У Вас не будет второго раза, чтобы произвести первое впечатление

С июньского номера журнала  мы начинаем публикацию серии интервью с гуру HR­технологий, которые поделятся с Вами секретами составления резюме и общения с потенциальными работодателями, а также расскажут о том, что следует и чего не следует делать, оказавшись в период кризиса в числе соискателей.

Подробнее – в летних выпусках журнала

Какие «вопросы­ловушки» используют работодатели при приеме на работу? Как из них «выкрутиться»?

Мария Волгина:

«Вопросы­ловушки» используются, как правило, тогда, когда у работодателя есть подозрение, что ему говорят неправду. Будьте откровенны, и никакие ловушки вам не грозят. Конечно, есть вопросы непонятные, плохо сформулированные. В этом случае спросите «Правильно ли я понял (поняла) вопрос?» и изложите его своими словами, как вы его поняли. Если вы неправильно поняли собеседника, вас поправят.

Конечно, ко всему заранее приготовиться невозможно. Думаю, что именно общий положительный, бодрый, позитивный настрой на собеседовании поможет выкрутиться из самых сложных ловушек. Ведь и работодатель тоже человек, и ему самому ничто человеческое не чуждо!

Елена Адамовская:

Во время собеседования работодатель может проверить ваши личностные качества с помощью психологических приемов, например, стрессового интервью, во время которого он будет разговаривать с вами агрессивно и задавать откровенно неприятные вопросы. Главное – не нервничать, а держаться спокойно и уверенно.

Антонина Коробейникова:

Почему­то среди кандидатов бытует мнение, что вопросы о причинах увольнения с прежних мест работы относятся к разряду тех, из которых следует «выкручиваться».

В собственной практике мне доводилось беседовать с кандидатом, который к этой же категории относил вопрос консультанта «Какие книги Вы любите читать?», более того, рассматривал его как неадекватное вторжение постороннего человека в личное пространство.
Самое разумное, воспринимать любой вопрос работодателя не как попытку «завалить» вас на интервью, а как возможность узнать о кандидате больше информации, с тем чтобы точнее определить его пригодность для конкретной вакансии. И вести с работодателем конструктивный диалог. Ведь от того, насколько точной будет эта оценка, зависит в равной мере будущий успех и компании, и кандидата. Правильный выбор позволит работодателю повысить эффективность собственной деятельности за счет привлечения качественного персонала, а сотрудника «лишит удовольствия» увольнения из компании по прошествии всего пары месяцев, когда он поймет, что компания ему не подходит.

Наталья Кузьмина:

Я бы порекомендовала кандидатам почитать информацию о стресс­интервью и о том, как мужчины его проводят. Реакции у кандидаток очень разные, а это и может быть фильтром для отбора. И я еще раз обращаю внимание – оставайтесь собой, иначе в реальной работе, может быть, вы не сможете адекватно реагировать на более серьезные ситуации.

Екатерина Минтюкова:
Например, вопрос: «Опишите, как проходит ваш обычный рабочий день». И сразу становится понятно, действительно ли человек работал, какой у него есть опыт и т.д. Другой вопрос, который задают все работодатели при подборе на административные позиции, – где вы себя видите через 3 года? Ответ на этот вопрос предполагает выяснить вашу мотивацию. Отвечайте честно, так вы сможете найти именно свою работу, будете удовлетворены на протяжении всего времени работы. Так, например, студенты не скрывают, что собираются работать на позиции офис­менеджера, только пока учатся в университете. А потом они планируют работать по специальности.

Елена Моисеева:
На собеседовании часто используют проективные вопросы или вопросы, позволяющие оценить достоверность информации. В любом случае это делают с целью выяснить, насколько человек соответствует данной позиции и насколько по личностным качествам он может вписаться в корпоративную культуру компании. Поэтому «выкручиваться» не стоит. Стоит сохранять внутреннее спокойствие и отвечать на вопросы открыто и честно. Это касается и модели поведения, о которой говорилось выше.

Валерий Поляков:
Как правило, большинство вопросов ловушками не являются, они стандартны и предсказуемы. Но у некоторых искусных интервьюеров «ловушки» имеются. Например, интервьюер может аккуратно подталкивать вас к негативным отзывам о прежних работодателях и руководителях. Если пойдете у него на поводу, то покажете себя нелояльным работником. Таким обычно отказывают в работе.

Ирина Совдагарова:
Что интересно, как правило, никакие вопросы­ловушки на собеседовании совершенно не нужны. Достаточно спросить средний балл оценок в ВУЗе или попросить сформулировать профессиональные планы на 3–5 лет, чтобы услышать в ответ: «Что вы, что вы, я гуманитарий!» или «Ой, это такой долгий срок, невозможно так далеко планировать!». Главный подтекст обеих приведенных в пример реакций: «Ой, это так сложно! Не спрашивайте меня про это!». И вот это­то и есть самый «неправильный» способ «выкручиваться»!
Для компании в первую очередь важен подход специалиста к решению задачи – испугается, возмутится, уйдет от ответа и ответственности или будет бороться, думать, предлагать решения. На основе поведения человека в данной, смоделированной ситуации работодатель сделает вывод о том, как специалист поведет себя в «боевой обстановке». Значит, вспоминаем лягушку из притчи, которая сбила сливки в масло и выбралась из кувшина, и действуем по этому принципу!

Юлия Сотникова:
Нельзя предугадать все вопросы­ловушки. Интервьюер ищет ваши слабые места и анализирует, насколько они важны для данной должности и компании в целом. Если он понимает, что это может повредить производственному процессу, то именно в этих ваших слабых местах и начинаются выстраиваться «капканы­ловушки». Это делается для того, чтобы более четко понять, как вы себя поведете в той или иной ситуации. Я считаю, что «выкручиваться» из ловушек не стоит, так как вы такой, какой есть. И если в данной компании нечто расценили как ваше слабое место, то в другой компании, может, работодатель ищет именно такого, как вы. Могу привести пример: на собеседовании кандидат получил отказ по причине слишком сильной материальной ориентированности. Но я знаю много компаний, которые ищут таких людей, для которых материальное стимулирование стоит на первом месте. Поэтому сами подумайте, стоит ли вам «выкручиваться» из ловушек.

Наталья Бурцева и Евгения Полянская:
Основное впечатление на потенциального работодателя соискатель производит в процессе собеседования. Иногда работодатель может задать нестандартные вопросы, которые не имею никакого отношения к профессиональным навыкам соискателя. В данном случае работодатель проверяет реакцию на стрессовую ситуацию, рассчитывает узнать, насколько кандидат на вакансию умеет мыслить «без подготовки».

Вот наиболее часто задаваемые вопросы: Расскажите о себе. Самый «обычный» вопрос, но с его помощью можно узнать о жизненных приоритетах кандидата: люди в первую очередь говорят о том, что их больше всего волнует. Назовите свои недостатки.

Лучше всего ответить нейтрально: «У меня есть, конечно, недостатки, но они никак не влияют на работу».

Причина смены прежнего места работы?

Главное: никогда не отзывайтесь плохо о бывшем начальнике или коллегах – это сомнительно, некрасиво и оставляет негативный осадок.

Назовите желаемый уровень зарплаты. В условиях кризиса планку по зарплате лучше не завышать.

Что вы знаете о нашей компании?

Какой­то минимум о компании знать необходимо. Хотя бы ознакомьтесь с ее сайтом.

Почему хотите работать у нас?

Попытка окончательно сбить кандидата с толку и вытянуть из него какую­то тайную причину трудоустройства. О деньгах сначала лучше промолчать. Начните издалека – польстите немного…

Могут быть и более каверзные вопросы:
– Вам отпущено только полгода жизни, как бы вы провели это время?
– Если бы вам представилась возможность сыграть любую роль в кино, какую бы вы выбрали?
– Вы можете сравнить себя с животным – кто вы и почему?
– Вы выиграли миллион в лотерею. На что вы его потратите?
– Какой некролог написали бы журналисты в связи с вашей кончиной?
– Спойте песню…
– Прочитайте стихотворение…

Здесь приведены самые распространенные вопросы, но не стоит обольщаться, могут задать вопросы и похлеще. Самое главное – будьте искренни, открыты и доброжелательны. И ни один самый суровый рекрутер не устоит перед вашим обаянием.