«Деловой стиль – это некие внутренние вещи, содержание человека, а в отношении компании – ее идейная основа, миссия»

ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ – ЭТО НЕКИЕ ВНУТРЕННИЕ ВЕЩИ, СОДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, А В ОТНОШЕНИИ КОМПАНИИ – ЕЕ ИДЕЙНАЯ
ОСНОВА, МИССИЯ

Сергей Борисович Пронин, генеральный директор консалтинговой фирмы «Таресс», ведущий эксперт журнала «Управление персоналом» по бизнесу

Деловая репутация для компании – что это искусственно созданные или естественные проявления? В чем она выражается?

Ответ: Эта тема – широкий и многогранный пласт от эмоционального восприятия деятельности компании собственными сотрудниками до проекции ее имиджа во внешнюю среду. В первую очередь деловая репутация – это сформированное позитивное отношение общества к бренду компании, ее продукции или услугам, то, что закладывается годами. Это – главное. Все остальное – вторично.

К примеру, автомобиль определенной марки, может выигрывать всевозможные замечательные конкурсы, и в рекламных роликах на нем будет ездить, скажем, агент 007, но если его образ в общественном сознании сложился как ненадежный и некачественный, то никаким pr-м, бантиками не изменить его имидж для потребителя. Поэтому основное в деловой репутации компании – это качество продукции, работ, услуг и репутация ее на рынке. Обещаешь – держи слово, гарантируешь клиенту – выполняй свои обязательства. Особенно это проявляется в кризисной, форс-мажорной ситуации. Допустим, актуальная сегодня тема – ипотечное кредитование. Одни банки, активно раздававшие кредиты, понимают, что были неоправданно оптимистичны, постепенно влезая в долги.

Но они так же осознают, что делали нужное дело, развивали строительные программы, поддерживали государственную политику.

В момент кризиса, не рассчитывая на государственную поддержку, они даже не допускают мысли потребовать от своих клиентов досрочного погашения или разрыва контрактов. Я убежден, в этой ситуации – проще погибнуть, чем пытаться спасать себя, используя любые средства. Репутация не прощает таких, казалось бы, выгодных, но сиюминутных решений.

Доверие клиента, партнеров по бизнесу – стоит очень дорого. Именно в периоды кризиса наиболее ярко проявляется: кто чего стоит! Приведу еще один пример, что называется о наболевшем, – действия руководства нефтяных компаний по выбиванию дополнительных преференций у государства, назвать которые кроме как неприличным сложно. Я готов понять отчаянные попытки выжить со стороны малого бизнеса, любое изменение курса для которого может оказаться смертельным.

Но не понимаю компанию, имеющую в активе – миллиарды долларов. Более месяца нефть дешевеет. И что? Ни на копеечку не снизилась цена на нефтепродукты. Хотите иметь прибыль – она у вас и так есть, но речь идет о сверхприбыли. Во многом это этические вопросы для бизнеса и осознание обществом таких проявлений крайне важно, в том числе для становления его гражданской позиции.

Кризис сжимает пружину, и в зависимости от уровня сжатия, она может резко распрямиться. Государство это осознает, а отдельные, так называемые олигархи, нет. Всё это и есть деловая репутация компании, ее руководителя, страны в целом, степень их ответственности перед обществом.

Посмотрим с этой точки зрения репутации на Россию. У нашего народа есть замечательное национальное качество, кстати, иногда эксплуатируемое иностранцами – мы очень добрые. Кто даст кредит Исландии? Конечно, Россия. А где же ее ближайшие соседи – Великобритания, Ирландия, Норвегия? Насколько я помню, Норвегия – одна из самых богатейших стран. Но когда надо помогать – помогает, почему-то, Россия. Не Ирландия, где все красиво, не Великобритания, которая всех учит как жить... Или действия, а вернее бездействие Евросоюза, в части наших замечательных «бывших» прибалтийских республик. Сейчас они находятся на грани государственного банкротства. Когда закончились «подачки» в виде субсидий со стороны Евросоюза, кто им поможет? Думаю, все кончится тем, что поможем опять мы, как бы это парадоксально ни звучало.

Причем даже не из соображений собственной выгоды, а нашим соотечественникам, чтобы дать хоть какую-то возможность им жить по-человечески. Это то, что называют деловой репутацией страны.

Почему некоторые компании специально создают себе имидж «жестких переговорщиков», агрессивных руководителей? В недавнем интервью вицепрезидент ORACLE Борис Щербаков привел в пример одну из таких компаний – MIRAX – групп, в которой над портретами руководителей размещали лозунг «мстите мне лично». Зачем создавать себе такую репутацию?

Во многом это пример агрессивного пиара, чтобы заинтересовать, вызвать какое-то удивление. Маленькая история из опыта. В крупной компании силовые структуры проверяют финансовую деятельность и выявляют какие-то нарушения. Ставится вопрос о том, чтобы главного бухгалтера привлечь к ответственности.

Была возможность освободить его, поскольку, умысла в его действиях не было. И человек мог выйти из ситуации, конечно, с потерей: лишением премии и пр., но не «засвеченным» в органах. А у президента той компании был свой аналитик – ясновидящий. И приснилась ему цифра «семь». А семерка – это как раз статья за деятельное раскаяние, то есть, в принципе, человек совершил преступление, признается в этом, помогает следствию – и его освобождают от уголовной ответственности. И стоит перед

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело.