Кризис на рынке труда во многом носит не экономический, а психологический характер

Кризис на рынке труда во многом носит не экономический, а психологический характер

Интервью с представителями компаний «Астарта престиж», «Брок-Инвест-Сервис», «МАКС», «Мой Дом. Управляющая компания», «Oracle», «Релиз», «Русская Страховая Компания»

Мировой кризис – с чем придется столкнуться офисному сотруднику, в том числе и секретарю? Удастся ли выйти «сухим из воды»? Если нет, то, какие шаги стоит предпринять?

Мария Носова:
— В первую очередь, мне хочется отметить, что кризис на рынке труда во многом носит не экономический, а психологический характер. У работодателей появился оправданный шанс осуществить задуманные кадровые изменения и сократить издержки. Все дело в том, что не все руководители – революционеры по своей натуре. Многие из них ориентированы на процесс и мир во всем мире. Обычно поиск и формирование сильной управленческой команды занимает у таких работодателей годы. И в последствии они
ею очень дорожат. Поэтому, когда ключевой сотрудник просит нанять себе людей (для рутинной работы, разделения функционала и
т.д.), то руководитель обычно идет ему навстречу (пока может себе это позволить). Но при этом он все время держит в голове мысль, что в принципе дополнительные сотрудники не нужны. Авторитарным путем он об этом не заявляет, ему не нужны конфликты с сильными линейными руководителями. И из дипломатических соображений руководитель делает шаг навстречу своим топ-менеджерам. За годы таких шагов накапливается десятки. Но это совсем не значит, что у руководителя пропадает желание все вернуть «на круги своя».

Сейчас, в ситуации кризиса, у него появилась прекрасная возможность оптимизировать издержки на персонал. Поэтому большая часть увольнений, которые проходят в настоящее время – это рациональные сокращения. Когда кризис только начался, мне казалось, что на рынке окажется много слабых специалистов. Отчасти это и произошло. Но там также появилось и большое количество профессионалов, которые были не на своем месте, или которых не сумели правильно использовать.Или изначально позиции, открытые под них, не были нужны самой компании. Поэтому, на мой взгляд, сегодня сокращения связаны не с квалификацией людей, а с оптимизацией самих бизнес-процессов. И для того, чтобы понять, коснется ли увольнение конкретного сотрудника, ему необходимо ответить себе на ряд вопросов: приносит ли он деньги своей компании и насколько больше, чем его оклад; обладает ли он уникальными знаниями и навыками (в сравнении не с рынком, а с коллегами); может ли он быть многофункциональным?

Ольга Бекунова:
— Мировой кризис, так или иначе, коснется всех. Ни один бизнес не живет в вакууме, поэтому в ближайшем будущем затронуты будут все отрасли, все направления. Конечно, кто-то пострадает больше, кто-то меньше, но на круг — все. Например, люди болеть станут не меньше, а больше, но платной медицине, я полагаю, придется снижать расценки на услуги — люди просто не смогут платить. Поэтому, что касается «выйти «сухим из воды», то, уверена, это мало кому удастся, и уж точно это не будет офисный персонал.

Варвара Кажберова:
— Предположения о том, что в результате кризиса многие сотрудники офисов окажутся «на улице», одновременно и верны, и неверны. Многие компании уже начали сокращение персонала; это результат более строгой оценки эффективности сотрудников в условиях кризиса, а также попытка минимизировать затраты. С другой стороны, офисные сотрудники – это не общая однородная масса, это совершенно различные категории сотрудников в различных сегментах персонала, поэтому и подход к ним не может быть одинаковым. И особенно, на мой взгляд, это касается рынка личных помощников или РА (personal assistant). Этот рынок неоднороден; как показывают исследования консалтинговых агентств, значительная часть кандидатов рассматривает данную вакансию как старт карьеры, соответственной будет и мотивация, а, кроме того, у них недостаточно опыта работы, который так ценится руководителями. И обратная тенденция -спрос на «зрелых», опытных личных помощников (как правило, это женщины с опытом работы 10 – 15 лет, которые видят свое развитие именно в административной сфере). Спрос на таких помощников даже в условиях кризиса никуда не денется, а, возможно, даже и возрастет, ведь в более сложных условиях рынка потребуется умение решать более сложные задачи.

Думаю, что и фактор персонального восприятия, являющийся решающим в этой профессии, тоже возрастет. Именно сейчас особенно важно найти не только помощника, но и верного соратника, которому можно довериться. Отсюда вывод: даже при минимуме профессионального опыта важен уровень мотивации, инициативность, ответственность, персоналия сотрудника.

Михаил Ермаков:
— На мой взгляд, во время финансового кризиса многим работникам будет сложно сохранить свои позиции. Все будет зависеть от того, насколько финансовое состояние предприятия позволит сохранить те или иные кадровые позиции. В отношении секретарей, как мне кажется, исключений также не будет. Если, к примеру, было два секретаря, то, скорее всего, останется один. И, соответственно, произойдет пересмотр должностных обязанностей. Со стороны работодателя, вероятно, будут предприняты шаги по сохранению сотрудника на данной позиции.

Последний, в свою очередь, будет решать – готов ли он трудиться в новых условиях. А застраховаться в данной ситуации очень сложно.

Елена Кулакова:
— Секретари, как и любые другие сотрудники «обеспечивающих» подразделений, в условиях финансового кризиса нередко попадают под сокращение. Но надо понимать, что последние годы именно опытные секретари были востребованы на рынке труда больше, чем какой-либо другой административный персонал. Поэтому, скорее всего, тем, кто действительно обладает профессиональными навыками секретаря, и успел позитивно себя зарекомендовать в компании, переживать не стоит. Если все же неприятность не обошла стороной, и человек остался без работы – паниковать не следует. Работу найти можно, но, очевидно, необходимо будет снизить зарплатные ожидания.

Денис Попков:
Может так случиться, что сталкиваться придется с чем угодно, вплоть до потери места. Главное – не паниковать. Спрос на грамотных специалистов существовал, существует, и будет существовать, и профессия секретаря либо референта в данном случае не является исключением. Ключ к успеху – постоянное повышение квалификации.

Марина Савинова:
— В сложной для компании ситуации роль сотрудников фронт-офиса, в том числе секретарей, работающих на ресепшн, только возрастает. По их голосу в телефонной трубке, внешнему виду, настроению, быстроте реакции можно судить о самочувствии самой
компании. Корректность, четкость, уверенность и аккуратность – залог внутреннего здоровья организации, а также – профессионализма секретаря. Даже если что-то внутри компании меняется, ее клиенты, партнеры, – посетители офиса не должны этого чувствовать, чтобы сохранить лояльность. Здесь как раз и открываются возможности,....

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала Секретарское дело.