Навыки скорочтения – как их в себе развить?

Ю. Захарова

Рассказы о том, как Вы развиваете в себе навыки скорочтения, присылайте на адрес pr@sekretarskoe­delo.ru

Лучшие ответы будут опубликованы в журнале   или на сайте www.sekretarskoe­delo.ru

Когда человек только начинает учиться читать, он читает сначала по буквам, потом по слогам. Постепенно зрение способно охватывать все слово целиком. На этом процесс обучения, как правило, прекращается, и всю оставшуюся жизнь человек читает именно так. Этого достаточно для восприятия текстовой информации, но человеческий мозг способен на большее. Средняя скорость чтения обычно составляет 250 – 300 слов в минуту. Но в истории известны случаи, когда эта скорость достигала тысячи слов. Так читали, например, Толстой, Чернышевский, Горький. Это удел не только великих людей. Этого, при желании, может достичь каждый.

При определенном угле зрения человек может охватывать взглядом целую строку, абзац и даже страницу. Этого можно добиться с помощью специальных упражнений и тренингов. При обычном чтении выявляются такие недостатки, как снижение внимания, медленная скорость, частое возвращение взгляда к уже прочитанному месту. Главным тормозом в традиционном чтении считается артикуляция, то есть проговаривание текста про себя. Если научиться подавлять в себе артикуляцию, читать по вертикали и выделять в тексте ключевые слова, то есть читать только слова, несущие информативную нагрузку, можно легко освоить технику скорочтения.

90% информации поступает в мозг посредством зрения. Восприятие любого текста возможно только при фиксации на нем глаза. В процессе чтения взгляд большую часть времени остается неподвижен, и только одну десятую часть времени глаза находятся в движении. Зона ясного видения располагается в центре сетчатки глаза. Все, что находится на периферии, то есть за пределами этой зоны, воспринимается глазом очень расплывчато и туманно. Максимальная зона человеческого видения занимает 35 градусов, зона ясного видения – 15 градусов, а наилучшего составляет всего 1,5 градуса.

При определенных тренировках поле зрения можно расширить. Это позволит сократить время поиска информативных участков в тексте. Сделать это можно с помощью таблиц Шульте. Таблица представляет собой квадрат, разбитый на 25 ячеек. В каждую ячейку вписываются цифры от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение заключается в том, чтобы на расстоянии 30 – 33 см сосредоточить взгляд на центральной цифре и боковым зрением отыскать все числа по порядку. Чтобы не возникало привыкания к одной таблице, можно сделать несколько разных, и каждый раз менять. В этом упражнении важно, чтобы одновременно с центральной цифрой взгляд охватывал еще и четыре угловые.

Вопрос о том, как читать: традиционно или быстро, вправе задавать себе каждый человек. У техники скорочтения много как сторонников, так и критиков. У каждого человека в жизни наверняка случались такие ситуации, когда техника скорочтения ему очень бы пригодилась. К тому же это экономит много времени, которое лишним никогда не бывает. Используя скорочтение, можно почти в 3 раза сократить затраченное на прочтение время, либо увеличить объем информации. Плюсы скорочтения в том, что оно дает человеку возможность стать более образованным и компетентным во всех интересующих его областях знаний, освободив при этом достаточное количество времени, не причиняя ущерба собственному развитию.

Скорочтение, однако, мало подходит для художественной литературы, поскольку пропадает само удовольствие от процесса чтения. Книга прочитывается очень быстро, и сознание не успевает рисовать в мыслях картины происходящих событий и образы героев. Именно по этой причине среди противников скорочтения много учителей русского языка и литературы.

Не подходит техника скорочтения и для текстов, в которых встречаются сложные конструкции и слова. При быстром чтении они практически никак не воспринимаются. Художественную литературу все же следует читать без подавления артикуляции. Минус скорочтения в том, что при длительном применении такой техники очень сложно перестроиться обратно, у некоторых возникают проблемы с чтением вслух.

Важно, чтобы прочитываемый материал был знакомым, то есть, необходима некоторая базовая подготовка. Перед прочтением нужно просмотреть текст, определить в каком стиле он написан, выяснить его основную идею. Если в процессе чтения возникают трудности с лексиконом или восприятием текста, если сложно понять, о чем идет речь, то скорочтение не принесет никакой пользы. Скорее всего, в этом случае оно будет только вредно.

Скорочтение нужно применять на такой литературе, из которой человек хочет извлечь конкретные факты. Так можно читать газеты, специализированную литературу, знакомые тексты. Когда нужно быстро освежить в памяти какой­либо материал или извлечь из массива текста основную мысль – скорочтение просто необходимо.

Любая информация требует определенной скорости чтения, самое главное, чтобы она не превышала скорость мышления. Чтобы научиться технике скорочтения, можно посещать тренинги или заниматься этим в домашних условиях. Самыми популярными методиками обучения скорочтению являются такие, как чтение слов наоборот, концентрация на ключевых словах, вертикальное чтение, подавление артикуляции. Психологическая подготовка в этом деле также является одним из необходимых атрибутов.
Рассмотрим эти методики подробней.

Чтение слов наоборот со временем способно развивать концентрацию мыслей и тренировать внимание, что является важным фактором успешного умственного труда. Начинать тренироваться лучше всего с коротких слов, состоящих, например, из четырех букв, постепенно переходя к более длинным и сложным словам. Чем хорошо это упражнение – оно не требует специальной подготовки. Это можно делать даже в общественном транспорте по дороге домой или на работу, используя тем самым это время с пользой для себя.

Подавление артикуляции позволяет значительно увеличить скорость прочтения текста, ведь именно на проговаривание слов уходит большая часть времени в процессе чтения. Это происходит потому, что при проговаривании слов про себя мозг, помимо зрительной, обрабатывает еще и речевую информацию. Нагрузка увеличивается, а скорость, соответственно, уменьшается. Существует два вида артикуляции. Первый, когда артикуляция сопровождается механическим движением губ или бубнением вслух. Бороться с этим можно очень легким способом. Нужно просто что­нибудь зажать между зубов или прикусить свой язык. Гораздо сложнее избавиться от артикуляции, происходящей в головном мозге. Есть специальное упражнение, помогающее от этого избавиться. Во время чтения необходимо ручкой или карандашом отбивать определенный такт. Этот такт должен быть не совместим с человеческой речью, и отбиваться самим читающим. В начале этого упражнения обычно сложно сосредоточиться. Но со временем скорость чтения увеличивается и артикуляция исчезает. Может быть такое, что через час чтения человек может не вспомнить, о чем он читал. Это тоже со временем проходит. В среднем, чтобы научиться подавлять артикуляцию, требуется около 20­и часов чтения таким образом. Потом можно читать уже без вспомогательного отбивания ритма. Сегодня уже существуют специальные программы – метрономы, которые способствуют изучению ритма для подавления артикуляции.

Вертикальное чтение помогает развить периферическое зрение. При таком чтении взгляд движется не горизонтально по строчке, а вертикально по центру страницы. Развить в себе эту способность можно, используя таблицы Шульте. Тренироваться можно также на тексте. Для этого необходимо провести карандашом в центре страницы линию и читать, сосредоточив взгляд на ней. Начинать лучше с узких текстов, например с газетных колонок, затем постепенно переходить на более широкие форматы. Вертикальное чтение влияет не только на скорость. Охватывая взглядом сразу большой фрагмент текста, человек более наглядно представляет смысл текста, что лучше сказывается на понимании прочитанного.

Человек и без применения каких­либо методик уже готов к скоростному чтению, это в нем заложено от природы. Если он сможет психологически правильно настроиться на скорочтение, то сможет читать быстро. Наверняка каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось читать быстро. Самым лучшим примером можно назвать ситуацию перед экзаменом, когда судорожно пытаешься пробежать глазами как можно больше текста. В той ситуации это получалось, почему не смоделировать такое состояние в нормальной обстановке?

Еще одним примером может служить переход от сложного текста к более простому. Когда человек читает иностранный текст, то на его пути постоянно возникают препятствия в качестве незнакомых слов или непонятных выражений. Читать очень сложно, скорость чтения очень низкая, приходится постоянно напрягать память или обращаться к словарям. Но стоит перейти к тексту на родном языке, как скорость сразу заметно увеличивается.

Чтобы настроиться на скорочтение, нужно вспомнить свое психологическое состояние в таких ситуациях. Его нужно осознать, как можно подробнее описать и постараться воспроизвести. Если нащупать ниточку, ведущую от одного состояния к другому, то, приступая к чтению, человек легко сможет его смоделировать и начать читать быстро.

По своему усмотрению человек сам может выбрать для себя метод обучения скорочтению. Сейчас разработано много методик, компьютерных программ, написаны десятки книг, с помощью которых можно в домашних условиях обучиться технике скорочтения. Помимо этого нужно еще обращать внимание на собственное зрение. Есть несколько правил, которые должен соблюдать любой человек: не читать в положении лежа и при плохом освещении, через каждые полчаса чтения делать остановки, не злоупотреблять просмотром телевизора, соблюдать оптимальное расстояние от текста до глаз – около 33 см. Чтобы научиться скорочтению, нужны специальные тренировки для глаз, развивающие периферическое зрение и  расширяющие кругозор.

Если сложно заниматься дома, можно записаться на курсы к специалистам. Обычно интенсивные тренинги длятся около 3 – 5 дней. Затем происходит переход на другую, более сложную ступень. Есть более продолжительные курсы – 2,5 месяца, с еженедельными занятиями. В любом случае, каждый сам выбирает для себя оптимальную методику обучения. Было бы желание.