Стереотипы профессии секретаря – причины их возникновения, реалии нашего времени

Стереотипы профессии секретаря — причины их возникновения, реалии нашего времени

Объем: 0,32 а.л.
Автор: Кошелев Антон Николаевич

Практикующий специалист, сотрудник центра психологического обеспечения «РАДА», общий стаж работы в сфере управления персоналом, психологии более 9 лет. Автор ряда публикаций, в том числе «Подбор торгового персонала», «Конфликты в организации: виды, назначение, способы разрешения» и т. д.

 От них зависит почти все или все. Степень их могущества и власти невозможно переоценить. Все это не высокий чиновник и генеральный директор холдинга, а секретарь.

Профессия секретаря одна из наиболее востребованных на рынке. Любому уважающему себя руководителю просто жизненно необходим человек, который за него составлял бы документы, принимал посетителей, подавал кофе, и естественно защищал кабинет от нежелательных визитеров. И одновременно был визитной карточкой его фирмы. Однако не всякий специалист может стать классным секретарем. Тут недостаточно простого умения стучать по клавиатуре и перебирать бумажки. Жизненно необходимо быть профи в любой области.

Люди всегда создавали мифы и склонны больше верить иллюзиям, чем реальности. Сегодня с любой профессией связаны определенные устоявшиеся мифы, стереотипы. Однако их представители готовы утверждать, что многие из них ничего общего с реальностью не имеют. Вот и возникла идея посмотреть стереотипы профессии секретаря, которая в большей степени подвергнута мифотворчеству.

В общем смысле стереотипы — это укорененные в сознании людей субъективные представления об объективной реальности. Стереотипы являются неизбежным явлением любой сферы человеческой деятельности, оказывающие на нее существенные влияния.

Но, стереотипы не формируются за несколько часов, они представляют собой частью социальной реальности, и некоторые из них воспринимаются большинством людей как объективное описание определенной сфере человеческой деятельности.

К слову сказать, в словаре «Социальная психология» говорится о том, что стереотип социальный (греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.д.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Этот термин впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие стереотипов, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Достаточно сильно настораживает основной стереотип, связанный с профессией секретаря, состоящий в недвусмысленных пожеланиях руководителя. А, проще говоря, пардон, за возможно неприличное содержание этого, любая секретарша это любовница руководителя, у которого она работает. Возможно, какие-то особенно нежные уши это покоробит, но истинная правда состоит в том, что все окружающие на 100% уверенны, что секретарша обязательно любовница руководителя. Кроме всего лишь двух людей: руководителя и его секретаря. Только эти люди могут однозначно сказать о том имеет ли в данном случае подобная ситуация или нет.

Профессионала отличает то, что если он этого не захочет, будет держать себя в рамках, то этого не произойдет. Хотя служебный роман, хоть и снят об этом целый фильм, дело нередкое.

Типичный образ секретарши: «тупая блондинка с ногами от ушей» уже давно ушел в прошлое. Требования к модельной внешности имеют место только тогда, когда в ее обязанности будет входить не столько секретарские, а сколько сексуальные. В действительности подобное встречается нередко. Но, здесь мы имеем дело с не очень солидной фирмой.

В состоятельных компаниях одним из критериев является внешность секретаря. Но, речь идет, прежде всего, об ухоженном виде (кожа, ногти, волосы), аккуратности и стильности одежды. Она должна, в целом производить приятное впечатление, быть приятной и привлекательной.
Другой стереотип — считается, что для того, чтобы стать секретарем не нужно специальных знаний, умений и тем более образования. Будучи уверенны в этом, молодые девушки, студентки или вчерашние школьницы толпами осаждают собеседования на должность секретаря. Они то уверенны в том, что в работе секретаря нет ничего сложного, и учиться этому не нужно. Подавай во время кофе шефу, весь день обсуждай последний модный тренд с подругами по телефону и крась себе ногти. Но, шеф считает по-другому. Поэтому и не сбываются девичьи надежды на спокойную и обеспеченную жизнь в роли секретаря.
На практике дело обстоит далеко не так. Секретарь, напротив, должен обладать широким набором знаний и умений. Обязательно уметь работать с документами, общаться с посетителями. Секретарь солидной компании, сегодня должен непременно иметь высшее образование. Кроме хорошей технической подготовки необходимо иметь развитую память и аналитический склад ума. Компания будет процветать только при наличии профессионального секретаря, который должен уметь привести в чувства руководителя, создать уют в офисе, вовремя управится с корреспонденцией и одновременно оперативно ответить на все звонки.
С каждым днем предъявляется все большее количество требований. А, одного высшего образования далеко недостаточно. Современный секретарь просто обязан быть в курсе новых стандартов делопроизводства, уметь оформить визы, пресс-релиз для прессы. И, всегда при этом выглядеть прекрасной, ухоженной и радостной.

Большинство уверены, что секретарь это легкая работа. Всегда есть много времени для отдыха на работе, заняться своим личными делами. Однако, на практике, главное требование к секретарю — это колоссальная выдержка, стрессоустойчивость. По сути, работа секретаря, это сверх экстремальная работа, требующая напряжения всех силах. Часто даже пообедать нет времени. Наверное, отсюда и тонкая фигура большинства секретарей. Секретарь должен успевать все. Иметь образно «сто рук». Нужно успеть вовремя сварить кофе, поинтересоваться о здоровье шефа, ответить на кучу звонков, подготовить очередной договор. У секретаря нет слов «не срочно». Все нужно было сделать еще завтра. В состоянии постоянного напряжения и проходит рабочий день секретаря, а ведь по-другому и не возможно.

Другой, не соответствующий реальности стереотип — работу секретаря может получить только молодая девушка с хорошей фигурой и смазливым лицом. Это не всегда так. Главное для адекватного руководителя, чтобы он мог доверить своему секретарю любую работу, быть уверенным, что все, что он поручит, будет выполнено на высоком профессиональном уровне в кратчайшие сроки. Действительно, любому руководителю, хочется, чтобы лицо его формы — секретарь, было красивым и привлекательным. Хорошо, когда высокий профессионализм, эрудиция и смазливое лицо сочетаются в одном человеке. Но опять, когда дело доходит до выбора, современный руководитель, ставя на чашу весов красоту и профессионализм, склоняется к профессионализму. Но стремление найти совершенного во всем секретаря не оставляет работодателя никогда. Мечта любого руководителя секретарша, с внешностью Клаудии Шифер, степенью доктора наук и общительностью Андрея Малахова. Чудо, но чудес на свете не бывает. Поэтому приходится выбирать.

Некий топ менеджер со стажем как-то, посмотрев еще недавно популярный сериал «Не родись красивой», сразу же прокомментировал его: «Ложь. Эту даму (главную героиню — секретаршу Катю) ни в одну приличную фирму ни за что не взяли бы. Только разве в какую нибудь социальную. Она не только страшная, но к тому же неадекватная. А, увидев ее косички, охрана ее даже на порог фирмы не пустила бы».

В нашей суровой секретарской действительности этот сериал не имеет права на жизнь. Причина не столько в требованиях к внешним данным секретаря. Сегодняшние требования в некоторых моментах даже выше, чем к топ-менеджеру и еще плюс к этому приятная внешность.

Стереотип о том, что секретарша постоянно улыбается только входит в современный обиход. Никому не хочется видеть кислого, надутого, грустного или того хуже агрессивного или крайность стеснительного секретаря. Секретарь просто обязан относиться ко всем появляющимся на пороге начальника доброжелательно. И при этом корректно выпроваживать не нужных начальнику посетителей. В связи, с чем даже появились специальные тренинги, на которых учат улыбаться тогда, когда это необходимо. Не такая уж это легкая задача. Но, этому приходится в авральном порядке учиться сегодняшней хранительнице офиса.
Стереотип, который также имеет место — секретарь все знает, всем управляет, он серый кардинал. Секретарь просто обязан быть в курсе всего, также как и уметь хранить секреты. И это стереотип подтверждается. Находясь в течение всего рабочего дня рядом с шефом, любой секретарь неизбежно становится хранителем всех его секретов. Опытный секретарь не только знает, кого завтра уволит шеф, но и может изменить его решение. А дело тут в том, что секретарские обязанности уже далеко вышли за пределы офиса. Ведь шеф человек занятой — у него естественно нет никогда времени на обычные вещи: оплатить квартиру, положить денег на телефон, купить любовнице подарок, поздравить маму с днем рождения. Вот через выполнение этих нехитрых поручений секретарь знает все или почти все про своего любимого шефа (адреса, телефоны и проч.). По факту секретарь, который работает в фирме достаточно давно, становится вторым лицом после шефа.

Профессия секретаря тупиковая и бесперспективная. Еще один из мифов не нашедших реального подтверждения. Известно множество примеров, когда из секретарей вырастали бизнесмены, высокопоставленные чиновники, топ менеджеры. Поэтому боязнь навечно остаться обычным секретарем обычный миф. Дело в том, что секретарь неизбежно участвует во всех процессах в фирме, а это прекрасный старт в будущее. Однако, есть и такие, которые на всю жизнь выбирают профессию секретаря. И не зря, так как квалифицированный секретарь сегодня может получать заработную плату на уровне крупного топ менеджера.

Секретарь — это высококлассный психолог — неостереотип. Секретарь просто обязан найти к каждому человеку правильный подход, уметь с ним общаться. Распространенный вопрос, который задают секретарю: «Как настроение у шефа?». С ним советуются, когда лучше и с каким вопросом обратится к шефу. Обязательство секретаря, от которого зависит прочность его положения: понимать и чувствовать без слов.

Нельзя обойти в конце самого главного и давно устоявшегося стереотипа — секретарь профессия исключительно женская. Сегодня он нередко кардинально пересматривается. В первую очередь это касается бизнес-леди. Но и мужчины руководители нередко предпочитают взять на работу мужчину — секретаря. При этом стыдливо секретарь заменяется на приличные, на взгляд руководителя эквиваленты: «референт», «офис-менеджер», «помощник». Сегодня профессия секретаря имеет не только женское лицо, но и нередко мужское. Руководители тут руководствуются множеством причин, в том числе комфортностью работы с представителями того или иного пола, профессиональными качествами.

В общем, работа секретаря является не такой простой, как кажется многим на первый взгляд. Нужно выполнять много функций, постоянно преодолевая сложившиеся стереотипы. Ведь любая профессия предполагает не простое выполнение обязательств, а профессиональное. И то, насколько эффективной будет работа, зависит от каждого конкретного человека. Поэтому любой секретарь должен постоянно стремиться к совершенству и быть профессионалом своего дела, невзирая ни на какие стереотипы.


Социальная психология: Словарь. М., 2007.