Цифровизация бизнеса — курс в неведомое (всем всё понятно: мода или вопрос выживаемости?)

Россия вступила в очередной этап преобразования экономических процессов — цифровизацию бизнеса, здравоохранения, образования, инфраструктуры исполнительной власти и жизни вообще. «Индустрия 4.0» захватывает всё больше и больше отраслей, как в мире, так и в России, и становится своеобразной гонкой IT-вооружений в конкурентной борьбе. Эксперты в различных сферах признают, что четвёртая промышленная революция, как ещё называют цифровую трансформацию, является непременным условием выживания не только для бизнесов, но и для экономик целых стран.

Сейчас Россия отстаёт от ведущих «цифровых» стран на 5-10 лет. По данным The Boston Consulting Group, доля цифровой экономики в ВВП в 2016 году составила 2,8 %, тогда как в Великобритании – 12,4 %, в Южной Корее – 8 %, в Китае – 6,9 %. Поэтому России, если перефразировать классика, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы попасть в светлое цифровое будущее, надо бежать как минимум вдвое быстрее.

В российском бизнесе процессы цифровой трансформации идут уже не первый год, накопился опыт, сформировалось понимание причин неудач и трудностей. На передовой четвёртой промышленной революции, конечно, компании IT-сферы — системные интеграторы, консалтинг, разработчики и поставщики ПО. Экспертов цифровой отрасли мы попросили ответить на несколько вопросов о специфике процессов и перспективах, препятствиях на этом пути и способах их преодоления. Некоторые из них используют понятие автоматизации как синоним цифровизации, при этом всем ясно, о каких стратегических и тактических изменениях идёт речь.

  • Айдар Гузаиров, генеральный директор компании «ICL Системные технологии»
  • Михаил Савельев, директор по развитию бизнеса компании «Информзащита»
  • Инна Магарилл, руководитель отдела персонала «КОРУС Консалтинг СНГ»
  • Иван Аншуков, руководитель проектов, ведущий консультант по автоматизации HR-процессов, «Консист Бизнес Групп»
  • Наталья Колхидашвили, директор по персоналу компании «Диджитал Дизайн»
  • Елена Конвисар, директор по развитию ГК «НЕОЛАНТ»

Что будущее нам готовит

Какие отрасли и бизнесы не нуждаются в цифровизации и не зависят от неё? А какие через 10 лет перестанут существовать, не успев на эту электричку?

Айдар Гузаиров: — Невозможно предсказать, кого и, особенно — каким образом затронет цифровизация. Экономика и бизнес трансформируются, обретают новые качества, рынок глобализируется, и неважно, в какой отрасли. Новые бизнес-модели моментально захватывают себе нишу. Интересный пример — сервис Uber. Он перевернул рынок такси и создал на нём новые стандарты. Он изменил отрасль кардинально: в Uber вы не встретите хамоватого водителя или грязную колымагу, да и пассажир вынужден принять новые правила, он тоже имеет свой рейтинг, влияющий на цену поездки и скорость вызова машины. Думаю, что «неприкасаемых» не осталось — мы либо участвуем в новых отношениях, либо проигрываем конкуренцию. И теперь мы конкурируем совсем миром даже в масштабах локальной экономики и даже города.

Невозможно сегодня представить себе компанию без ПК. Без чего нельзя представить компанию через 5-10-20 лет?

Айдар Гузаиров:

— Трудно предсказать, что будет через 20 лет с диджитал-инструментами. Единственное, в чём точно будет потребность, — это креативный персонал. Уже сейчас операционные функции выполняют роботы — от человека нужны идеи и творчество. В большинстве отраслей появятся новые профессии: IT-медик, цифровой лингвист, виртуальный адвокат и многие другие. Гибкость и идеи — главные составляющие успешного перехода к новым реалиям.

Михаил Савельев:

— Вопрос, на который ответить легко: без профессионалов. Мне кажется, что всё будет строиться вокруг горящих желанием что-то сделать специалистов — фанатов своего дела.

Инна Магарилл:

— Без внедрения виртуальной реальности в обеспечение рабочих процессов. Уже сегодня мы работаем в условиях коллаборации с распределёнными командами, отдельными исполнителями в разных городах страны, в разных часовых поясах: мы должны общаться и будем делать это в объединяющем VR-пространстве.

Иван Аншуков:

— С моей точки зрения, будущую компанию невозможно представить без Big Data и систем предиктивной (предсказательной) аналитики и решений, которые будут приниматься на основе данных. Системы будут подсказывать сотруднику компании, какое решение будет лучшим в данном случае (мы же сейчас не поедем в пробку, где короче, когда навигатор предлагает объездной маршрут — пусть и в 1,5 раза длиннее, но и в 2 раза быстрее). Это могут быть как подсказки для менеджеров: «Вам сегодня необходимо провести беседу с Петровым, так как его результативность по результатам II квартала 20135 года может понизиться на 12 %», так и для сотрудника: «Сегодня ожидается хорошая погода, и Вам лучше отправиться в офис на велосипеде, это поднимет ваш тонус, а встреч на сегодня не запланировано».

Через тернии — к цифре

Аналитики Слоуновского центра цифрового бизнеса при MTI и Capgemini Consulting создали матрицу «цифровой зрелости», в ней четыре типа цифровых компаний: «элита», «модники», «новички» и «консерваторы». С чего нужно начать преобразования компании-новичку, чтобы дозреть до элиты?

....

Подготовила Ольга Прудовская

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU