К Вам граф Орловский! С визиткой!

Г. Закарян

Визитная карточка – необходимый атрибут современного делового общения. Как правило, любое знакомство начинается с обмена визитками, а, значит, они должны сочетать функциональность и стильное исполнение. Первое впечатление непременно дополняется визуальной оценкой визитки, а для успешного делового партнерства положительные эмоции – существенный фактор. Именно поэтому эксперты рекомендуют избегать дизайнерских цветовых экспериментов, придерживаясь классических канонов ее исполнения (таковым является черно­белый формат).

Итак, мы определились, что визитная карточка – это имиджевая составляющая делового общения, рассказывающая достаточно много не только о ее обладателе, но и о компании, которую он представляет.

Правила оформления визитных карточек
Правила оформления визиток достаточно просты. Визитная карточка не только, а вернее не столько  выражение индивидуального вкуса самого человека, сколько отражение  корпоративного стиля компании. А значит, она должна быть выполнена в едином стилевом решении, с использованием логотипа.

Текст

Самая важная информация, которую должна заключать в себе визитка – это имя ее владельца, указание его должности и контактная информация фирмы. Вариаций ее исполнения от дизайнерских до классических множество, но отходить от строго выверенных параметров не стоит.

Наверху располагается название фирмы (организации), в которой работает владелец визитной карточки, по центру — имя, отчество и фамилия, еще ниже — должность; в правом нижнем углу — телефон, факс, электронная почта, в левом – адрес, сайт компании.
На визитной карточке в первую очередь необходимо указать имя, отчество и только затем фамилию сотрудника.

Советская привычка писать фамилию перед именем зачастую вносила путаницу во время знакомств и представления граждан СССР иностранцам.  Случалось, что фамилию иностранцы принимали за имя и наоборот. Для европейцев, которые на протяжении двухсот лет писали на своих визитных карточках сначала имя, а потом фамилию, привыкнуть к обратному порядку было довольно сложно.

Номенклатурное прошлое нашей страны оставило свой отпечаток – времена, когда всех ранжировали по фамилии, потому что это было удобно, приучили нас к представлению через фамилию. Однако ставить имя и отчество на первый план это не только удобно для последующей коммуникации, но и является нашей традицией.

Должность сотрудника должна писаться с маленькой буквы. В Европе должность принято писать курсивом – эта практика в последнее время распространяется и в нашей стране. Руководителю организации не стоит помещать на визитной карточке свой мобильный телефон,  обычно это номер телефона приемной. Если речь идет о визитной карточке помощника руководителя, то все зависит от его непосредственных задач. Обычно указывается номер служебного мобильного телефона, что упрощает дальнейшее взаимодействие с ним.

Если на визитной карточке отсутствует какая­то информация, которую вам озвучил ее предъявитель, например, мобильный телефон, эту информацию можно записать прямо на визитке.

Цвет и шрифт   

Нормы этикета не рекомендуют использовать широкую цветовую гамму. Визитная карточка должна иметь черный текст на светлом фоне, напечатанный без каких­либо рамок и завитушек. Яркие, разноцветные визитки, как правило, носят рекламный характер. Шрифт визитных карточек строго не регламентируется, он просто должен быть удобен для чтения. Имя, как правило, выделяется полужирным шрифтом немного большего размера. Ошибочным является использование декоративных шрифтов.

Бумага

В зависимости от статуса сотрудника визитные карточки при абсолютно одинаковом оформлении могут быть разными по качеству. Чем он выше, тем дороже и качественнее  бумага. Дорогая бумага – белая и плотная. Она может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность. Не всегда удобны визитки из пластика, ламинированной бумаги и пр., т.к. на таких визитках невозможно сделать какие­либо записи. Европейская традиция подразумевает использование розового, голубого и белого фона, а текст темно­синего, темно­коричневого и черного цвета. На визитки государственных чиновников наносят герб и флаг.

В российской деловой практике нередко изготавливаются двусторонние визитки, текста с одной стороны на русском языке, а с обратной – на английском. Лучше, если текст визитной карточки будет напечатан на одной стороне, чтобы на другой можно было сделать какие­либо записи. Визитные карточке на языке страны пребывания упростят общение сотрудников с иностранными партнерами в заграничных поездках.

Однако существуют некоторые нюансы. Например, визитку на английском языке не стоит подавать во Франции. 

Внимание!

На визитной карточке нельзя помещать свою фотографию. Если ваша визитка уже содержит информацию о вашей должности не стоит перечислять те регалии, которые напрямую не связаны с ней (кандидат филологических  наук, заслуженный  учитель и пр. на визитке  менеджера по продажам). Перечисление регалий допустимо только в случае, если они имеют непосредственное отношение к сфере деятельности. Использование государственной символики в  виде герба и флага  разрешено только представителям государственной службы. Не рекомендуется использование визиток, изготовленных на пластмассе, дереве и пр. Такие варианты не вписываются в нормы делового этикета. Это же относится и к  нестандартной форме визиток. Согласовывать окончательный макет визитки необходимо с профессионалом, отвечающим за данный вопрос. Все полученные визитки целесообразно систематизировать с учетом сферы деятельности их владельцев, по организациям или алфавиту. Для их хранения удобно использовать специальные визитницы.

Деловая встреча
Визитную карточку принято вручать лично. Согласно этикету при деловом визите в офис компании  первыми должны вручать свои визитки хозяева. Если встреча происходит вне стен организации, на выставке, конференции, деловой встрече – первым визитную карточку вручает тот, чей ранг и должностное положение ниже. Если партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает карточку лицо, младшее по возрасту. Если должностное положение и возраст партнеров одинаковы, первым вручает свою визитную карточку тот, кто окажется более вежливым.

Передавать визитную карточку партнеру следует повернутой так, чтобы он мог сразу прочитать текст. Во время переговоров следует положить визитные карточки перед собой, чтобы не путаться в именах. Нельзя мять чужие визитные карточки, делать на них пометки, на глазах у хозяина карточки, т.к. это может восприниматься как неуважение к собеседнику. Специалисты считают делом уже ближайшего будущего – переход к электронным вариантам визитных карточек. Но при этом они исключают возможность полного исчезновения традиционного формата, как необходимого и удобного элемента делового общения.

Отрывок из книги Я. Соловьева «Современный этикет»

Следует иметь в виду, что если каким­то образом у вас оказалась визитная карточка дамы, на левой стороне которой находится ее цветное фото, а на правой только имя и номер телефона, то эта женщина является представительницей самой древней профессии.
На визитных карточках можно делать надписи.

В зависимости от конкретного случая в левом нижнем углу карандашом пишутся буквы латинского алфавита, которые означают следующее:
p.f. – поздравление;
p.r. – благодарность;
p.c. – соболезнование;
p.p. – заочное представление вновь прибывшего лица (визитная карточка главы дипломатического представительства, на которой пишутся вышеуказанные буквы, посылается вместе с визитной карточкой вновь прибывшего лица, на которой никаких условных букв не имеется. Ответ дается визитной карточкой без подписи в адрес представляемого);
p.f.c. –  удовлетворение знакомством;
p.p.c. –  заочное прощание (в случае окончательного отъезда из страны пребывания вместо личного визита);
p.f.N.a. – поздравление с Новым годом.

На визитных карточках могут быть и другие надписи, обычно в 3­ем лице. Например, «Поздравляет с праздником», «Благодарит за поздравление», «С наилучшими пожеланиями посылает художественный альбом на память» и т.п.