Дональд Трамп — человек, который изменил Америку

Флорида Зарипова

Дональд Трамп — американский предприниматель, миллиардер, строительный магнат, владелец крупной сети отелей и казино. Несомненно, он одиозная и оригинальная личность. Общество по-разному относится к его деятельности: некоторые считают его отличным бизнесменом и пытаются перенять секреты управленческого таланта из его книг, другие называют предпринимателя хитрецом, сколотившим состояние на сомнительных сделках. Но с уверенностью можно сказать точно: Трамп — сильный предприниматель.

Дональд Трамп акцентирует свое внимание на том, что создание бизнеса — это способность, с которой человек рождается, потому что она заложена генетически. Этим убеждением он всегда руководствовался в своем бизнесе.

Дональд Трамп добился блистательного успеха на рынке недвижимости, заплатив за это слишком высокую цену. Он достиг многого и быстро, но не умел планировать. Проекты Трампа, как две стороны медали, были прибыльными и смертоносными для инвесторов одновременно.

Дональд Трамп начинал свое восхождение как девелопер коммерческой и развлекательной недвижимости. Его первым крупным проектом стал построенный в 1983 году 68-этажный небоскреб «Trump Tower» на Пятой авеню на Манхэттене.

В 1974 году Дональд Трамп выиграл тендер на приобретение гостиницы под названием Commodore у компании, которая занималась железными дорогами. Отель находился в плачевном состоянии, но Трамп пообещал восстановить его. Он также договорился о плате пониженных налогов за гостиницу. Также Дональд сумел совершить еще одну очень полезную сделку: он предложил компании Hyatt Hotel Corporation, которая искала новое место для своего отеля, свои услуги. Таким образом, со временем в центре Нью-Йорка появился красивый, отреставрированный Трампом отель под названием Grand Hyatt.

Популярность Дональда Трампа — это не сиюминутная история. «Звездный предприниматель» и «светский лев» давно и последовательно строил и развивал свой персональный бренд. В любом учебнике по брендингу кейс Трампа непременно упоминается. Необязательно с симпатией, но всегда с уважением к долгосрочной, разнообразной стратегии. Для понимания его успеха необходимо произвести небольшой анализ этой стратегии.

Во-первых, все бизнесы Дональда построены вокруг его имени и его образа: все началось с переименования семейной кампании, за которым последовало «называние» именем Трампа всего, что можно было забрендировать.

Дональд Трамп давно и последовательно работал над своей репутацией человека, который знает путь к процветанию. Как часто происходит, после светлой полосы последовала темная. Недостатком бизнеса Трампа было слабое планирование, и это довело его почти до банкротства. Нестабильный рынок требовал возрастающих денежных инвестиций, а у Трампа и так были неуплаченные долги на сумму в несколько миллиардов долларов. Когда заплатить по кредитам в банках Трамп стал не в состоянии, перед ним нависла угроза разорения.

Великий магнат любил делать приобретения на рынке недвижимости посредством чужих денег. Его партнерами были кредиторы таких крупных банков, как Citicorp, Chase Manhattan и инвестиционные фирмы типа Merrill Lynch. Для того чтобы получать кредиты, Трамп много внимания уделял общественному мнению. Он использовал имидж, созданный СМИ, чтобы впечатлять банкиров. Он также состоял в близких отношениях с руководителем по недвижимости Chase Manhattan Bank, предпочитающим налаживать долгосрочные отношения с первоклассными клиентами, воплощением которых и был Дональд Трамп. Эти отношения давали возможность получать финансирование без официального рассмотрения каждого запроса ссуды (Трампу не всегда удавалось выполнять необходимые требования). В конце концов Дональд не смог балансировать между текущими активами и растущими неуплаченными долгами. Нестабильность рынка, требующая больших инвестиций, сулила Трампу банкротство. Трамп растерялся: империя ускользала из рук, самый могущественный человек в Нью-Йорке становился беспомощным.

Нарастающая слава снизила бдительность Дональда Трампа во время оформления кредитов в банках для следующего его проекта. Кредиторы также меньше теперь хотели давать ему средства. Такая ситуация привела к тому, что у Трампа образовался огромный долг величиной почти в 10 миллиардов долларов. Но Дональд Трамп сумел выйти из кризиса.

В это время несостоятельность бывшего любимца с удовольствием обсуждает вся общественность. СМИ наперебой говорят о том, что Трамп сдал, Трамп уже не тот, что раньше, и, возможно, уже никогда не вернет себе сданных позиций. Как же Трампу удалось пережить этот кризис? Вот что он советует для преодоления жизненных проблем и невзгод: «Не надо сидеть на неудаче, как на пепелище. Получили урок, усвоили — и двигайтесь дальше».

В одном из интервью Трамп вспоминает, как в начале 90-х годов прошлого века он, риэлтор, потерявший состояние и оставшийся с миллионными долгами, завидовал нищему на панели: «У него ничего нет, но нет и долгов». Трампу удалось не только «подняться» и вернуть долги, но и вновь войти в «список Forbes». Есть ли у него «технология успеха»? И да, и нет. Чтобы лучше понять управленческий талант Трампа, рассмотрим несколько историй из его книги.

Билл Занкер, соавтор Трампа, считает, что такая технология есть. В качестве примера он рассказывает историю своего знакомства с известным бизнесменом. Фирма в то время еще очень молодого Занкера - Learning Annex — занималась организацией лекций, которые читали «звезды». Например, у Занкера уже выступили Харрисон Форд, Сара Джессика Паркер, Генри Киссинджер и многие другие столь же известные в своих областях люди. «Больших денег им не платили, да звезд это и не интересовало», - пишет Занкер. Пригласив для выступления Дональда Трампа, он столкнулся с проблемой. Предлагая Трампу за выступление последовательно 10 тыс. долларов, 25 тыс., а затем 100 тыс., Занкер не мог пробиться даже через секретаря. А это тогда были фантастически большие суммы для Learning Annex. Трамп среагировал на цифру $1 млн. и поставил в качестве условия присутствие на его выступлении не менее 10 тысяч человек. До этого на лекции в LA приходило несколько сотен. Что делает Занкер? Он принимает условия и выполняет их.

Здесь, как в капле воды, отразились принципы того, что Занкер называет «технологией успеха» Трампа. Прежде всего, известный бизнесмен сразу резко поднял планку, увеличил масштабы сделки до максимально возможных. Но это было не простое желание заработать. Фактически, это была проверка будущего партнера по бизнесу - насколько тот способен в экстремальных условиях держать слово, выходить за пределы привычных для себя представлений, наконец, его деловой хватки. Занкер прошел проверку и с помощью Трампа расширил свой бизнес.

Трамп, эта настоящая акула капитализма, то и дело делает выводы, казалось бы, противоречащие привычному для нас представлению: «деньги - главная и единственная цель бизнеса, равно как и людей, им занимающихся».

«Главное условие для достижения успеха - любить то, что вы делаете», - пишет Трамп. - Тогда трудности, с которыми приходится сталкиваться, компенсируются радостью от любимого дела». Или уже совсем прямо: «Не думайте о том, как заработать деньги. Вместо этого задумайтесь, что полезного и ценного вы можете сделать для людей, для вашего города или района. Что необходимо изменить к лучшему?».

Все дело в трактовке и искусстве понимания себя, своего предназначения. Трамп лишь призывает постоянно держать в поле зрения главное, не давать мелочам отвлекать от него. «Ищите во всем, что вы делаете, свою миссию, какую-то цель помимо денег, что-то, что способно пробудить вашу страсть». Для него самого такой страстью оказался бизнес. Но описанные в книге принципы могут быть применены в той или иной степени к самым разным видам деятельности. Главное - мыслить по крупному.

Сегодня Дональд Трамп считается самым прославившимся бизнесменом в США. Он пишет книги о бизнесе, которые неоднократно становились бестселлерами в разных странах мира. Дональд действовал по способу, проверенному еще его отцом: вместо того чтобы вкладывать свои деньги, он брал кредиты в банках. Так для строительства было получено около $70 млн. Отель, получивший название Grand Hyatt, был готов в 1980 году. Благодаря оригинальной концепции и фешенебельным интерьерам он стал чрезвычайно популярен и быстро оправдал потраченные на него деньги. Трамп выстроил репутацию крупного бизнесмена, умеющего убеждать городские власти и договариваться с банками.

Трамп стал первооткрывателем феномена личного бренда. Бизнесмен не столько владеет богатством и реальным влиянием, сколько успешно продает образ богатого и влиятельного человека, неплохо на этом зарабатывая.