Светлана Моталова, Руководитель практики Интернет Маркетинг и Аналитика Kelly Services CIS:
5. Неужели «токсичных» можно учуять на собеседовании и не впустить?
Существует несколько сигналов, которые позволяют нам определить токсичного сотрудника. Например, уверенный кандидат производит впечатление успешного сотрудника. Такие люди эффективны на работе, но они чаще являются «токсичными».
Первый относится к проведению ситуационного интервью или case-интервью. На примере определенной ситуации мы видим поведение человека и определяем его паттерны. Второй – организация ассесмент центра и встреча с коллегами. Последний инструмент является сбором и анализом рекомендаций от бывших коллег кандидата.
6. Как они себя ведут с супергероями внутри фирмы?
Токсичные сотрудники стараются подорвать авторитет супергероев. Они могут действовать разными путями в зависимости от их типа. Некоторым токсичным сотрудникам необходим антагонизм.
На любое предложение супергероя он будет находить множество контраргументов. Самое важное, что в противостояние он будет включать максимально возможное количество сотрудников. Другой тип токсичного сотрудника будет паразитировать на работе супергероя. Другими словами супергерой будет выполнять за него всю работу или токсичный сотрудник всегда будет переводить стрелки на супергероя. Третий тип будет вести себя совершенно противоположно. Представьте себе ситуацию, когда токсичным сотрудником является руководитель, а супергерой его подчиненный. Третий тип будет замыкать на себе все задачи и не сможет делегировать их супергерою.
7. Когда «ТС» приходится терпеть до упора?
Некоторые типы токсичных сотрудников часто бывают эффективными. Они могут обладать уникальными знаниями и приносить прибыль компании. Существуют безобидные типы токсичных сотрудников, которых можно огородить от всех, посадить в отдельный кабинет или, в конце концов, отправить работать удаленно. Если же это тот тип токсичного сотрудника, из-за которого падает эффективность все команды, а подчас и компании, то лучше незамедлительно с ним расстаться. Однако, перед расставанием убедитесь, что перед вами действительно токсичный сотрудник. Ведь это может быть супергерой, который «выгорел».
8. Как удерживать в компании супергероев?
Точнее удерживают, но на короткий промежуток времени. Конечно, важно материально поощрять такого сотрудника, однако супергерою важно самореализоваться. Стоит вспомнить пирамиду Масслоу. Необходимо развивать и поощрять талантливых сотрудников. Предоставляйте такому сотруднику новые возможности, доверьте ему сложны и важный проект.
Климентова Татьяна, Консультант по поиску персонала Kelly Services CIS:
-
Как бы Вы описали "токсичных" сотрудников?
Токсичные сотрудники — это люди, которые оказывают негативное влияние на коллектив своим поведением и действиями. Проявления «токсичности» могут быть абсолютно разные. Кто-то постоянно жалуется на жизнь и уверяет окружающих, что ничего хорошего впереди их не ждет (в том числе, в этой компании и на этой должности). Кто-то распускает нелицеприятные слухи про коллег, сталкивает сотрудников лбами и подрывает их авторитет в коллективе. Кто-то оскорбляет окружающих и агрессивно себя ведет. Токсичные сотрудники не просто вредят рабочему процессу, но и демотивируют весь коллектив, заражая его негативными эмоциями.
-
Можно ли их «токсичность» изолировать от их вклада в работу? Как?
На первый взгляд кажется, что самое верное решение – это увольнение токсичного сотрудника. Это решение позволит восстановить здоровую атмосферу в коллективе. Но всё не так просто. Зачастую токсичные сотрудники являются профессионалами высокого уровня. Они очень внимательны, выполняют все поручения, а на фоне деморализации коллектива становятся лидерами, показывают лучшие результаты. Тем более, при увольнении необходимо затратить время и финансовые средства на поиск нового сотрудника, а риск, что новый сотрудник не справится с задачами, остается, либо поиск нового сотрудника будет очень продолжительным.
Но не стоит забывать о том, что убытки, которые несет компания из-за токсичных сотрудников зачастую гораздо выше, нежели та прибыль, которую эти сотрудники приносят. Не стоит забывать о том, что из-за токсичных коллег могут уволиться ценные сотрудники, что означает, что масштаб последствий достаточно обширный.
-
Согласны ли Вы с мыслью шефа МВД Франции (после Наполеона) о том, что 90% ущерба наносят организации лояльные и дружелюбные дураки, а не воры и токсичные люди?
Я считаю, что все перечисленные категории сотрудников приносят вред организации, в которой они работают. Конечно, негативное влияние каждой из категорий разное, но нужно рассматривать и оценивать это влияние на конкретных примерах.
-
И все: сколько «токсичных» может быть в компании?
В идеальной ситуации, конечно, их совсем не должно быть. Но эта ситуация редко встречается на практике и скорее возможна в небольших компаниях. Поэтому Hr-менеджеры компании должны стремиться минимизировать количество таких людей. Большое внимание признакам токсичности необходимо уделять во время процесса собеседований перед приемом на работу сотрудника (например, ложь, невежливость потеря контроля над собой). Грамотная оценка позволит избежать появления токсичных сотрудников в компании.