Анонс новой книги Флориды Зариповой

Содержание

  1. Предисловие

  2. Когнитивные науки

  3. Лингвистика Хомского

  4. Chomsky Style

  5. Искусственный интеллект

  • Антропоцен — Римский доклад

  • Цифровая революция — что мы поставим на кон?

  • Рокфеллер — интеллектуальная элита

  • Фашизм 21 века

  1. Нейрофизиология

  • Мозг и нейронные связи

  • Сознание (проблемы сознания)

  • Измененные состояния сознания

  • Психи или нет?

  1. Физика Ньютона

  • А мы изучили свой «Естественный интеллект?»

  • Квалия

  • Смысл в «понимании»?

  1. Нильс Бор — «наблюдатель» в микро и макромире.

  2. Альберт Эйнштейн — физик, который играл на скрипке

10.Интуиция: в самом деле, дар?

10.Планетарная цивилизация

10. Эволюция. «То, что меня убивает, делает других сильнее».

То, что меня не убило, не сделало меня сильнее, но пощадило меня именно потому, что я сильнее других; однако оно убило других — и в среднем популяция стала более сильной, потому что слабых больше нет.

Природе надо, чтобы выжила она, совокупность, а не отдельный вид, далее она проводит эволюционный отбор. Мы вредим системам, когда пытаемся — из лучших побуждений — управлять ими.

Философия

  1. Нейрофилософия

  2. Анри Пуанкаре — гипотезы на все времена

  3. Иммануил Кант — метафизика. Априорные и апостериорные суждения.

  4. Артур Шопенгауэр: «Талант достигает цели, недостижимой для остальных, гений достигает цели, для остальных невидимой».

  5. Рене Декарт: «Космогония»

  6. Искусство

  7. Музыка

Предисловие

« Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству» — Александр Грибоедов

Книга посвящена новому поколению, поколению-Google.

« Двадцатый век принес банкротство социальной утопии: двадцать первый принесет банкротство утопии технологической».

Мы живем в парадоксальном мире, в мире идей и технологий. Все дело в нашей голове; мы смотри глазами — видим мозгом, мы слушаем ушами — слышим мозгом. Миром управляет мозг.

Я предлагаю рассмотреть человека, как существа способного к рефлексии.

Стремление быть образованным, высококультурным, технологичным, человечным и открытым позволит не рухнуть в цифровую пропасть, балансируя между опасностями и возможностями, которые несет новый век. Обладая информацией об окружающем мире и о себе, мы уже не станем жертвами случайностей, хотя человек определенно любит случайности, немаштабируемые. Там, где роль берет на себя хаос, всего лишь одна ошибка может привести к масштабным катастрофам. Пришло время переосмысления главных цивилизационных принципов. В человеческой истории настал уникальной момент. Последующее поколение будет решать — продолжить существование разумной жизни или уничтожить ее. В 21 веке мы свернули не туда. Мы движемся в тупик, мы не боимся сорваться в пропасть, играя в технологические игры.

«I know not with what weapons World War III will be fought, but World War 4 will be fought with sticks and stones…» Albert Einstein

« Я не знаю, как в Третью Мировую войну дела будут обстоять, а вот то, что Четвертая Мировая война будет из палок и камней — это понятно». Альберт Эйнштейн.

Создание национальных государств привело к двум мировым войнам, следствием которых стало боле 80 миллионов жертв. Разница до войны и после стала огромной, а история перестала быть однородной. Некоторые люди наивно поверили, что мир становится все безопаснее. Это все равно, что утверждать, будто атомные бомбы безопаснее, поскольку они взрываются реже. Мы уже были близки к глобальной катастрофе в 1960-х, когда США чуть не начали ядерную войну с Советским Союзом. Никогда мир еще не был так близок к глобальной катастрофе. Никогда.

От нас скрывается главное заблуждение из тех, что наносят максимальный урон: отсутствие доказательств близости катастрофы еще не означает, что мы доказали, будто бы катастрофы не будет. Эту ошибку совершают интеллектуалы и социальные науки.

Далее будет описан план книги, в котором я постараюсь ответить на главные вопросы, которые заложены в самой природе человека.

Когнитивные науки

С самого начала экспериментальная психология и, в частности, изучение познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д. — стала одной из шести составляющих новой области знания. Помимо нее ключевыми в структуре когнитивной науки стали философия познания, структурная лингвистика (прежде всего, связанная с именем Хомского), когнитивная антропология (наука о культуре как специфически человеческом способе познания), нейрофизиология, изучающая процессы в мозге, связанные с познанием, а также работы по математическому моделированию познавательных процессов и созданию искусственного интеллекта. Сегодня к ним все чаще прибавляют еще одну область — образование.

 

Рис.1

Когнитивная наука — показательный пример, говорящий о том, что науки могут не только дробиться в связи с увеличением объема научного знания и его дифференциацией, но и объединяться для достижения новых целей. Ключевое слово для когнитивной науки — междисциплинарность знания. Не случайно рисунок структуры этой области включает связи между ее отдельными составными частями. Это именно тот случай, когда целое не равно сумме своих частей (один из принципов гештальтпсихологии, которая значительно повлияла на когнитивную науку). Объединив знания, средства, методы и теоретические подходы своих наук, ученые-когнитивисты направляют свои усилия на решение фундаментальных вопросов о человеке, его познании и понимании себя самого и окружающего мира.

Лингвистика

Язык уникальный дар, характерен только для человека. Развитие языка напрямую способствует расцвету интеллекта. Это пространство для творчества, математически точная система, встроенная с рождения в наш мозг.

Минималистская лингвистическая теория. Ноам Хомский (Noam Chomsky)

«Если судить по энергии, размаху, новизне и влиянию его идей, Ноам Хомский — возможно, самый значительный из ныне живущих интеллектуалов»

— New York Times

Ноам Хомский — выдающийся автор трудов по лингвистике, теоретик в области политической философии, публицист, полемист, преподаватель Массачусетского технологического института.

«Любой говорящий усвоил конечное число правил, которые позволяют ему производить бесконечное число осмысленных высказываний. В этом состоит творческая суть языка. Декарт и представители школы Пор-Рояля это уловили».

Ноам Хомский

Для глубинного понимания языковой способности человека, нам нужно рассмотреть три проблемы:

— Какие свойства языка являются врожденными, а какие-приобретенные?

— Каковы вариации языка?

— Какие изменения можно внести?

Врожденные способности и влияние окружающего мира.

К наиболее спорным аспектам теории Хомского относиться его утверждение о том, что существенные компоненты языка являются врожденными, а не приобретенными, как полагал Б.Ф. Скиннер.

Основной элемент поведенческого подхода Скиннера — может определять только морфологические аспекты развития языка.

Ребенок научиться говорить «яблоко», когда его требование яблока подтверждается получением этого объекта.

Возвращаясь к основному подходу Хомского, встает вопрос: как ребенок генерирует грамматически правильное предложение, которого он никогда не слышал?

Ноам Хомский объясняет это врожденной склонностью к языку, основанной на глубинной структуре. Врожденная склонность не является некой конкретной системой грамматики, но существует врожденная схема обработки информации и формирования абстрактных структур языка.

Значительная часть языковых знаний хранится в абстрактном виде, но в памяти хранятся и конкретные смысловые единицы-слова. Я разделяю идею некоторых лингвистов о трансформационной грамматики,- описание абстрактных свойств языка и математических законов, по которым происходит хранение и генерация языка. Но сама форма абстракции все еще остается до конца не выясненной.

С языком приходит абстрактное мышление и способность к планированию. К тому же язык позволяет манипулировать абстрактными понятиями. С уверенностью можно сказать, что язык позволяет человеку моделировать будущее. Хомский предположил, что у всех людей есть врожденная языковая способность — примерно такая же, как способность ходить на двух ногах, но еще более уникальна. Системы коммуникации животных существуют уже около миллиарда лет, но ничего похожего на язык мы у них не найдем. «Человеческий язык стал тем, чем он стал, благодаря рекурсии и логической операции соединения»- Хомский.

Язык появился как инструмент мышления, а коммуникативные задачи начал выполнять потом.

Вопреки мнению Аристотеля, который считал, что язык-это звук со смыслом, эффективнее предположить, что язык-это смысл со звуком, и в этом кроется большая разница.

В течение первой когнитивной революции в 17 веке британские неоплатонисты и классические эмпирики доказали, что нет прямой связи между элементами языка и отдельными сущностями. Нет связи между мыслью и языком, но есть акт отсылки, при помощи которого мы и постигаем смысл. Минимальные элементы языка, слова, обеспечивают множество вариантов интерпретации внешнего мира.

Хомский выдвинул теорию, которая утверждает, что дети рождаются с определенным набором грамматических правил. Он назвал это «Универсальной грамматикой».

Универсальная грамматика — концепция, которая описывает фундаментальные свойства каждого естественного языка. Для овладения правильной грамматикой, ребенок на врожденном уровне должен знать лингвистическую теорию, которая будет определять форму грамматики человеческого языка.

Врожденная универсальная грамматика включает в себя:

- Способ анализа и обозначения входящих лингвистических данных

- Ряд лингвистических понятий, которые формулируют грамматические гипотезы

- Строгий набор ограничений на гипотезы, доступные для рассмотрения

Эта модель представляет ребенка в роли «маленького ученого», быстро выявляющие грамматические правила. Врожденная грамматика стала рассматриваться как ряд важных грамматических принципов, которые также должны позволять некоторые вариации, так как все мы говорим на разных языках.

«Language Acquisition Device» — способность к усвоению языка, этот термин впервые был предложен Хомским в 1960-х годах. Он подразумевает наличие у детей бессознательных умственных способностей, которые дают им возможность освоить язык. Языковая способность является врожденной.

« Представляется ясным, что усвоение языка базируется на обнаружении ребенком того, что с формальной точки зрения является глубинной и абстрактной теорией — порождающей грамматикой языка, многие из понятий и принципов которой весьма отдаленно соотносится с опытом через посредство длинных и сложных цепочек бессознательных операций, основанных на выводах».

Обучающий набор, к которому дети имеют доступ, просто слишком ограничен. Он не содержит достаточного количества нужных образцов.

Структура некоторых языков во многих аспектах может зависеть от таких факторов, над которыми человек не имеет сознательного контроля. Так и ребенок не может не производить какую-либо грамматику для объяснения представленных ему данных. То есть обширные знания грамматики — это не следствие полученного опыта, а претензия на то, что человек обладает врожденной способностью к языку.

Chomsky Style

Ноам Хомский — это не просто крупная фигура в современной лингвистике, это стиль мышления. Он Эйнштейн в лингвистике.

Я выбрала некоторые его цитаты, которые должен знать каждый образованный человек.

«Оптимизм — это стратегия. Если вы не верите, что лучшее будущее возможно, вы никогда не сделаете шаг, который приведет к тому, чтобы будущее было лучше. Если вы считаете, что нет надежды, ее не будет. Выбор за вами».

Ноам Хомский

«Чтение — не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов. Не имеет смысла читать, если вы просто «глотаете» книгу, а через десять минут забываете, о чем она. Чтение книги — это упражнение для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение».

Ноам Хомский

«Наша культура скорейшего удовлетворения всех потребностей и желаний не слишком-то способствует развитию упорства и твердости».

Ноам Хомский

«Мы теряем детство. Учителей заковывают в рамки инструкций. Детей заковывают в рамки тестов и экзаменов. Если всё обучение сводится к подготовке к экзамену и его сдаче, никто ничему не научится. Всё, что ты сказал на экзамене, забывается сразу после его окончания».

Ноам Хомский

«На глобальном уровне мы мчимся к пропасти и полны решимости в нее рухнуть, что резко снижает наши перспективы на достойное выживание. На самом деле причины две. Первая — это экологическая катастрофа, которая неизбежна, и у нас осталось совсем мало времени, чтобы попытаться с ней справиться. Мы движемся в неверном направлении. Другой — уже 70 лет. Это угроза ядерной войны, которая сейчас нарастает. Если вы внимательно посмотрите на эту проблему, то увидите, что мы выжили только чудом».

Ноам Хомский

«Человеческому роду, может быть, около 100 тысяч лет, и он в настоящее время переживает уникальный момент в своей истории. Этот род находится сейчас в положении, в котором ему очень скоро, в течение последующих поколений, предстоит решать, будет ли этот эксперимент так называемой разумной жизни продолжаться или мы решим его уничтожить».

Ноам Хомский