«Виртуальные» Деньги

А. Правиков
PR­менеджер
WebMoney Transfer

В современном мире время – ценнейший актив. Ни для кого не секрет, что процесс оплаты услуг и товаров способен вывести из себя даже самых уравновешенных граждан. Очереди, некомпетентное обслуживание, дорога – стоит ли перечислять все преграды на пути к успешной передаче денежных средств?. Оплата посредством Интернет­сервисов стала достойной альтернативой «живому общению».

Расскажите, пожалуйста, о плюсах и минусах этой услуги (с точки зрения удобства потребителя, гарантий, законодательства и т.д.).

– Да, электронная платежная система (ЭПС) позволяет совершать покупки, оплачивать услуги, не отрываясь от рабочего монитора. Или, наоборот, дома – в неурочное время. Например, вы ночью вспомнили, что у вашего друга/коллеги/босса завтра день рождения.

Этот плюс «виртуальных денег» очевиден и не требует пояснений. Кроме этого, в отличие от систем Интернет­банкинга, регистрация в ЭПС бесплатная. И опять­таки, зарегистрироваться можно в режиме онлайн. Далее, любая из крупных платежных систем на
порядок лучше защищена (применительно к платежам в Интернете), чем пластиковая карта. Это, согласитесь, тоже немаловажно. Что же до минусов… скажем так, любая электронная система требует от пользователя хотя бы минимальной подготовки. Но я не преувеличивал бы эту трудность – потратьте один раз полчаса на внимательную регистрацию, и все.

Как, на Ваш взгляд, будет развиваться данный сегмент рынка? Здесь недостаток или переизбыток игроков? Каков процент пользователей данной услуги по сравнению с предыдущими периодами? Ваши прогнозы по востребованности услуги в будущем?

– Рынку ЭПС в России еще только предстоит развиться в полную силу. Сейчас он выглядит как олигополия: несколько крупных игроков, которых можно пересчитать по пальцам одной руки, и некоторое (тоже небольшое) количество амбициозных новичков. По существу, конкуренции как таковой на рынке ЭПС пока нет – слишком велико это поле и слишком мало на нем пока игроков. Востребованность услуги, на мой взгляд, будет только расти. Но рынок платежей в Рунете, естественно, связан с развитием самого Рунета. По мере продвижения в регионы Интернета как такового будут продвигаться и связанные с ним сервисы. В том числе и платежные инструменты. 

Как, на Ваш взгляд, будет осуществляться процесс оплаты через 5, 10, 25, 100 лет? Приветствуются предположения и реалистичные, и из разряда фантастики.

– Темпы технического прогресса предсказать сложно, тем более мне, не фантасту и не ученому. Еще совсем недавно фантастикой казалась возможность оплачивать услуги с помощью мобильного телефона или компьютера. Сегодня это рынок с миллиардными оборотами. Сейчас активно развиваются бесконтактные платежные технологии. В повседневных расчетах (например, в магазине) будущее, по всей видимости, за ними. Но не следует думать, что новая форма оплаты непременно отменяет все, что было до неё. В свое время на Западе предсказывали, что пластиковая карта отменит наличные деньги. Этого, как мы видим, не произошло. Новые технологии не сужают, а расширяют наш выбор. Старые возможности остаются при нас.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем сайте. Как возникла идея создания подобного проекта? Что нового Вы планируете воплотить в ближайшем будущем? Какие дополнительные сервисы для пользователей ожидаются в 2009 году?

– Говорить о «сайте» в данном случае некорректно. WebMoney Transfer – это электронная платежная система. Первоначально система задумывалась как платформа для Интернет­банкинга – в 1998­м году эта услуга была новой и перспективной. Вскоре проект перерос сам себя (во многом благодаря талантливой команде создателей и разработчиков) и превратился в одну из первых систем онлайн­платежей в Рунете. Платформа, созданная тогда, до сих пор лежит в основе Системы. Философская и идеологическая база WebMoney Transfer как системы цифровой наличности – теория частных денег знаменитого австрийского экономиста и философа, лауреата Нобелевской премии по экономике Фридриха фон Хайека.

Что касается новых сервисов, то они обязательно появятся, но раскрывать секреты заранее – неинтересно ! Скажу только о выходящей в самое ближайшее время «тонкой» версии клиентской программы – WM­Keeper’а. Это будет вариант для начинающих пользователей, с облегченной формой регистрации и упрощенным входом.  

С какими трудностями может столкнуться Ваш клиент при оплате через Интернет? О чем нужно знать, прежде чем «отрезать»?

Самые общие рекомендации – своевременно обновлять антивирусное ПО и не раскрывать информацию, которой может воспользоваться мошенник для кражи ваших средств. Помните, что чаще всего злоумышленники в сети используют не технологии, а человеческую психологию. Вас могут обманом вынудить сообщить, например, пароль от кошелька и т.д. – это так называемый «фишинг», рыбная ловля, в которой простому пользователю отводится роль вкусной рыбки.

Почему на Западе электронные платежные системы – уже норма, а у нас все еще нет?

Ни на Западе, ни в России ЭПС еще не развили полностью свой потенциал. Можно смело сказать, что электронные платежные системы у нас распространены не менее, чем на Западе – при этом и на Западе, и у нас они развиты еще недостаточно. Но по разным причинам. Дело в том, что на Западе, в первую очередь, конечно, в США, последние лет 50 максимально широко распространены пластиковые карты. И когда появился Интернет, этот способ оплаты автоматически перешел в Сеть. Хотя надо сказать, что в Сети платить картами специалисты категорически не рекомендуют. К нам в Россию Интернет и оба способа оплаты (карты и ЭПС) пришли практически одновременно. Но в России другая проблема – у нас недостаточно распространен еще сам Интернет…

Наши читатели – секретари, офис­менеджеры, помощники, администраторы. Как Ваш сервис сможет помочь им экономить время, силы и нервы в трудовые будни?

Мы уже рассказали об основных достоинствах использования цифровой наличности: возможность совершать покупки, не отходя от монитора, моментальность, защищенность.

Как сказался наступивший кризис на Вашем бизнесе? Ожидаете ли Вы оттока клиентов? Чем будете привлекать новых?

WebMoney Transfer была основана в разгар предыдущего кризиса, в 1998 году. Поэтому в сегодняшней ситуации ничего непривычного для себя не видим. Кроме того, для электронной торговли кризис имеет и свои плюсы. Сейчас мы видим скорее приток клиентов. Это легко объяснимо – люди сегодня все чаще ищут дополнительную подработку, а то и новую работу. Часто они ее находят в Интернете.

Как Вы для себя объясняете успех одних сайтов и «ледниковый период» у других?

Некрасиво было бы нам сейчас обсуждать кого­то и перечислять чужие ошибки. Если говорить об Интернет­рынке, то «ледниковый период», как вы выразились, может сейчас наступить у компаний, питавшихся «оффлайновыми» инвестициями. Сейчас их поток по понятным причинам иссякает, и тем, кто остался на голодном пайке, приходится туго. Те же, кто занимался своим делом, вкладывая основные средства не в пиар, а в работу, продолжат спокойно работать.