«Как и на чем экономите Вы? Ваш руководитель? Ваша компания?»

В «смутные» времена, которые сейчас переживает мировая экономика, привычка экономить обрела второе дыхание. Экономный уклад жизни становится нормой современного общества. Мода на экономию захлестнула людей всех профессий, независимо от их достатка и положения в обществе.Тем, на чем экономят сотрудники, руководители и компании в целом, поделились Глеб Котов, креативный директор PR­агентства «Проект Медиа»;  Дмитрий Величкин, коммерческий директор ЗАО «Флексис»;  Андрей Коженков, руководитель Департамента рекламы и PR ОСАО «Россия»; Олег Назаров, UNIKCOM Creative ON &OFF­line Agency Market Group;

Ольга Демина, методист учебно­методического отдела, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный педагогический институт»; Лилия Мифтахова, специалист по мотивации и оценке персонала ООО «Основа­групп»; Алла Киселева,  руководитель PR­отдела в компании «1С: Бухучет и Торговля (БИТ)»; Елена Бобрик, директор по маркетингу, ООО ТД «РУССКИЕ ПРОДУКТЫ торг»; Анна Пургаева – старший специалист 2 разряда группы по рассмотрению обращений граждан отдела документационного обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея

Глеб Котов, креативный директор PR­агентства «Проект Медиа»:

Мы решили сэкономить на зарплатах учредителей. В итоге четверо из числа руководства нашего агентства, включая вашего покорного слугу, недополучают в месяц 15 процентов от привычного дохода. Таким образом, мы пытаемся подкопить «жирок» к моменту, когда кризис в России начнется по­настоящему. Мы предполагаем, что к лету в России будут с вожделением вспоминать октябрь, ноябрь, декабрь и т.д.

Мы (руководители) настолько себя ущемили, что после Нового года даже не проиндексировали свои урезанные зарплаты. Прочие же сотрудники агентства получили прибавочку, адекватную росту цен. Оговорюсь, что все наши сотрудники, как и прежде, вовремя получают не только зарплату, но печенье, кофе, социальные выплаты и прочие блага, коими оборачивается работа в нашем агентстве.

В этом году день рождения нашего агентства, которое традиционно с помпой праздновалось в апреле, прошло скромнее обычного.

Дмитрий Величкин, коммерческий директор

ЗАО «Флексис»: Как и на чем экономите Вы и Ваш руководитель?

Заработные платы руководства ЗАО «Флексис» остаются на уровне 2008 года. Несколько ниже стали представительские расходы. При этом личные затраты на повышение квалификации, образовательные программы, тренинги у меня и других топ­менеджеров компании выросли – сейчас самое подходящее время для этого.

Поскольку нам часто приходится участвовать в зарубежных встречах, в последнее время мы стараемся совмещать такие поездки с отдыхом, иногда берем в такие командировки кого­то из членов семьи, задерживаемся в другой стране на несколько дней после окончания официальных мероприятий. Поскольку билеты для командируемого сотрудника оплачиваются компанией, такое сочетание приятного с полезным позволяет сильно сэкономить.

Ваша компания?
На данный момент кризис не сильно сказался на работе нашей компании: российские клиенты стали обращаться реже; американские компании, желающие сэкономить на разнице в стоимости человеко­часов – чаще. Ситуацию, однако, сложно прогнозировать, IT­рынок переживает не самые лучшие времена.

Не секрет, что в бизнесе, связанном с разработкой программного обеспечения и системной интеграцией, основные затраты приходятся на заработную плату сотрудников. Мы сохранили имеющуюся команду разработчиков, однако осторожнее относимся к найму новых специалистов. Главный выход – аутсорсинг. Мы привлекаем небольшие (в первую очередь, региональные) IT­компании и специалистов­фрилансеров под решение конкретных задач.

Мы более внимательно стали подходить к выбору конференций и выставок, в которых участвуем, отказываемся от некоторых спонсорских программ. При этом затраты на маркетинг в целом за последние месяцы увеличились, однако сейчас мы ориентируемся на те каналы, которые способны привлечь новых клиентов в краткосрочной перспективе.

Андрей Коженков, руководитель Департамента рекламы и PR ОСАО «Россия»:

Как и на чем экономите Вы?

Уже несколько месяцев экономлю на еде. Результат налицо: минус 12 кг, что позитивно сказывается на работе, повышая ее эффективность в непростых кризисных условиях.

Ваш руководитель?

Со свечкой не стоял и, конечно, не могу сказать со всей определенностью, но на еде он точно не экономит. А если серьезно, то любой руководитель, вводя режим оптимизации издержек на своем предприятии, должен, в первую очередь, начинать с себя. И в этом смысле мой руководитель для меня пример.

Ваша компания?
Хочется отметить, что одна из задач хорошего менеджера вообще – это оптимизация издержек компании. А кризис – это возможность продемонстрировать свое умение эффективно сочетать политику оптимизации издержек с сохранением высокой результативности бизнеса. Что же касается Страхового общества «Россия», то сегодня действительно есть ряд направлений, по которым компания ввела режим экономии. Так, если раньше мероприятия по командообразованию мы могли проводить за рубежом, то сейчас будем делать это у нас в стране. В то же время по некоторым блокам финансирование, напротив, было увеличено. В первую очередь, по программам обучения продавцов – поскольку в условиях кризиса от их умения и качества работы во многом зависит успех и процветание компании. 

Олег Назаров, UNIKCOM Creative ON & OFF­line Agency Market Group:

Пришло простое распоряжение от владельцев, уменьшить операционные расходы на 30 процентов. А как вы это сделаете, вам решать. Можно уменьшить фонд заработной платы, можно уменьшить рабочий день, можно просто уволить людей…  В каждом из агентств действовали по разному. В креативной части просто сократили одну из групп (5 человек), у которой почти нет заказов. Потеря слезная, НО увы… Нельзя уволить одного или двоих, команда начинает «валиться». В полевом BTL просто сократили ауккаунтов, а ассистентам и проджектам предложили работать за 70 процентов зарплаты. Остались все. Ввели  новую систему бонусирования, процент от плана. Оказалось – эффективно. Теперь на планерках по понедельникам люди бьются за проекты… Чем их больше, тем больше денег. В пиар­отделе получилось наоборот, ауккаунты сами стали делать, например, копирайторскую работу или обзвон журналистов.

Таким  образом пиар­менеджеры оказались слабым звеном. В event­ агентстве самая  трагичная ситуация, услуга почти не востребована. Пришлось выплатить всем бонусы за прошлый год и отправить  50  процентов людей в неоплачиваемый отпуск до апреля; если ничего не изменится, то увы, они потеряют работу. И самое замечательное приобретение, это несколько бесплатных сотрудников. Хочешь работать, приходи. Знакомься с рабочими группами, если ты нравишься, то тебя берут. НО испытательный срок – БЕСПЛАТНО (только проезд оплачиваем). При этом всем объявляют, что из 6 человек войдут в штат только 2, это рождает здоровую конкуренцию. Жизнь забурлила, такого даже до кризиса не было. Также есть практика прихода сотрудника с клиентом; он сам его ведет и сам понимает, сколько он заработал. Но для остальной команды это выглядит дико. Видимо, такая практика не приживется.

Ольга Демина, методист учебно­методического отдела, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный педагогический институт»:

Как и на чем экономите Вы?

На телефонных переговорах, на бумаге, электроэнергии.

Ваш руководитель?

На телефонных переговорах, электроэнергии.

Ваша компания?

Оптимизация численности работников, экономим на коммунальных услугах, на тепле, используем энергосберегающие режимы.

Лилия Мифтахова, специалист по мотивации и оценке персонала

ООО «Основа­групп»:

В период кризиса экономить приходится всем. Непосредственно я как специалист по мотивации и оценке экономлю бюджет отдела, меняя способы привлечения персонала. Предпочитаю использовать преимущественно бесплатные ресурсы для подбора персонала. Наш руководитель всегда придерживался мнения, что в организации должны работать люди, ориентированные прежде всего на самообучение, ведь без постоянно прогрессирующих кадров компания становится менее конкурентоспособной на рынке. Поэтому мы не используем обучение, предоставляемое внешними провайдерами, у нас в компании есть просто потрясающая своим богатством библиотека. Компания снижает затраты на корпоративные мероприятия, при этом не отказывается от них на 100%.

Алла Киселева, руководитель PR­отдела в компании «1С: Бухучет и Торговля (БИТ)»:

Как и на чем экономите Вы?

Если обсуждать по мелочам, я абсолютно не умею экономить . Но иногда на меня находит… и я начинаю экономить. Вот тогда – мама, не горюй! Я всех начинаю строить… Но, к всеобщей радости, это быстро проходит. Глобально я всегда экономлю в поездках. Прямо другим человеком становлюсь. Все считаю, сравниваю, на рубли перевожу. Ищу самое выгодное предложение из всех возможных. Торгуюсь из последних сил.

Ваш руководитель?

Перестал ходить на обед  Стал чаще ездить на метро. Вообще, мой руководитель очень экономный человек и знает цену деньгам. На текущий момент сокращает все представительские расходы.

Ваша компания?

Компания «1С: Бухучет и Торговля (БИТ)» – крупнейшая региональная сеть среди фирм­франчайзи 1С. Более 40 филиалов работают во многих городах России, а также на Украине и в Казахстане. У нас более 1500 сотрудников, и каждый офис старается максимально снизить свои затраты так, чтобы не пострадали интересы сотрудников. В отличие от многих других компаний, мы не проводили сокращение своего персонала. Также не уменьшались зарплаты, бонусы и социальный пакет сотрудников. Экономить получается на арендной плате (договорились с арендодателями о снижении стоимости аренды). Естественно, пришлось пересмотреть расходы на развлекательные корпоративные мероприятия. Стали закупать меньше новой техники (ремонтируем старую). Не отправляем сотрудников на внешние тренинги. Усилили внутреннее обучение (курсы, тренинги повышения квалификации проводим внутри компании). Меньше принимаем новых сотрудников, на нужные вакансии стараемся выбираться кандидатов из текущего персонала.

На наш взгляд, есть много способов экономить в это нелегкое время. Но самое главное, когда все сотрудники компании «1С: Бухучет и Торговля (БИТ)» – это единая дружная команда, для которой любые трудности не помеха!

Елена Бобрик, директор по маркетингу, ООО ТД «РУССКИЕ ПРОДУКТЫ торг»:

Как и на чем экономите Вы? Ваш руководитель? Ваша компания?

С приходом кризиса многим компаниям пришлось перейти в режим экономии. Нас же подобная проблема почти не коснулось, так как мы и раньше не были расточительными. В нашей компании к планированию бюджета все относятся очень трепетно, мы привыкли отвечать за каждый потраченный рубль. Но это не означит, что мы не ищем дополнительных возможностей для экономии. Например, департамент маркетинга сегодня более тщательно подходит к выбору поставщиков услуг. Мы буквально прочесываем рынок в поисках оптимального соотношения цены и качества. Как правило, нам удается сэкономить около 10  процентов.

В целом наша компания продолжает работать в режиме разумной экономии. И каждый отдел вносит свой вклад в этот общий показатель. Решение о предмете экономии руководитель принимает сам, и у каждого есть свой «конек». Одни предпочитают оптимизировать деятельность внутри отдела, другие экономят на канцелярских товарах или мобильной связи. И в результате по компании в целом мы наблюдаем существенное снижение затрат.

Анна Пургаева – старший специалист 2 разряда группы по рассмотрению обращений граждан отдела документационного обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея:

Как и на чем экономите Вы? Ваш руководитель? Ваша компания?

Как писал знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции, известный врач Гюстав Флобер – «экономии предшествует порядок, а это ведет к благосостоянию». Термин «экономия» использовался и классиками немецкой экономической школы, а также Марксом и его последователями.

Согласно словарю Ожегова экономия – это выгода. А большой бухгалтерский словарь говорит, что экономия – это бережливость при расходовании чего­либо. В современном мире понятие «экономия» достаточно обширно – это и экономия времени, и экономия места, экономия трафика, экономия электричества, экономия воды, экономия нервов, экономия сил, экономия домашних запасов, экономия бензина и, конечно же, экономия денег.

Возникает вопрос, существенная ли разница в «экономии» в коммерческой организации, торговой компании и государственном учреждении? Являясь сотрудником последнего, зачастую не задумываешься о распределении и расходовании средств, потому что государство уже сделало это за нас. Но даже в эпоху великих и неожиданных перемен, сохранив «драгоценное» рабочее место, понимаешь, что и ты, рядовой сотрудник, можешь внести свою лепту в поддержании учреждения « на плаву».

Например, при сокращении объемов бумаги, выделяемых на каждого сотрудника, мы чаще беремся разрабатывать и согласовывать документы в системе электронного документооборота и сетевого обмена; как ни странно, но начинаем замечать, что бумагу можно использовать с двух сторон, например для черновиков, проектов приказов, служебных писем и т.д. Как секретарь, понимаешь, что для «чайной церемонии» руководителя можно использовать салфетки не «экстра» класса, а что­нибудь проще.

Может, для кого­то это кажется мелочами, но всегда, во все тяжелые времена актуальной останется известная многим россиянам фраза: «копейка рубль бережет».