Больше знаешь – лучше спишь!

Всегда ли верно поставленный вопрос – залог успеха? На какие вопросы Вы заведомо не добьетесь ответа и о чем в преддверии 2009 года спрашивали наши сограждане – на эти и другие вопросы отвечают эксперты данной области Евгений Заходякин, администратор проекта  Userfaq.ruНиколай Михайлов, руководитель проекта vorum.ru; Эдуард Леончик,  партнер компании Генон

Любите ли Вы сами отвечать на вопросы?

Николай Михайлов:
— Конечно. Мне нравится отвечать на вопросы, задавать их, узнавать ответы других людей на мои вопросы. Идея создания сайта вопросов и ответов возникла именно из­за желания поделиться своими знаниями и наблюдениями.

Эдуард Леончик:
— Зависит от очень многих факторов. Это и собеседник, и тематика вопросов, и даже обстановка. Но я бы не называл это сухим «ответить на вопрос» – это общение, передача и получение знаний.

Евгений Заходякин:
— Да, очень.

Самый необычный вопрос, который Вы когда­либо слышали?

Николай Михайлов:
— Необычные и просто интересные вопросы нам задают каждый день. И выбрать из них наиболее необычный весьма сложно. Например, встречаются такие вопросы: «Вредно ли курить кукурузу?», «Какие бывают поговорки про ананас?» или «Почему люди потчи не зачмеают перетсаонвки бкув в солвах?». В нашей еженедельной рассылке мы знакомим наших посетителей с самыми любопытными и необычными, на наш взгляд, вопросами за неделю.

Эдуард Леончик:
— Это, пожалуй, он и есть…

Евгений Заходякин:
— Честно говоря, не припомню такого, много интересных вопросов, на которые хочется ответить, есть и глупые, а необычные мне еще не попадались.

О чем нельзя спрашивать?

Николай Михайлов:
— Нельзя задавать вопросы, содержание которых или ответы на которые могут причинить вред другим людям. То есть, в вопросах не должно быть, например, призыва к насилию, пропаганды ненависти, агрессии, расовой или религиозной нетерпимости. Подобные правила обязательны для всех современных социальных ресурсов. Например, вопрос «Как покончить жизнь самоубийством?» и ответы на него могут вызвать неадекватную реакцию у лиц с неуравновешенной психикой. «Запрещенные» вопросы мы отслеживаем и удаляем с сайта.

Эдуард Леончик:
— Есть темы, затрагивать которые в общении неэтично. Они обосновываются нравственным и культурным сложением общества, частью которого и становится человек. Но это не должно быть запретом. Для ребенка, например, не существует подобных ограничений, однако сложно назвать ребенка нетактичным, он просто не знает принятых норм поведения. И воспитание его, а именно – объяснение этих норм, а не запрещение говорить на какую­либо тему, и делает общество более здоровым. И Генон в этом смысле отражает наши взгляды на то, какая информация будет полезна людям, а какая является неприемлемой.

Евгений Заходякин:
— О том, что не имеет четкого ответа, о личном мнении.

Как пришла идея создания подобного сервиса? Расскажите о том, как происходило развитие? Ваши планы на будущее?

Николай Михайлов:
— Как я уже говорил, в основе идеи vorum.ru – желание делиться с людьми знаниями и постоянно узнавать что­то новое, интересное и полезное. В 2006 году, когда появился vorum, большую популярность стали набирать разного рода социальные ресурсы. Можно сказать, что именно они подтолкнули к мысли о создании собственного сайта, где общение людей строилось бы в формате «вопрос­ответ».

Первые несколько месяцев проект развивался силами друзей и знакомых. Постепенно круг общения vorum’а расширялся, на сайт приходили и оставались новые люди. О нас узнавали через поисковые системы, анонсы и небольшую рекламу, которую мы размещали в Рунете.

В наших дальнейших планах, в первую очередь, – поддержка качества «контента» сайта на достойном уровне. Число посетителей постоянно растет, поэтому отслеживать «запрещенные» вопросы и ответы становится сложнее. Кроме этого, мы планируем больше внимания уделять тематическим разделам сайта.

Эдуард Леончик:
— При пользовании поисковыми системами может показаться, что все легко находится, но понаблюдайте, какие действия вы совершаете. При поисковой выдаче, когда поисковик заявляет, что найдено несколько миллионов страниц, человек начинает быстро просматривать содержимое ссылок: первая – не то, вторая и третья тоже. Просмотрев еще несколько страниц, вводится немного другой запрос, действие повторяется. При поиске стало привычкой постоянно просматривать ненужную информацию. Кажется, мы этого не замечаем, но подсознательно вся лишняя информация нами обрабатывается. И на это тратится очень много времени. Стоит подумать, нужен ли нам такой мусор, который приходится читать каждый день? Мы вдруг поняли – как это неестественно, подстраиваться под вычислительную машину. Для людей, которые только начинают пользоваться Интернетом, это, зачастую, является непонятной и непосильной задачей.

Так возникла идея создать поисковую систему, которая будет взаимодействовать с человеком на его языке, т.е. отвечать на вопросы людей. Следующим этапом было создание собственной технологии хранения информации вместе с вопросами, на которые она отвечает. Также нашей разработкой является оплата авторам их труда, чего не делал ни один похожий ресурс. Мы занимаемся исследованиями в области семантики – понимания компьютером человеческого языка, и растущая база ответов является лучшим материалом для подобных работ. Развитие происходит плавно, но с постоянным ростом – мы добавляем новые возможности, необходимость которых диктует все большее число вовлеченных в Генон людей. А самое главное – это вера в успех проекта. Если ее нет, лучше не тратить время.

Евгений Заходякин:
— На самом деле, идея возникла спонтанно, в то  время я не знал о подобных сервисах, как у Google и Mail.ru. Сижу дома, Интернета нет, а в это время я как раз начал разрабатывать скрипт на основе известного движка SLAED, в котором любой мог задавать вопросы, а ответы были в виде комментариев, такой форум определенной направленности, где в заголовке всех тем светится знак вопроса, вот так и начал делать себе – без особого плана по развитию и продвижению. В самом начале сервис был мало функционален, все мелкие фишки и статусы пользователей появились позже, когда я узнал о подобных сервисах у известных всему рунету сайтов, не скрою, некоторые идеи я позаимствовал у них.

Расскажите о Вашем сервисе – на кого он рассчитан? Что нового, хорошего он может привлечь в жизнь пользователя? Что для Вас является приоритетом – правильность, полнота ответа, скорость etc?

Николай Михайлов:

Мы с самого начала планировали, что аудитория vorum’а будет широкой. Среди наших посетителей есть и студенты, и кандидаты наук, и молодые мамы, и бизнесмены. Сайт открыт для всех, кто готов поделиться своими знаниями, помочь, посоветовать или озадачить сообщество своими вопросами. Думаю, что свою основную функцию – расширение кругозора – сайт выполняет. Наши посетители узнают что­то новое, делятся знаниями, участвуют в дискуссиях. Кто­то отвечает быстро и коротко, кто­то предпочитает давать развернутые ответы. Главное, на мой взгляд, чтобы человек, поставивший вопрос, получил на него тот ответ, который искал.

Эдуард Леончик:

Генон открыт – как для желающих поделиться своими знаниями, так и для людей, которые ищут ответы на какие­либо вопросы. Никаких ограничений нет. Что касается приоритетов, то главным правилом мы считаем наличие качественной информации, однозначно раскрывающей тему сформулированного вопроса. Правильность на этапе опубликования проверяют редакторы, а в дальнейшем – посетители, которые имеют возможность написать отрицательный отзыв или исправить ответ. Несомненной особенностью Генона является то, что ответ создается до того, как будет востребован, и при вопросе посетителя ему сразу же предоставляется уже готовый ответ. Это позволило решить самую неудобную особенность подобных проектов – ожидание, пока кто­то ответит на ваш вопрос.

Евгений Заходякин:

Сервис рассчитан на все слои населения, это можно понять, даже просто посмотрев список категорий вопросов, – выбор велик, вопросы можно задавать на любые темы, от кулинарии до компьютерных игр. Я всегда любил общаться с умными людьми, задавать им вопросы, слушать ответы. Если человек хочет найти ответ на свой вопрос, он всегда может поинтересоваться у умных людей, которые заслужили такой статус, помогая другим людям, и приоритетом в ответах умных людей для меня является уважение и корректность, хотя и остальные показатели также важны. Ваши наблюдения: какие вопросы задают чаще всего в последнее время? Потому что большинство ответов о кризисе…

Николай Михайлов:

Конечно, кризис накладывает свой отпечаток: поднимаются темы о работе, зарплате, выплате кредитов. Но в канун Нового года, например, большее количество вопросов и ответов было посвящено этому празднику: посетители просили советов в вопросах выбора подарков для близких, интересовались новогодними традициями.

Эдуард Леончик:

Новогодняя тематика была достаточно активна. Люди устали от всяких кризисов и хотели веселого праздника.

Евгений Заходякин:

Больше задают вопросов, связанных с компьютером, в особенности про компьютерные вирусы, чего только стоят почти ежедневные вопросы пользователей о том, как удалить выскакивающий в браузере информер, приходится направлять на поиск, многим, очевидно, просто лень воспользоваться этой весьма полезной функцией.

Какие дополнительные сервисы Вы планируете развивать в ближайшее время?

Николай Михайлов:

Если говорить о сайте vorum.ru, то мы планируем развивать тематические разделы сайта в отдельные ресурсы вопросов и ответов. Если же говорить о других проектах, то могу сказать, что сейчас нам интересна тема тайм­менеджмента. Новый проект, над которым мы работаем, заинтересует тех, кто хочет успевать сделать больше дел, прилагая для этого меньше усилий.

Евгений Заходякин:

Недавно возникла идея создать социальный сервис, где участники вместе могли бы писать рассказы. Помню, в школе мы так забавлялись: один напишет на листе бумаги начало какого­то рассказа, передает другому, и тот продолжает – и так по кругу, это очень интересно, думаю, в Интернете будет так же не менее увлекательно, остальная часть в реализации и подаче проекта.

Эдуард Леончик:

Это пока тайна.

Как Вы боретесь (и боретесь ли) с рекламой внутри вопросов­ответов?

Николай Михайлов:

Да, приходится бороться как с рекламой, так и с последствиями работы оптимизаторов – ссылками на продвигаемые ресурсы. Такие вопросы и ответы мы, конечно, удаляем. У нас есть небольшая автоматизированная система, которая помогает защищать vorum от подобных явлений.

Евгений Заходякин:

Рекламу не всегда легко определить, так как на сайте пока еще есть возможность задавать вопросы без регистрации, поэтому узнать, что вопрос явно направлен на рекламу какого­то сайта, довольно трудно.

Эдуард Леончик:

Прямая реклама запрещена нашими правилами, и это является очень эффективным средством против подобных ответов, так как все они проверяются сообществом редакторов, которые несут ответственность за опубликованную информацию.

Как сформулировать вопрос так, чтобы получить исчерпывающий ответ?

Николай Михайлов:

Помните две известные фразы: «В правильно поставленном вопросе содержится половина ответа» и «Не задавайте глупых вопросов – и не будете получать глупых ответов»? Я думаю, что, формулируя свой вопрос, нужно помнить об этих фразах. Причем это относится не только к нашему ресурсу, но и к любым другим ресурсам вопросов и ответов. Грамотный и четко поставленный вопрос не останется без ответа. Также важно правильно указать ключевые слова, тогда автоматически найдется много похожих вопросов, а сам вопрос попадет в нужную категорию.

Эдуард Леончик:

Дать исчерпывающий ответ или нет – решает отвечающий, ну а вопрос, как минимум, должен быть понятен и конкретен.

Евгений Заходякин:

Во­первых, никаких лишних слов, все по теме; во­вторых, нужно обязательно пояснить суть вопроса, как вы к нему пришли или что привело вас к этой проблеме или задаче. На общие вопросы почти никто не отвечает или отвечает тоже вопросом; нужно обязательно пояснить все детали, которые могут быть не ясны из вашего вопроса остальным.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе? Что Вас в жизни радует, а что огорчает? Ваш любимый политик, цвет, книга, сайт, фильм, город?

Николай Михайлов:

Как и остальных людей, меня что­то радует, а что­то огорчает. Новая и интересная задача – радует. Рутина и однообразие в работе – огорчают, стараюсь отложить нудные задачи на другое время. Люблю хорошие книги и интересные фильмы. Из активных видов отдыха предпочитаю сноуборд. Любимый сайт, разумеется, vorum.ru. Это тот случай, когда увлечение переросло в интересную работу.

Эдуард Леончик:

В жизни радует все, что объединяет, а огорчает то, что разъединяет. Хотелось бы, чтобы люди чаще забывали про свои узкие коридорчики, в которые нас так стремятся завести особенности современной жизни, и вспоминали о том общем, которым мы все являемся.

Евгений Заходякин:

Я фрилансер, работаю в Интернете, создаю различные проекты, мне это нравится, разве что результат не всегда оправдывает средства. Что радует, так это солнце в окне по утрам, а огорчает, когда не знаю ответа на вопрос, хотя прекрасно понимаю, что далеко не на все вопросы есть точные ответы. Любимый политик – Путин, цвет – синий, фильм – «Знакомьтесь, Джо Блэк», любимого города нет.