С 18 до 30 лет нужно только учиться

Анатолий Шкред, руководитель проекта «Интернет­Университет Информационных Технологий»

С 18 до 30 лет нужно только учиться

Расскажите, пожалуйста, о Вашем сервисе. Как возникла сама идея предоставления возможности получить образование по Интернету?

— Идея обучать с помощью Интернета не оригинальна. Подобный сервис (здесь более уместно именно это слово, даже лучше веб­сервис) существует, и вполне серьезно используется в многих зарубежных вузах. При этом в этих вузах не делается разница между дипломами или качеством образования очным и дистанционным, даже, как правило, цена одинаковая. В России пока это считается чем­то ненормальным, такое образование считается неполноценным, как и в «советские» времена считалось заочное образование. Я, кстати, не вижу разницы между дистанционным и заочным образованием – меняется только среда передачи данных, а (пока!) суть и модели те же.

Что касается моего проекта ИНТУИТ (Интернет­Университет Информационных Технологий), то его модель и вообще идея – уникальна, подобных сервисов не только в России, но и в мире нет. Есть два главных отличия от всех чем­то похожих на него проектов: во­первых, это открытый проект, где Вы можете самостоятельно повысить свой уровень образования бесплатно; во­вторых, этот проект создавался и развивается на основе принципа «веб­сервисов», в нем реализуются формальные механизмы, за которыми не видны «люди», а работу выполняют «роботы». (Так же, например, работают поисковые машины – когда Вы ищете в «Яндексе» нужную информацию, то это делает «робот», а не сотрудники компании, хотя понятно, что именно сотрудники обучают этого робота.)

Мы на самом деле никого не учим, а лишь предоставляем возможность учиться самостоятельно. У нас на сайте публикуются учебные курсы, которые мы собираем в вузах и компаниях или заказываем сами. Сейчас опубликовано около 300 курсов, преимущественно по тематике информационных технологий, но сейчас мы все больше публикуем курсы по другим направлениям.

В последнее время «увлеклись» видеокурсами, которые снимаем в некоторых вузах («вживую» снимаются реальные лекции с реальными студентами).

Каковы перспективы развития данного бизнеса? Как обстоят дела с конкуренцией?

— Пока мы не считаем нашу деятельность бизнесом, и хотя на сайте есть некоторые платные сервисы, например, Вы можете купить книгу по нашим курсам, но эта же книга выложена полностью в бесплатный доступ. Все, что у нас можно купить, все есть бесплатно. Как ни странно, но пользователи покупают. Самое главное – возможность самостоятельно учиться – должна быть бесплатной. Тем более, что учиться трудно, а самостоятельно учиться могут не все.

Но перспективы у дистанционного образования как образовательной модели, а также и бизнеса, построенного на этой модели, огромные. Это уже демонстрируют некоторые иностранные и отечественные вузы. Что же касается интернет­бизнеса, то хочу обратить внимание на то, что образование, пожалуй, единственная отрасль деятельности, по которой еще не прошлась волна капитализации, подобная тем, которые «проглотили» электронную коммерцию, социальные сети и многие другие «модные» направления в Интернете.

Самое удивительное, что в настоящее время в России практически нет никакой конкуренции в интенет­образовании. Даже если ИНТУИТ считать бизнес­проектом (поскольку, повторюсь, это не бизнес), то, можно сказать, что площадка практически пуста. Причин тому много, главная, конечно, в том, что зарабатывать в образовании очень непросто.

Как быстро растет число студентов с начала создания данной услуги? Какая тенденция наблюдается в связи с кризисом? Ваши действия?

— С момента создания ресурса (недавно отметили 5 лет), его услугами воспользовались более 350 тысяч пользователей. Это только из тех, кто зарегистрировался, а поскольку учиться можно и без регистрации, то общее количество на порядок больше. При этом проект становится более популярным в связи с ростом количества курсов, чем больше разных курсов, тем более людей находят свои интересы.

Каких­то изменений, связанных с кризисом, я не заметил. Вообще, кризис – это проблема с мозгами, с идеями, а не с финансами. Многие люди не только не хотят учиться, но и книг не читают, и кризис их не заставит это делать. Я считаю, что учиться надо постоянно, и в неделю прочитывать как минимум одну художественную книгу и одну по бизнесу или научную книгу. Специально, ради кризиса, мы делать ничего не будем, мы будем просто увеличивать количество курсов.

Расскажите о Ваших студентах – кто они?

— Откуда­то мне известна цифра, что примерно 5 – 7 процентов населения склонно к самообразованию, остальным нужен учитель. Но даже эти проценты в рамках страны – огромное количество. Я хочу достучаться до них, именно они наиболее благодарная публика и творческая часть общества. Что­то конкретное и особенное о нынешних студентах сказать не могу – это люди разных возрастов, разного образования, разных интересов – просто разные люди.

Дистанционное образование – в чем его плюсы и минусы, если сравнивать с «классическим» получением образования?

— Я считаю, что никакой разницы нет. Вообще «дистанционное», «классическое», «очное», «заочное» и так далее – это только прилагательные, а существительное – «образование». И еще у нас в России (и в ряде европейских стран) называется «классическим» образованием модель, когда учитель у доски рассказывает что­то новое (именно так – задача учителя, лектора в традиционной российской модели – дать новый материал). В США и ряде других стран «классическая» модель несколько иная – студент сам должен прочесть новый материал и прийти на занятие подготовленным к нему, а задача учителя – разъяснить непонятные места. Я очень утрирую, но суть приблизительно такова. И мне модель, в которой студент больше загружен самостоятельным поиском знаний, кажется более привлекательной. И эта модель ближе к образованию в Интернете.

А в конечном итоге, не важно, как ты получал знания, а в том, чему ты научился. Добавлю, что мне более симпатичны люди, которые смогли обучиться самостоятельно, это гораздо труднее, и это говорит еще и об определенных чертах характера.

Насколько, на Ваш взгляд, высшее образование ценится на рынке труда? По обратной связи Ваших выпускников – стоила ли «овчина выделки»?

— Думаю, что пока никак не ценится. Тут проблема в том, что у нас в стране сохранился приоритет госдиплома, и погоду на рынке труда долго будут делать государственные вузы, у которых и опыта и денег (особенно в связи с национальными проектами) больше. Сейчас дистанционное образование преимущественно рассматривается как дополнительное к высшему образованию. Однако, хочу отметить, что мир технологий меняется очень быстро, и меняется буквально на глазах, поэтому, для того чтобы современный человек мог вписываться в рынок труда, он уже не может «по­ленински» учиться, учиться и учиться. Он должен учиться, учиться, учиться, учиться, учиться, учиться…

Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей карьере, об увлечениях. Как учились в школе? Ваш любимый предмет?

— Я родился в маленькой деревне (около 20 домов) – называется Городок, Брянская область. С детства любил математику, поступил в физико­математическую школу­интернат им. А.Н. Колмогорова при МГУ, затем окончил механико­математический факультет и аспирантуру МГУ, защитил диссертацию. Вообще математика и физика интересуют меня до сих пор, читаю много на эту тему и научную, и популярную литературу. Немного сожалею, что когда­то «ушел из науки», но больше всего сожалею о том, что по молодости в период учебы в университете время тратил не только на науку. Я считаю, что с 18 до 30 нужно только учиться.