Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач

Намаконов И. Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач

Глава 1. Разговор о сути кроссфита мозга и подготовка к выполнению упражнений

Ум важнее тела.

Культурист, актер, предприниматель и политик Арнольд Шварценеггер

Если не столкнешься с тем, чего никогда не делал, не поймешь, по плечу ли тебе это.

Создатель и директор СrossFit Games Дейв Кастро

<…>

Разница между креативностью и творчеством

Термин «креативность» был сформулирован в начале XX века в психологии. Впоследствии креативность прочно закрепилась как обязательный навык в рекламной сфере, а затем в стартап-индустрии и бизнесе в целом, поскольку в ее основе лежит прикладной характер генерации идей, то есть системный подход к решению нестандартных задач.

Творчество протекает посредством созерцания и не обязано носить прикладной характер. Пример: дизайнер — креативная профессия, художник — творческая. В работе дизайнер оперирует целями и задачами заказчика и формирует решение, которое будет носить прикладной локальный характер: постер для фильма, инфографика для социальной сети, макет в журнал, логотип.

Художник же отражает свое видение мира, интерпретирует природу и человека. Творец руководствуется импульсом, внутренним порывом, желанием поделиться своим взглядом на мир. Конечно, творчество тоже может быть заказным. Например, свою самую знаменитую картину Леонардо да Винчи написал под заказ. Но в этом случае принципиально, что заказчик покупает чье-то творческое видение без цели заработать на этом или получить выгоду. Сам художник выступает брендом.

Определенная неразбериха в понимании различий между этими понятиями возникла, когда услуги художников стали использовать в рекламе. Серьезную лепту в это внес Сальвадор Дали, а окончательно спутал все карты Энди Уорхол. Сегодня современное искусство по большей части системно и часто решает конкретные задачи, то есть стало креативным. Теперь вы понимаете разницу.

Логотипы 1969 года для Chupa Chups и Евровидения от Сальвадора Дали являются креативной стороной его деятельности: название Chupa Chups вписано в форму ромашки (палочка леденца, как стебель, логично продолжала логотип), а логотип песенного конкурса представляет собой солнце, лучи которого символизируют песни.

Брейнхак от Дали

Вечером, когда вас начнет клонить в сон, сядьте в удобное кресло с подлокотниками, на колени положите блокнот с ручкой, руки положите так, чтобы кисти свисали с подлокотников. В одну руку возьмите крупный металлический предмет, а на пол поставьте металлический поднос таким образом, чтобы он лежал точно под вашей свисающей кистью, держащей металлический предмет. В этом положении дайте себе задремать. В момент, когда первые сновидения, а вместе с ними и образы, начнут приходить в вашу голову, мышцы руки расслабятся и металлический предмет с шумом упадет на поднос. Резкий звук тут же вас разбудит. С этого момента у вас есть примерно 10–15 секунд, чтобы зафиксировать (зарисовать или записать) пришедшие в голову образы. Этот брейнхак очень полезен для пополнения каталога вашей насмотренности. Подробнее о насмотренности мы будем говорить дальше.

Подход к прокачке креативности

Креативность подобна мышце, которая может быть накачанной и сильной, а может быть дряблой и слабой, если ею не заниматься.

В кроссфите мозга, как и в кроссфите традиционном, есть три базовых тренировочных комплекса упражнений, определяющих формирование плана развивающих занятий.

• Кардио.

• Интенсивность.

• Сила.

Давайте разберемся, как это работает в случае с прокачкой креативности.

Для начала закрепим значение ключевого понятия книги: креативность — это умение соединить уже известные элементы уникальным образом.

Значение понятия «креативность» требует дополнительного пояснения. С этой целью разберем формулировку на составные части:

• «Умение соединить» — чтобы это делать, необходимо обладать конкретными методами.

• «Уже известные элементы» — это ваш кругозор / максимальное знание о том, что уже изобретено; на профессиональном языке — «уровень вашей насмотренности».

• «Уникальным образом» — для понимания уникальности своей идеи нужно уметь дать ей оценку.

Внимание! Внимание! Внимание!

Насмотренность, метод и оценка — это кардио, интенсивность и сила в кроссфите мозга.

Насмотренность повышает выносливость при генерации новых соединений элементов.

Владение методами стимулирует рост частоты придумывания.

Оценка влияет на повышение требований при фильтрации готовых решений, увеличивает креативную силу.

<…>

Креативность — это умение соединить уже известные элементы уникальным образом.



Насмотренность

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, определил два базовых действия, влияющих на развитие ребенка до 5 лет, — общение с родителями и впечатления.

Метод активного участия в этом процессе для детей — копирование: смотреть, к примеру, на родителей и делать как они.

Дети вырастают и становятся взрослыми, а способ развития не меняется. Просто мы копируем уже не столь активно. Но так же смотрим по сторонам, а затем и осознанно, и неосознанно привносим увиденное в свою жизнь. Результат этой деятельности называется насмотренностью.

Фотографы и дизайнеры используют насмотренность осознанно: для формирования вкуса, для выработки референсной базы/каталога вспомогательных образов, для провоцирования творческого процесса.

Просмотр дайджестов с лучшими работами за год, изучение творчества признанных авторов очень помогают быстрее начать что-либо делать самому.

Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие воруют». Воровать, по Пикассо, значит осознанно накачивать себя чужими образами до предела, до состояния, когда придумывание включается автоматически и, как в пробирке с множеством веществ, запускается химическая реакция, последствия которой необратимы, то есть идее — быть.

Методы

«Филипп Киркоров среди методов генерации идей» — так я называю повсеместно распространенный брейншторм/штурм мозга: его все знают и все привыкли к тому, что он просто есть (как голуби на дереве или кошки во дворе).

В основе брейншторма одна мысль — процесс генерации идей необходимо отделить от процесса оценки идей.

Брейншторм был придуман почти 100 лет назад в стенах американского рекламного агентства BBDO копирайтером Алексом Осборном. Впоследствии метод перекочевал в творческие индустрии, а в XXI веке, в эпоху перманентной генерации контента, стал общеупотребительным: признайтесь, вы же говорите «пойдем поштурмим», если хотите что-то сообща придумать.

Сейчас брейншторм — это еще и раритет среди методов.

Аналогия. Дайте современному водителю старенький Ford Model T, и он не будет знать, как его завести. Еще бы, ведь многие современные автомобили заводятся нажатием кнопки. Так и брейншторм: при всей своей общеупотребительности требует руки знатока.

Именно поэтому в моей книге нет этого метода, зато есть множество других способов генерации идей, которые больше подходят для самостоятельной работы. Важно, что подступаться к методам мы будем через пробуждение воображения, то есть не привязываться вначале к прикладному характеру искомой идеи. Первым делом важно научиться выходить за пределы своего рационального восприятия реальности, своих возможностей, как вы это уже сделали в брейнхаке от Дали. После этого станет легче воспринимать все новое, что будет генерить ваш мозг.

Если вы сомневаетесь, что выполните все задания книги, то вот вам поощрение с целью: каждый, кто выполнит все упражнения хотя бы из «Блока 1. Насмотренность» и вышлет результаты своей работы на адрес hi@crossfi tmozga.ru, может рассчитывать на персональный скайп-шторм со мной по любой своей творческой задаче.

Брейнхак, зашлифованный в историю

Некогда я бежал свои первые десять километров.

Тело мое было готово к нагрузкам, а вот ум — нет. На протяжении второй части пути в моей голове постоянно возникали мысли, что надо остановиться и перестать себя мучить. На это я придумал уловку под названием «Ну, давай добежим хотя бы вот до того дерева впереди».

Таким образом я пробежал всю дистанцию до конца. Сейчас я регулярно пробегаю десять километров и в моей голове больше нет никаких голосов. Мой ум успокоился и принял новую привычку. Ум успешно поддается тренировке через креативные уловки: в моем случае это было соединение поощрений с целью.

Оценка, или Как избежать несварения ума

Включаем воображение!

Представьте, что вы одновременно будете есть мамин борщ, торт «Наполеон», беляши из вокзальной палатки, свежие овощи, разбавлять это все грузинскими и мексиканскими гарнирами, а затем запьете все последовательно дешевым пивом, дорогим вином, капучино и компотом.

Как будет чувствовать себя после этого ваш желудок? Случится как минимум несварение.

После первого же такого эксперимента станет очевидно, что подобное поведение глупо и вредно. Надо более трепетно отнестись к планированию рациона и самому процессу принятия пищи. Человек есть то, что он ест.

В этом расхожем правиле зашифрована связь культуры нашего питания с культурой нашего ума.

Современный мир — бескрайняя вселенная идей. Ежедневно мы находимся в круговороте креатива, созданного многочисленными умами: ТВ-шоу, реклама, фильмы, музыка, слоганы, дизайны, логотипы, истории, мода. Наш ум захлебывается в этом бессистемном потоке и становится невменяемым, если нет ориентиров.

Симптомами несварения ума от потребления каши-малаши из разнообразного креатива служат ментальные проявления: плохое настроение, замкнутость или гиперактивность, внушаемость или склонность к отрицанию, но особенно — расфокусированное внимание.

Самое страшное — мы быстро привыкаем к этим состояниям, поэтому не ищем причину их появления и никак не боремся с ними.

Развивая персональную креативность, необходимо взять под контроль входящий в вашу голову поток чужих идей. Способность фильтровать окружающий креатив страхует вас от несварения ума.

Так же, как кроссфитеры-спортсмены оценивают пищу с точки зрения питательности и полезности, кроссфитеры мозга оценивают креатив.

Стимуляторы развития креативности

«Что вы курите?» — частый вопрос впечатленных оригинальностью наших идей клиентов. Люди задают его по инерции.

Растиражированный в книгах «99 франков» и «Generation П» образ креативщика-наркомана до сих пор популярен. Предположение, что креативность поддерживается исключительно внешними расширителями сознания, в корне неверно.

Алкоголь, курение марихуаны или поедание специальных грибов раскрепощают физически и снимают внутренние ограничения на высказывания. Таким образом, в компании принявших наркотик людей легко возникает мощный поток ассоциаций на окружающие в данный момент предметы, провоцирующий к тому же веселье своей спонтанной вариативностью. Но ценность ассоциаций можно будет оценить только протрезвев, то есть, скорее всего, на следующий день.

Итого: мощный поток непредсказуемых ассоциаций с возможностью их адекватной оценки на следующий день. Это неэффективно. Особенно если нужно за рабочий день проработать три-четыре-пять разных задач и после этого еще сохранить силы на семью и друзей.

Показательная история. Никита Михалков рассказал, что как-то на съемки «Сибириады» Андрона Кончаловского приехал Бернардо Бертолуччи и привез своим советским коллегам кусочек гашиша размером с ноготь в качестве сувенира. Вечером Михалков, Кончаловский и актер Александр Адабашьян решили выкурить подарок итальянского товарища. Результатом стала смеховая истерия вокруг идеи отправки тогдашнему председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу телеграммы с текстом: «Снимать не могу — кончился гашиш». Утром энтузиазма идея уже не вызывала, но осталась боль в мышцах живота. Из-за многочасового смеха. Творческих решений фильму допинг тоже не добавил.

Креативные сессии подобны воркаутам в спортзале: за ограниченное время с использованием разных техник нужно достичь конкретной цели. Много лет подряд я экспериментирую с различными техниками, форматами, инструментами и стимуляторами. У меня появились любимые, но среди них нет ни алкоголя, ни наркотиков. Скажу больше: алкоголя и наркотиков вообще нет в моей жизни. Я от них отказался после того, как выработал свою систему стимуляции креативности.

Моя система состоит из двух взаимосвязанных блоков:

1. Дисциплина: дыхание, питание, физика и химия (подробнее об этом в упражнении 7 «2.2»).

2. Выполнение комплекса упражнений на развитие насмотренности, методов и оценки.

Связь этих блоков можно проиллюстрировать следующим образом.

Пространство, в котором плывет черепаха, — бесконечный мир идей, образов и смыслов вокруг нас.

Черепаха — дисциплина.

Три слона — насмотренность, метод и оценка.

Планета, которую держат слоны, — персональная креативность.