Даже у топов можно «вычислять» ложь, если владеть их информацией

HR-директор группы компаний SearchInform Кирилл Медведев

Поскольку читатель СД владеет информацией топа, то смеем предположить, что ему не сложно догадаться, когда босс что-то скрывает....

Какие виды и формы лжи Вы встречали у сотрудников за время своей работы?

Первая ложь, с которой сталкивается HR в работе — это попытки соискателя преподнести себя в «максимально выгодном свете». Я к этому отношусь с пониманием, так как для кандидата естественно желание произвести хорошее первое впечатление. Ведь на собеседовании оно играет очень важную роль, поэтому всегда есть соблазн немного приукрасить действительность.

На этом этапе, как правило, можно наблюдать преувеличение собственного опыта, степени владения навыками, продолжительность работы в должности и т.д.

Уже трудоустроенные специалисты могут лгать следующим образом:

— показная демонстрация своих заслуг и своей работы для получения каких-то материальных благ и выгод (премии, включение в кадровый резерв/назначение на желаемую должность, выделение дополнительной мотивации и пр.);

— сокрытие каких-либо недостатков в работе (несоблюдение сроков, явные просчеты, просто боязнь получить какое-либо взыскание по надуманным причинам и т.д.);

— сокрытие преступных мотивов (к примеру, получение конфиденциальной информации для передачи ее третьим лицам);

— не классический случай: сотрудник сочиняет «красивый рассказ о достижениях на прошлой работе», чтобы получить одобрение и признание коллег (но, как правило, такое до руководства не доходит, и человек становится неформальным лидером в группе сотрудников);

— бытовая ложь из-за нежелания идти на конфликт с руководством или другими сотрудниками («Извини, шеф совсем загрузил работой, не могу тебе помочь», — говорит сотрудник, а на самом деле просто не желает помогать соседнему отделу, но и отношения портить тоже не хочет).

Искусная ложь опаснее «троянского коня». По каким признакам ее можно распознать, если врут топы?

Ложь в исполнении топа в целом не отличается от лжи рядовых сотрудников, распознать ее можно, как и любой другой обман. Это либо постоянные нестыковки в мелочах, либо «идеальная картинка» в описываемой ситуации.

Главная сложность в распознавании лжи топов в том, что зачастую очень узкий круг лиц владеет и свободно ориентируется в информации, которая используется для обмана и получения выгоды кем-то из руководства.

Какие нужно предпринимать действия и как часто, чтобы никому неповадно было лгать?

Хороший способ проверять «на вранье» в рамках должностных обязанностей — это внеплановые проверки. Работает и совмещение традиционных способов проверки с современными средствами (DLP-решения/системы контроля рабочего времени). Лгать сотрудник не будет, только если знает, что обман неизбежно будет раскрыт. Во многих компаниях сегодня есть целые отделы по обеспечению безопасности, с которыми HR должен работать в четком взаимодействии. В идеале руководителю по работе с персоналом необходимо иметь собственные средства автоматизированного контроля сотрудников. Это позволит миновать звено безопасников и оперативно решать внутренние проблемы.

Кроме того, достаточно эффективный способ — кадровые ротации, когда специалист замещается другим. Но такое применимо, естественно, только в средних и крупных компаниях.

Можно ли на собеседовании или испытательном сроке проверить кандидата на потенциальную слабость ко лжи? И как это сделать?

Классический способ проверки — рекомендации с предыдущего места работы, буквально 3-5 вопросов дадут представление о достоверности информации, предоставленной сотрудником. В рамках собеседования классической считается схема, когда задается несколько вопросов на одну тему в начале и в финале собеседования. Но это требует определенного мастерства от HR и отличное знание профессиональной области по обсуждаемой должности.

В период испытательного срока для проверки можно использовать специальные программы, которые анализируют, как сотрудник тратит рабочее время. Они дадут объективную информацию, насколько новый работник дисциплинирован, есть ли у него склонность к затягиванию сроков, к пустой трате рабочего времени, к очень распространенной сегодня интернет-зависимости (от социальных сетей, от онлайн-игр и т.п.). Ведь никто добровольно не станет сознаваться в подобных профессиональных «особенностях».

Есть ли у Вас наблюдения о том, кто, когда и почему в бизнес-командах готов идти на дезинформацию руководителя компании?

Подобных историй у нас масса: мы разрабатываем DLP-решение и, естественно, используем его в своей компании. Специфика работы системы как раз в том, чтобы «ловить за руку» обманщиков и инсайдеров. У меня лично есть неприятный опыт столкновения с «сотрудником-интриганом», который ради новой должности вводил в заблуждение генерального директора, придумывал себе достижения, подчеркивал промахи других и при этом настраивал коллектив против политики руководства. Доказательства «подрывной деятельности» появились довольно быстро. То, что упускали мы, показала система.

Сотрудники идут на обман всегда ради выгоды — материальной или нематериальной. Хотят либо дополнительного заработка, либо продвинуться по карьерной лестнице, либо скрыть собственные огрехи в работе.

На вопрос «кто чаще всего обманывает?» могу ответить только в части материальной выгоды. Мы собирали статистику по клиентам на конференции для специалистов по информационной безопасности. Задавали вопрос: какие сотрудники в вашей компании пытались завладеть конфиденциальной информацией для ее продажи? Опрос более 1500 специалистов по России показал, что это чаще всего менеджеры/руководители подразделений, IT-специалисты и бухгалтеры. Логика здесь простая — это люди, которые имеют доступ к важной информации и могут получить от ее продажи определенные дивиденды.