса к проблемам партнера |
Принижение партнера, негативная оценка партнера |
Подчеркивание значимости партнера и его мнения в ваших глазах |
Отрицание собственной неправоты |
В случае собственной неправоты — немедленное ее признание |
Поиск виноватых и обвинение партнера |
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации |
Переход на личности |
Обращение к фактам |
Применение этих знаний очень помогает в повседневной жизни.
Приведем конкретный пример. Допустим, вы определили ошибку у вашего хорошего работника. Теперь перед вами стоит задача — сообщить вашему подопечному о ней.
Продумывая будущий разговор, нетрудно предположить, что человеку может не понравиться то, что вы будете ему говорить. Никому не нравится, когда его исправляют или ругают за ошибку. Такая критика разрушительна и носит название «деструктивной». Критикующий своими словами как бы «стирает» право человека на подобные действия. Он дает понять, что действия в корне неправильные, и в итоге полностью заменяет их своими «правильными» действиями. Такое сообщение об ошибке полностью демотивирует сотрудника, лишая желания исправить ситуацию.
Конструктивная же критика предполагает сохранение всего положительного, что было сделано, и устраняет имеющиеся недостатки. Результатом конструктивной критики является усовершенствованный алгоритм действий в подобной ситуации в будущем. Причем эти шаги согласованы и сотрудником, совершим оплошность, и критикующим. Это акт совместный и добровольный, ведущий к общему благу. Отличить конструктивную критику легко: в ней обязательно присутствуют конкретные цифры и факты, а отсутствуют слова, принижающие личность человека: «ты — всегда», «ты — никогда», «как всегда…», «опять» и т.п.
Конечно, сам процесс сообщения об ошибке неприятен. Однако стоит помнить, что затягивать с такой беседой еще опаснее. Ведь пока вы собираетесь с силами поговорить, ошибка может повториться.
Подобную беседу лучше продумать заранее, четко обозначив, какого алгоритма придерживаться. И заранее настроившись «фильтровать» опасные слова.
Под алгоритмом мы понимаем не четко и полностью продуманный диалог, а выгодную вам последовательность шагов, используя которые, вам будет проще и легче достичь нужной цели.
АЛГОРИТМ КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ
-
Покажи сотруднику, что видишь сделанное.
Этот шаг алгоритма убирает сопротивление оппонента и его эмоции. Больше всего негатива человек принимает со словами, что он ВСЁ ВСЕГДА делает неправильно. На самом деле изменения нужно производить ступенчато и постепенно, сохраняя то лучшее и правильное, что уже есть.
2. Поясни, почему это — ошибка, и какие действия сотрудника привели к ней.
Ошибка — не сам человек. Ошибка — это действия, которые приводят к негативной реакции чего-либо. Например, опечатки в тексте приводят к тому, что смысл написанного теряется. Ошибки на производстве опасны остановкой оного и потерей прибыли (а вследствие этого и зарплаты самого сотрудника). Поэтому, второй шаг этого алгоритма — это фундамент, закладывающий столп к желанию и мотивации на изменения в действиях. Умение показать следствия его ошибки во многом упрощают следующий этап разговора.
-
Наметь дальнейшие шаги, необходимые для достижения нужного результата
Поясните, какие действия обеспечат нужный результат. Чтобы исправить ошибку в прошлом, нужно объяснить, что стоит сделать в будущем.
Помните, что речевые ошибки: разные слова-раздражители («ты — должен», «обязан», «надо», «ошибка», «но» и т.д.), а также оценочные суждения («ты-плохой\хороший», «отлично», «прекрасно») сводят «на нет» все ваши старания. Ведь уже сами по себе они вызывают недовольство и желание поспорить.
Умение сохранить и приумножить лучшее, что в нас есть, использовать свой опыт в будущем и передать полученные знания другим становится возможно посредством общения и коммуникации. Не зря это слово — одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в повседневной речи. От слова «коммуникация» в русском языке происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность) и «коммуникабельный» (общительный человек).
А в споре и конфликте, как на войне, победителей нет. И доказав одно, вы можете потерять что-то гораздо более ценное.