Дресс-код в России

Весной этого года сотрудницу ресепшена, расположенного в офисе аудиторской компании Лондона, отправили домой в середине рабочего дня. Такая жесткая реакция компании возникла исключительно на отказ женщины надеть туфли на каблуках, высота которых была строго регламентирована дресс-кодом данной аудиторской фирмы. На объяснения сотрудницы, что на каблуках высотой от 5 до 10 сантиметров ей будет тяжело провести весь день на ногах, компания ответила «непониманием возникшей проблемы», после чего женщину попросили покинуть офис, не заплатив ей за отработанное время. Согласно британским законам компания имеет право утверждать дресс-код, который обязателен для исполнения. При этом требования к внешнему виду могут отличаться по гендерному признаку, а сотрудники компании, мужчины и женщины, должны беспрекословно ему подчиняться.

Часть первая.

Не секрет, что деловой дресс-код, т.е. строго регламентированная форма одежды, сегодня приветствуется и многими российскими компаниями. Прежде всего, это связано с формированием определенного «образа» компании, позиционирующей себя как «серьезная, стабильная фирма», прогрессивно идущая в ногу со временем.

Конечно, не все так однозначно, и у дресс-кода всегда были и есть противники и ярые приверженцы подобного самовыражения компании в целом, однако отрицать тот факт, что определенный стиль фирменной одежды благоприятно влияет на формирование мнения клиентов о компании, не стоит. Именно поэтому дресс-код стал неотъемлемым атрибутом бизнеса, регламентирующим деловой стиль одежды сотрудников.

По наличию дресс-кода все российские компании можно дифференцировать на компании, в которых введен обязательный дресс-код, где есть желательный дресс-код, и те, где регламентирован условный дресс-код.

Обязательный дресс-код — это жесткие, авторитарные, прописанные по западному образцу правила, регламентирующие деловой стиль в одежде сотрудников. Подобные фирмы придерживаются довольно строгого дресс-кода, который прописан в своде правил поведения в компании, и таких организаций в России не более 30%. Как правило, это финансовые структуры, юридические и консалтинговые фирмы.

Желательный дресс-код — это исключение определенной формы одежды сотрудников на рабочих местах, при этом компания придерживается так называемого «делового стиля», не включая casual. Деловой стиль одежды не навязывается компанией, а разрабатывается самими сотрудниками, и ими же принимается как стандарт внешнего вида. Желательного дресс-кода придерживаются более 60% компаний в России.

Условный дресс-код чаще всего присутствует в молодых, креативных компаниях, которые отказались от дресс-кода как такового, считая, что каждый человек должен иметь право на свободу самовыражения. Справедливости ради, следует отметить, что все-таки некоторые ограничения в стиле одежды для офиса остаются и в подобных компаниях, предпочитающих casual. Откровенно спортивная, вечерняя или нарочито вызывающая одежда все-таки находится под запретом. На долю таких компаний приходится не более 10%.

Часть вторая.

Каждая компания относится к дресс-коду сотрудников исходя из собственного мнения, опыта и достижения желаемой цели. Отмечено, что не существует единого стандарта дресс-кода, и каждая компания создает свой собственный «шаблон», которого и должны придерживаться сотрудники. В целом в российских компаниях придерживаются «Lite» варианта дресс-кода, по сравнению с западными фирмами, да и применение таких жестких санкций, как увольнение, крайне редки.

Тем не менее установлены негласные правила, действующие почти в 90% российских компаний, которые подразумевают под деловым стилем одежды сотрудников определенные моменты, различающие и по гендерному признаку.

Так повелось, что мужской дресс-код более консервативен и оперирует одним и тем же набором одежды, который включает в себя деловой костюм коричневого, темно-синего, серого или бежевого цвета, допускается чуть заметная «клеточка» или приглушенная «полоска». Реже допускаются костюмы черного цвета. Если пуговиц на пиджаке больше чем одна, то последняя пуговица обязательно не застёгивается. Один и тот же костюм лучше не носить подряд более двух дней, это тоже условия обязательного или желательного дресс-кода.

Идеальными считаются рубашки белого или пастельного цвета, условно подойдут и рубашки темно-синего, серого, шоколадного, кофейного оттенка, при этом рубашка должна быть светлее костюма. Совершенно не подходят блестящие, прозрачные, шелковые рубашки, а так же рубашки с принтами. По правилам дресс-кода рубашки должны меняться ежедневно.

Дресс-код для мужчин подразумевает галстук, который является завершающим штрихом к портрету успешного человека. Галстук не должен быть светлее рубашки, иметь ярких, «кричащих» принтов, а черный галстук надевают исключительно на траурные церемонии.

Кстати, необходимо отметить, что так называемые «встречи без галстуков», т.е. неофициальные встречи, которые не подразумевают решения глобальных вопросов и подписания важных документов, однако не исключают обсуждения серьезных перспектив на будущее, приветствуются многими российскими компаниями. Другие фирмы, придерживаясь строгого дресс-кода, разрешают своим сотрудникам по пятницам не надевать галстук, давая некоторые послабления в деловом стиле одежды.

Идеальной обувью для мужчин в обязательном или желательном дресс-коде считаются классические туфли черного цвета, матовые, без принтов и украшений.

Основными отличиями между «зимним» и «летним» дресс-кодом являются различия в составе ткани и в цвете. Более легкая ткань и более светлые оттенки допускаются летними месяцами, но при этом чистый лен и хлопок тоже недопустимы. В летний период в некоторых компаниях разрешается рубашка с коротким рукавом, но классического стиля, а также разрешается не носить галстук.

Подведем итоги. Обязательный или желательный дресс-код для мужчин:

1. Деловых костюмов должно быть несколько: из более плотных тканей и темных расцветок для холодного времени года и из более легких тканей и светлых расцветок для теплого времени года. Черный костюм разрешен крайне редко, а вот белый исключается полностью.

2. Рубашка должна быть с длинным рукавом, обязательно светлее, чем костюм. В теплое время года допускается рубашка с коротким рукавом, но непременно классического кроя.

3. Недопустим черный галстук или галстук светлее рубашки. Не приветствуются яркие, вызывающие галстуки с принтами.

4. Идеальной обувью считаются закрытые кожаные туфли темных расцветок в любое время года.

5. Мужчинам из украшений разрешается только обручальное кольцо.

И еще. Даже летом нельзя снимать пиджак во время официальных встреч или на планерке у «босса».

Дресс-код для женщин всегда был отдельной и отчасти «больной» темой для многих компаний. Дело в том, что «загнать» прекрасную половину человечества в определенные, порой жесткие рамки самовыражения — довольно трудная задача. К тому же даже строго прописанные стандарты («светлый верх, темный низ») при чисто женском взгляде на правила могут внести заметные отклонения от делового стиля. Именно поэтому деловой стиль в одежде для женщин прописан более тщательно, при менее жёстких ограничениях по типу «мужского делового стиля», который подразумевает обязательный деловой костюм и рубашку с галстуком.

Прекрасной половине разрешено появляться на рабочем месте и в брючном костюме (лучше шоколадного или серого цвета), и в блузке с юбкой, и даже в платье, избегая лишь определенных моментов в деловой одежде. При этом цветовая гамма для делового стиля в женской одежде не отличается от «мужского варианта». Те же серые, темно-синие, шоколадные и бежевые оттенки.

Слишком облегающие юбки, платья, всевозможные «мини» и «макси», прозрачные блузки и яркая обувь на высоком каблуке исключаются полностью. Что касается макияжа, парфюмерии, аксессуаров и прически, то деловой стиль подразумевает умеренность во всем и нивелирование излишеств.

Женская обувь — один из самых непростых моментов обязательного дресс-кода — подразумевает закрытую модель (и зимой, и летом), на каблуке около 5 сантиметров, темного цвета. Деловой дресс-код категорически запрещает туфли на шпильке, «лабутены», «балетки», открытые босоножки. И самое главное: даже в самую жаркую погоду нельзя появляться в офисе с голыми ногами.

Подведем итоги. Обязательный или желательный дресс-код для женщин:

1. Деловой костюм, который представляет собой вариант с брюками классического кроя либо с юбкой, строгое платье до середины колена коричневого, синего, серого или бежевого цвета.

2. Блузка должна быть однотонной, светлее, чем костюм или юбка. Если женщина выбирает деловое платье, то его силуэт не должен быть вызывающе приталенным, обтягивающим, исключены декольте и высокие разрезы.

3. Идеальная обувь для женщин — это закрытые темные туфли на каблуке около 5 сантиметров.

4. Обязательными являются колготки или чулки классических расцветок, без украшений, «сеточка» не допускается.

6. Женщинам разрешается одновременно носить не более трех украшений, одно из которых — обручальное кольцо.

7. Макияж и маникюр должны быть обязательно, но не яркими и не вызывающими. Парфюм легкий и ненавязчивый.

Кстати, именно женская половина компании всегда наиболее болезненно реагирует на введение жесткого дресс-кода в отличие от мужчин, которые практически всегда поддерживают соблюдение единых правил в деловой одежде.

Часть третья.

Как бы вы ни относились к «внешней оболочке» как к средству передачи информации о себе, считая свой внутренний мир, запас знаний и навыков уникальным, неоспоримым достоинством, эффект ореола или гало-эффект имеет место быть и действует безотказно.

Под эффектом ореола или гало-эффектом принято называть результат воздействия общего впечатления о человеке на восприятие его индивидуальных особенностей. Социологи пришли к выводу, что при первой встрече более 50% впечатления отводится внешнему виду, около 40% манере поведения и языку жестов и менее 10% тому, что было сказано.

Именно поэтому дресс-код — это завуалированный посыл оппоненту, несущий определенную информацию. Кстати, данную информацию можно варьировать в зависимости от того, какая цель поставлена во главу угла. По статистике, для того, чтобы полученный визуальный ряд сформировался в эффект ореола, требуется менее минуты, и именно этого времени бывает достаточно, чтобы сформировать первое впечатление от собеседника. Как говорят психологи, для того, чтобы исправить первое отрицательное впечатление, потребуется еще как минимум семь дополнительных встреч. Абсолютно ясно, что первое впечатление формируется исключительно из того, что можно увидеть, т.е. это внешний вид: одежда, прическа, манеры, улыбка.

Психологи даже проводили определенный эксперимент, когда один и тот же кандидат при устройстве на работу проходил собеседование в разной одежде. Удивительно, но при одном и том же багаже знаний, навыков и умений в большинстве своем работодатели отдали предпочтение кандидату, когда он приходил на собеседование, придерживаясь строго дресс-кода. Получается, что дресс-код — это некий зашифрованный сигнал, который несет информацию о благополучии и надежности оппонента и априори наделяет его, быть может, не существующими положительными качествами.

Утверждение, что «второго шанса произвести первое впечатление не бывает никогда», психологи считают совершенно верным и не подлежащим сомнению.

Для справки.

Дословно «дресс-код» (от англ. dress-code) — это определенная форма одежды, иначе говоря, кодекс одежды, обязательный для исполнения при посещении установленных мест, мероприятий, организаций. Не удивительно, что именно чопорные англичане более ста лет назад ввели в обиход не только само понятие «дресс-кода», но и строгие требования, регламентирующие жесткий формат одежды, некий свод правил, обязательный при посещении определенных мероприятий и мест.