Офис или Фриланс? Опыт из первых рук

Значение загадочного для русского уха слова «фрилансер» до сих пор не понятно многим. Кто-то представляет себе бездельника, отдыхающего на пляжах Гоа по полгода и подрабатывающего по два часа в день через интернет. Кто-то — успешного бизнесмена, работающего на себя. Так или иначе, многие сегодня мечтают отказаться от «офисного рабства», но страх потерять стабильный оклад и взять на себя полную ответственность за свои дальнейшие заработки останавливает подробнее по ссылке.

Чтобы понять, стоит ли бросаться в пучину фриланса, мы поговорили с четырьмя бывшими помощницами руководителей, которые ушли на «вольные хлеба» и являются сегодня исполнительницами онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com, и узнали у них, какие подводные камни могут ждать на этом пути.

Ольга Васильева

У меня было несколько мест работы — в основном крупные российские компании. Профессию помощника руководителя я выбрала еще будучи студенткой: тогда было сложно устроиться куда-либо без опыта работы.

В круг моих обязанностей входило ведение документооборота приёмной руководителя, выполнение различных поручений, иногда были и командировки. В командировках в основном я помогала с организацией конференций и совещаний руководителя. Это из приятного функционала. Не очень первое время мне нравилось носить чай-кофе гостям. Позже привыкла: это всё-таки неотъемлемая часть работы.

Ушла, потому что устала от ненормированного графика и постоянных разъездов. Периодически приезжала домой с работы после полуночи (совещания иногда затягивались на несколько часов).

Сразу же после увольнения начала заниматься пассивным поиском другого места. Но в какой-то момент задумалась, а почему бы не попробовать фриланс? Я всегда любила писать, и поняла, что могла бы с удовольствием работать копирайтером/редактором в различных СМИ. Накопленных средств хватило, чтобы какое-то время пожить без зарплаты, пока я не начала стабильно получать заказы на YouDo.com.

Пока все идёт именно так, как я себе представляла и как мне хочется. Трудности, конечно, неизбежны, но всё решаемо. Однажды я готовила статью для региональной газеты и не смогла сдать ее в срок по причине выхода из строя моего ноутбука. Будучи в другом городе, мне пришлось потратить сутки, чтобы найти интернет-кафе, в котором я могла закончить работу. Мне повезло: заказчик к срыву дедлайна отнесся с пониманием.

Работая на себя, я научилась лучше систематизировать информацию у себя в голове, держать во внимании сразу несколько деталей при выполнении задания. Да и чувство ответственности огромное, когда понимаешь, что уровень твоего заработка зависит напрямую от твоей работоспособности.

При переходе на фриланс нужно понимать, что какое-то время зарабатывать вы будете мало. Лучше заранее накопить резервные средства, если нет других источников дохода. Когда начнете браться за работу, не беритесь за все сразу. Всех денег не заработаешь, да и ведение нескольких фриланс-проектов одновременно сильно притупляет внимательность.

Ирина Шуфарова

Я работала помощником руководителя около пяти лет в небольшой строительной компании. Пришла туда еще студенткой (без опыта работы тогда мало куда брали). Тихий офис, нормированный рабочий день — для меня это было комфортнее, чем разъезды по городу в качестве риелтора или менеджера по продажам.

Я любила свою работу, а обязанностей было не так много: в основном делопроизводство и всяческая помощь руководителю в организации его рабочего дня. Иногда становилось довольно скучно, рутина надоедала. Периодически бралась помогать другим отделам с ведением их документооборота, чтобы не сидеть без дела.

Ушла, потому что поняла, что расти в компании мне некуда. Мне нужен был какой-то прогресс. После увольнения достаточно долго искала работу, тщательно выбирала работодателя. А пока была безработной, искала способы подзаработать, в том числе и на YouDo.com. Случайно увидела заказчика, ищущего помощника для удаленного ассистирования и ведения делопроизводства, и откликнулась. Начала работать из дома.

Работать удаленно оказалось очень удобно: проводишь больше времени дома, не тратишь время на дорогу, а каждое утро не приходится думать о том, какое платье надеть.

Во фрилансе оставаться планирую до тех пор, пока не найду постоянное место работы. Хотя, если у меня будет возможность совмещать две работы, я не откажусь от этого: разве можно отказаться от дополнительного заработка, который приносит удовольствие.

Работая на фрилансе, я не научилась ничему новому, так как выполняла привычные для себя обязанности и не ставила цели раскрыть новые профессиональные способности. Хотя навыки работы в домашней обстановке я приобрела не сразу: постоянно что-то отвлекало. Но как только стала замечать свою рассеянность и получать небольшие замечания от работодателя, исправилась.

Не всегда на фрилансе можно иметь стабильный и хороший заработок. Тем, кто хочет работать из дома, советую учесть этот факт. И по возможности лучше задействовать себя в нескольких проектах сразу, чтобы подстраховаться и всегда иметь стабильный совокупный доход.

Елена Сафронова

Я работала в компании, которая занималась инженерными изысканиями. Выбрала эту профессию, потому что на тот момент это была единственная доступная для меня сфера.

Мой функционал, как помощника руководителя, был очень широким: быть 24 часа и 7 дней в неделю на связи, оказывать бизнес- и travel- поддержку, организовывать совещания и конференции, выполнять огромное количество личных поручений руководителя. Работа и широкий спектр моих обязанностей, не всегда стандартных, мне нравились.

Например, мне доводилось организовывать выставку художников в ЦДХ и художественную выставку в Лондоне, а также частный праздник в Италии. В мой круг обязанностей входила логистика, разработка меню, составление плана развлекательной программы, решение вопросов с размещением гостей. Это позволило мне набраться уникального опыта, познакомиться с людьми из других сфер деятельности.

Но со временем решила покинуть эту компанию, потому что заработная плата была достаточно низкой для моего круга обязанностей. Да и график выматывал: свободного времени практически не было.

На фриланс в итоге перешла из-за личных соображений и семейных обстоятельств, сменив еще несколько мест работы, не подходящих мне по разным причинам. Сейчас я очень довольна своей работой. Я приобрела много новых навыков для себя и возможностей заниматься чем-то новым. Например, удалось поработать гидом по Москве, проводить экскурсии, в том числе и для иностранцев. Я коренная москвичка, но всё-таки для проведения экскурсий подготовиться пришлось.

При переходе на фриланс нужно быть готовым к тому, что ты отказываешься от постоянного стабильного заработка. Этим ты платишь за свою свободу и независимость. Ты становишься хозяином своего времени, и жизнь меняется — не нужно больше быть в офисе ровно в 9 утра, толкаться в пробках. Но и ответственность большая.

Виктория Пивкина

Я работала секретарем в крупной компании, которая занималась розничной торговлей. Функционал был достаточно стандартным: документооборот, телефонные звонки, а объем работы большим, поскольку я была помощником сразу нескольких руководителей отделов. Приходилось учиться всё успевать за максимально короткое время, но мне все нравилось. Недостатком для меня тогда было то, что из-за объемов работы мне не удавалось совмещать ее с учебой в институте. Близилась защита диплома, а это важнее любой работы. Да и зарплата не росла с увеличением объемов работы. В итоге я ушла.

На фриланс перешла, когда ушла в декрет и родила ребенка. YouDo.com стал для меня хорошей возможностью быть рядом с малышом и при этом зарабатывать больше, чем получают мамы в декрете.

Работа на фрилансе не создавала мне сложностей, я сама выбирала, за что взяться, а от чего лучше отказаться. Смотрела по своей загруженности — много времени уделяла ребенку, а оставшееся — посвящала работе, которой когда-то было меньше, когда-то — больше.

Своим выбором я довольна. Работаю в сфере флористики. Это очень интересно! Пока не решила, продолжу ли я работать удаленно, когда закончится декрет. Все зависит от того, какие предложения поступят. Если это будет интересная офисная деятельность, которая меня заинтересует, то, конечно, рассмотрю и такой вариант.

Благодаря удаленной работе я стала более коммуникабельной и мобильной, научилась эффективно управлять своим временем, распределять дела в течение дня так, чтобы всё максимально успеть, а кроме того, хорошо изучила 1С: кадры и HR.

Тем, кто хочет перейти на фриланс, следует знать, что вам просто необходим высокий уровень ответственности и навыки эффективного управления личным временем. Без этого ничего не получится!

Итак, если вы решили перейти на фриланс, помните:

  1. Важно обеспечить себе финансовую «подушку» минимум на полгода, а лучше — на год вперед.

  2. Будьте готовы к низким заработкам в первые месяцы — понадобится время, чтобы найти заказчиков и зарекомендовать себя.

  3. Работа из дома — не для всех. Кому-то это дается легко, а кому-то приходится прилагать значительные усилия, чтобы сосредоточиться на работе в домашней обстановке. Особенно, если дома постоянно находятся дети или другие родственники.

  4. Не стоит думать, что став фрилансером, вы сможете работать на пляжах или путешествуя по свету с ноутбуком за плечами. Работа на себя зачастую предполагает личные встречи с заказчиками — для обсуждения ТЗ, оплаты, подписания договоров, отчетов и т.д.

Несколько советов от исполнителей YouDo.com для эффективной организации рабочего процесса:

  1. Если вы работаете из дома — выделите отдельную рабочую зону (например, рабочий стол) и работайте только там. На диване или на кухне — отдыхайте. Так вы сохраните дистанцию и у вас не будет ощущения, что вы работаете круглые сутки. А ваш стол станет своеобразным «якорем», который будет настраивать вас на рабочий лад.

  2. Разграничьте рабочее и свободное время: многие начинающие фрилансеры страдают от того, что заказчики и подрядчики пишут круглосуточно, и времени вне работы практически не остается. Работайте не больше 8 часов в сутки, делайте перерывы (желательно, уходите из дома на прогулку или в гости, меняйте обстановку).

  3. Помните, что теперь вы ответственны за результаты своей работы как никогда. Обеспечьте себе бесперебойный доступ к интернету, копируйте все документы на резервные носители. Лучше перестраховаться, чем оправдываться перед заказчиком за сорванные сроки из-за сломавшегося компьютера или отсутствия сети.

  4. Продумайте свою стратегию работы с заказчиками: будете ли вы работать официально (оформлять ИП, например). Если нет, то решите, как вы будете оформлять сделки — это важно.