Марс — вашим бизнесом вы сможете управлять и с него

Удалённые сотрудники — это будущее бизнеса и занятости или модный тренд?

Но он уже реальность... и эта статья о нём...

Меняя парадигмы привычной работы, мы формируем новую культуру!

Евгения Попова, эксперт-консультант по работе с удалёнными сотрудниками

1. Введение. Блестящая карьера

Четыре года назад я работала в банке, где занимала позицию руководителя по активным продажам. В моём подчинении было более 100 сотрудников, я курировала 26 региональных офисов. Это была блестящая карьера. Я знала, что меня ждёт большое будущее.

Работа занимала практически всё моё время, у моих дней был жёсткий распорядок… Я носила строгие офисные костюмы, ездила в командировки, была довольно жёсткой в глазах коллег, хотя в обычной жизни это совсем не так. Между моей работой и жизнью пролегала очень жёсткая граница.

Всё изменилось в тот день, когда я увидела две полоски на тесте для беременности. Я поняла: жизнь никогда не будет прежней. Рождение дочки изменило мой привычный образ жизни. Это был период некоторой внутренней паузы, во время которого я задумалась о некоторых вещах:

Раньше я проводила на работе большую часть времени, но не могла назвать это время жизнью. Всё самое главное начиналось за порогом офиса, когда я могла стать собой. Я увидела эту границу, которая пролегала между моей реальной жизнью и карьерой. Но жить и не работать совсем — это был не мой вариант. Тогда я подумала: а можно ли не делать выбор между работой и жизнью?

2. Тренды

Давайте внимательно посмотрим на новое поколение. Они другие, совсем не такие, как наши родители, и даже не такие, как мы с вами. Они не хотят работать в одной компании по 20-30 лет. Они мобильны, легче адаптируются к новому, быстрее обрабатывают информацию и находят новые идеи. Свобода для них — большая ценность. Они менее склонны выполнять то, что их не вдохновляет.

Из этого вытекает интересный тренд — самые успешные компании, такие как Google, Uber, Facebook и др., стараются обустраивать свой офис так, чтобы создавать приятную атмосферу для своих сотрудников. Они создают зоны отдыха, вводят свободный график, создают креативную обстановку, проводят конкурсы, устраивают различные мероприятия и т. д.

Например, офис Facebook в Калифорнии — это современный удобный и стилизованный комплекс с огромным открытым пространством для работы, развлечения и релаксации. Компания регулярно проводит опросы среди своих работников, интересуясь, чего бы ещё они хотели для своего офиса.

Помещение, где работают специалисты из YouTube, — просторный комплекс, где можно расслабиться и отдохнуть. Здесь есть дорожка для тех, кто любит прокатиться на Segway, а также место, где можно перекусить, поиграть, поплавать, позаниматься на тренажёрах и многое другое. Это место, где бизнес и удовольствие объединяются под одной крышей, чтобы работники, отдохнув, могли прийти с новыми идеями.

Я могу привести ещё массу примеров…

Но ПОЧЕМУ они это делают? Зачем вкладывать огромные средства в то, чтобы создать комфортные условия для работы? Я не думаю, что речь здесь о глобальном альтруизме ))).

Всё дело в том, что человек — самый ценный ресурс любой компании. Чем счастливее он себя чувствует, тем лучше работает. Чем шире его кругозор, тем больше креативности. Сегодня самые прекрасные идеи и новые продукты рождаются на стыке не связанных между собой дисциплин. Ещё Эйнштейн говорил, что теории в науке — творения интуиции человека. Когда учёный попадал в тупик, он играл на скрипке, — и внезапно решение всплывало в его голове. Крупные компании знают это, создают необходимые условия, и это приносит им колоссальные дивиденды.

3. Удалённая работа

Вернёмся к моей истории.

Как я уже говорила, рождение ребёнка сильно повлияло на весь мой распорядок. Кроме этого, мне хотелось, чтобы работа и жизнь были соединены насколько это возможно. Взгляд в сторону удалённой работы был самым очевидным решением. Я стала серьёзно изучать этот вопрос. Но не как теоретик, а как практик. За несколько лет я создала ряд компаний, которыми руковожу и сейчас. Это сеть интернет-магазинов, кадровое и консалтинговое агентства по работе с удалёнными сотрудниками. В моём подчинении 85 сотрудников, и у нас нет ни одного офиса, кроме склада, где хранится товар.

За этот период я сделала ряд удивительных открытий, которыми хочу поделиться с вами.

Сегодня многие компании и руководители обращаются ко мне как к консультанту по удалённому стилю работы. Основная причина, по которой они хотят создать удалённый офис, — экономия. Это и правда дешевле: не нужно вводить «московские» зарплаты, нанимая сотрудников из регионов, не нужно снимать офис, закупать оргтехнику и т. д.

Но есть кое-что намного более важное. Преимущества, которые не так очевидны на первый взгляд, но которые могут иметь решающее значение в ближайшем будущем.

1. Раньше при наборе персонала компания была сильно ограничена той территорией, где она находится. Удалённый офис — это возможность получить доступ к лучшим сотрудникам в любой точке мира.

2. Вспомните примеры с крупными компаниями, которые создают удобные офисы, чтобы сотрудники чувствовали себя счастливыми. Но лучше всего человек чувствует себя дома. Или на отдыхе. Я хочу сказать, что, работая удалённо, ваши сотрудники могут сами выстраивать свой распорядок и комфортную для себя обстановку, что делает их намного более продуктивными. Я это знаю точно на собственном опыте.

3. Я говорила про новое поколение, современные тренды и про то, что сотрудники — это главный ресурс компании. Так вот, хочу повторить: самые талантливые, креативные, прогрессивные в информационном и техническом плане ребята НЕ ХОТЯТ сидеть в офисе. Они хотят свободно передвигаться по миру, сочетать понятия «работа» и «интересно». И в условиях глобализации эта тенденция будет только усиливаться.

При правильном взаимодействии удалённый офис — это возможность получить в команду современных крутых специалистов, которые будут постоянно расширять свой кругозор, передвигаясь по миру, рождать новые идеи, продукты. Это сделает вашу компанию конкурентоспособной на рынке, где всё очень быстро меняется.

4. Есть ещё целый ряд плюсов, о которых можно говорить долго. К ним относится и гибкость удалённой системы, и возможность более полноценного контроля, как это ни странно. Ведь если сотрудник в офисе, нам кажется, что он «под присмотром». Мы не создаём полноценную систему планирования и отчётов, как это происходит в онлайне. Это иллюзия контроля. Мы же не заглядываем в компьютер к каждому. А по статистике только 50 % рабочего времени сотрудник занимается непосредственно работой. В онлайне вы вынуждены создавать функционал для планирования, определять показатели результативности — управление проектами становится намного легче, прозрачнее.

4. Удалённая работа — создание новой культуры

Создавая удалённые офисы, я обнаружила, что всё, что мы сегодня знаем в традиционном HR, в онлайне не работает

Если в традиционном найме мы можем обращаться к опыту предыдущих поколений, то в случае с удалёнными сотрудниками совета спросить не у кого. Как это делать? Как правильно? Как искать? Кто эти люди? Как контролировать? Какие есть идеальные способы взаимодействия с такими сотрудниками? А точно ли на них можно положиться? И так далее. Перед нами стоит целый ряд неисследованных вопросов. Эти вопросы возникают, потому что подобного в истории ещё не было.

Я бы сказала, что речь идёт о формировании совершенно новой культуры, связанной с удалённой деятельностью.

Культура — это совокупный опыт, который собирается по крупицам. В нашей теме это произойдёт, когда не только крупные федеральные компании, но и малый, и средний бизнес на ответственные должности начнут нанимать удалённых сотрудников. Когда мы будем собираться вместе и делиться открытиями, наблюдениями, успешными кейсами. Когда лучшие практики будут выведены в некую формулу. Вот тогда можно будет сказать, что культура эффективного управления удалёнными сотрудниками сформирована.

5. Заключение. Большая мечта

Я абсолютно не претендую на то, чтобы рассказать, как нужно управлять сотрудниками «на удалёнке», несмотря на то что в моей команде около 100 человек работают удалённо, а мой девиз на сегодня — «Нет офиса, нет проблем».

Я хочу, чтобы в нашей стране сформировалась устойчивая практика эффективного найма и управления удалёнными сотрудниками. Я вижу смысл в том, чтобы побуждать компании избавляться от страхов, порождённых стереотипами, и исследовать зону новых возможностей.

Я мечтаю о том, чтобы удалённые коммуникации, удалённое взаимодействие и удалённое формирование команд стало нормой как для сотрудников, так и для компаний.

Чтобы люди, которые живут в маленьких городах, не рассуждали, что «моя жизнь плоха, потому что я живу маленьком городе и мне нужно срочно отсюда уезжать».

Я хочу, чтобы они жили там, где они выросли, где они чувствуют себя хорошо, но могли работать в любой компании и достигать успеха.

Я хочу, чтобы у предпринимателей была возможность искать во всём мире лучших сотрудников.

Я хочу, чтобы мы смогли создать с новым поколением синергию крутой работы, жизни, игры. Пусть они будут свободными, пусть они путешествуют — это круто, пусть они при этом ещё будут вовлечены в свою работу. Пусть они будут полезными, востребованными и с желанием работать на эту компанию, потому что она даёт им возможность ощутить комфортную жизнь, интересную игру.

Я хочу, чтобы те люди с ограниченными физическими возможностям чувствовали себя социально востребованными и не испытывали дискомфорта от необходимости приезжать в офис каждый день. Сейчас они отделены от нас, как будто это отдельный социальный слой. Я мечтаю о том, чтобы и здесь тоже было равенство.

Я хочу, чтобы люди, которые работают в оффлайне, например «два через два», с желанием подработать творчески, имели бы такую возможность. И это тоже реально.

Моя большая мечта, чтобы удалённое взаимодействие стало не просто выгодой для бизнеса. Чтобы мы увидели в этом больший смысл — новую культуру взаимодействия друг с другом! За этим будущее. И я намерена работать в этом направлении.