Когда настают трудные времена (а они, бывает, настают, увы), ведь тому, кто был не в ладах с обычным деловым этикетом, могут и руки не подать.

Когда настают трудные времена (а они, бывает, настают, увы), ведь тому, кто был не в ладах с обычным деловым этикетом, могут и руки не подать. Вам это нужно?

Интервью с Борисом Щербаковым, Вице-президентом Oracle, Генеральным директором Oracle СНГ

Какие правила соблюдения делового протокола и этикета существуют в Вашей компании? Расскажите об особенностях делового этикета в Вашей компании. Как часто Вам приходится вносить в них изменения? Ваши прогнозы – какие перемены грядут через 5, 10, 100 лет?

— Как и в любой другой социальной среде, есть свои правила и условности. Силиконовая долина в конце прошлого века создала вроде бы свой, новый протокол и дресс-код, но, по сути, мало что изменилось: деловые встречи требуют делового костюма, а на рабочем месте, если не требуется «выход в свет» – достаточно одежды опрятного свободного стиля, так называемого «smart casual». Помню, во
время знакомства с руководством компании, еще в 1999 году, я обратил внимание, что почти у каждого вице-президента в кабинете висел наготове костюм с галстуком, а одеты они были все в джинсы и кроссовки! Но костюм, на всякий случай, был наготове. К особенностям делового этикета у нас также можно отнести обязательность ответа на электронные письма, относительно свободный, но деловой стиль этих писем, обязательность соблюдения сроков встреч, дед-лайнов, обещаний.

Это сложившиеся правила, нарушение их является чрезвычайным происшествием. Я думаю, что демократизация делового этикета, как тенденция, продолжится и через 5, и через 10 лет, но на вручении Нобелевской премии все–таки без фрака не обойтись!

Какие ноу-хау Вам удалось привнести в работу сотрудников? Легко ли они перешли на новые правила игры? С какими трудностями пришлось столкнуться при их внедрении?

— Я почти сразу отменил все многочасовые общие совещания, по типу Совета Директоров. Когда возникает необходимость в координации действий действительно всех директоров и по всем направлениям деятельности, то мы, конечно, собираемся, но регулярные еженедельные ритуальные большие совещания давно заменены другими формами встреч, более компактными и не такими затратными по времени. И потом, основной объем информации все равно уже давно существует в сети, и инструменты общения не сводятся только к совещаниям вокруг большого стола.

В чем, по Вашему мнению, заключается основное преимущество владения деловым этикетом?

— Скорее, недостаток владения деловым этикетом ставит человека в проигрышную ситуацию, он воспринимается сообществом как нечто чуждое, пусть даже он сверхбогатый и успешный на данном этапе человек. Этикет – это квинтэссенция опыта социального общения в данной среде, если человек наплевательски относится к нему, что ж, он контрпозиционирует себя среде, иногда в эпатажной форме, как некоторые руководители извест ных компаний, иногда в резкой, довольно агрессивной форме. Противопоставление себя окружающим, среде, коллегам по цеху - это позиция; вопрос только в том, оправдана ли она экономически в стратегической перспективе.

Когда настают трудные времена (а они, бывает, настают, увы), ведь тому, кто был не в ладах с обычным деловым этикетом, могут и руки не подать. Вам это нужно?

Психологические закономерности в деловом общении, – поделитесь Вашим опытом по данному вопросу.

— За первые 15 минут общения можно сделать вывод, на какой волне Вам придется общаться с контрагентом, с тем, кто сидит через стол переговоров от Вас. Деление на психотипы известно и может быть интересно, но на практике приходится часто перестраиваться на
марше, как говорится, изменять тон и приемы переговоров в зависимости от реакции партнера. Тут только опыт поможет, хотя книжки умные читать тоже советую. Главное, читая – примерять на себя, на знакомые ситуации, стараться проиграть ситуацию до выхода на переговоры. Если принимающий вас клиент – «начальник», например, сразу садится в торце стола переговоров, как он и привык, то как быть? Ведь это явный сигнал всем присутствующим – кто в доме хозяин, включая пришедших на переговоры партнеров.

Я бы посоветовал, если возможно, занять контрпозицию и сесть на противоположном торце. Или, в шутку, присесть на стульчик у стены, пусть сам «хозяин» выпутывается из конфузной ситуации.

Или – сколько можно (нужно) ждать приема, если у Вас встреча запланирована на определенное время? 15 минут? Час? По дипломатическому протоколу, опоздание на 10 минут является уже порогом критичности, я, например, для себя определяю приемлемое время ожидания в зависимости от моих приоритетов, но и, исходя из общих приличий вообще, чтобы не показаться чересчур назойливым, лучше уйти, не дождавшись контрагента... Но в среднем, как факт, 10 минут ждать можно, потом определяйте сами для себя, возможны варианты. Таких примеров можно привести массу.

Существует много курсов, посвященных международным стандартам делового этикета. Насколько, на Ваш взгляд, востребована подобная услуга? Всех ли сотрудников надо этому обучать? Какие национальные особенности должны быть учтены при чтении подобных курсов? Как строится обучение в Вашей компании? На чем можно сэкономить, а на чем не стоит?

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело.