Журнал поинтересовался у опытных экспертов – а что для них значит деловой этикет?

Елена Шатунова, начальник службы управления персоналом, ООО ТД "РУССКИЕ ПРОДУКТЫ торг"

 Дресс-код как помощник.

- Ни для кого не секрет, что от имиджа каждого отдельно взятого сотрудника зависит имидж и репутация компании в целом и, как следствие, ее коммерческий успех. Именно поэтому мы уделяем вопросу имиджа наших сотрудников особое внимание. В целом имидж начинается с внешнего вида, а заканчивается манерой общения и поведения. В рамках первой составляющей, при разработке дресс-кода в нашей Компании, мы остановились на индивидуальном подходе к стилю одежды для сотрудников различных категорий. Дело в том, что, на наш взгляд, «стричь под одну гребенку»  весь коллектив компании неправильно (хотя и проще). Поэтому, определяя внешний вид сотрудников, мы выделили три стиля одежды: «деловой стиль», «нестрогий деловой стиль» и «спецодежда» («свободный стиль» – открытые майки, шорты, пляжная обувь и т.д. – запрещен).

Первый вариант должны соблюдать руководители, супервайзеры, секретарь руководства и, конечно же, менеджеры по подбору персонала. Именно эти категории сотрудников, в основном, транслируют имидж организации вовне. Поэтому они должны выглядеть представительно, надежно и вызывать доверие (наша компания – один из лидеров в своем сегменте, и это важно подчеркивать).

Однако, например, торговые представители, работающие с розничными торговыми точками, вполне могут придерживаться нестрогого стиля в одежде, поскольку  строгий деловой стиль будет неуместен в «полевых» условиях. Тем более, им выгоднее выглядеть «своим» среди персонала торговых точек. Поэтому основное требование к их имиджу – это в первую очередь профессионализм и способность удовлетворять потребности клиента. Однако в случае, если надо продать «дорого» (данный термин в нашей среде означает продажу элитных продуктов), то менеджер придет на встречу с таким клиентом в соответствующем виде – деловом костюме.
Но, учитывая  потребность в индивидуальности, мы позволяем даже первой категории  сотрудников по пятницам или предпраздничным дням соблюдать «нестрогий деловой стиль».

Нестрогий деловой стиль относится также и ко всем остальным департаментам и службам, общение которых «лицом к лицу» с клиентами сведено к минимуму. Составляющие их имиджа – это опрятность, этичность, доброжелательность и профессионализм.

Третий стиль разработан для водителей, рабочих ремонтного цеха и сотрудников складского комплекса. Для этой категории работников важна, в первую очередь, практичность одежды и единый корпоративный стиль. Специально для них в нашей компании введена бесплатная спецформа.

Подводя итог, можно сказать, что за счет существования индивидуального подхода дресс-код для наших сотрудников скорее – помощник, который позволяет повышать эффективность работы.

Следи за собой!

- Уже в момент отбора кандидатов на работу в нашу компанию мы оцениваем знания основ делового этикета. Сразу после выхода на работу, мы знакомим новых сотрудников с нашей корпоративной культурой, в том числе со стандартами делового этикета. С начала года в штат службы управления персоналом введен внутренний тренинг-менеджер. Именно он знакомит новичков с принятыми стандартами, изложенными в специально созданном документе - «Регламенте деятельности персонала». Этот документ хранится в общем доступе и содержит в себе подробное описание установленных норм и стандартов поведения.

Специальных курсов, посвященных стандартам делового этикета, мы не проводим. Но это не значит, что мы не следим за соблюдением этих правил. В первую очередь, служба управления персоналом стремится воспитывать социальную ответственность в самих сотрудниках. Контроль соблюдения этических стандартов также лежит и на руководителях, которые, к тому же, должны и сами показывать пример своим подчиненным. В прошлом году по инициативе тренинг-менеджера у нас стартовал специальный проект, направленный на проверку качества обслуживания клиентов: в течение нескольких месяцев мы опрашивали наших клиентов на предмет удовлетворенности нашим сервисом.

Виталий Проценко, тренинг-менеджер, ООО ТД «РУССКИЕ ПРОДУКТЫ торг»

Веселая история.

- Более двух лет тому назад мы стали работать с крупнейшим гипермаркетом «Ашан» и подписали договор о первой большой поставке. Мы, конечно, довольно основательно подготовились к этому событию. «Ашан» выдвинул со своей стороны большой ряд стандартных (для них) правил приема товара: от его упаковки до размещения этикетки в определенном месте. Но мы все-таки не учли одного момента. Когда наш водитель приехал на склад «Ашана», то его, а вместе с ним и весь наш товар туда просто не пустили. Оказалось, что по правилам «Ашана», любой человек, желающий пройти на их склад, должен быть одет либо в спецкостюм, либо в белый халат. Тогда наши сотрудники еще не носили спецодежду. И водитель, не привыкший к подобным ограничениям, был в своей повседневной одежде. В итоге, нам пришлось оперативно высылать белый халат курьером, вслед за водителем. Только тогда сотрудники «Ашана» впустили нашего сотрудника с товаром. Этот случай был одновременно и комичным, и поучительным.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело.