Анатолий Шкред, руководитель проекта «ИнтернетУниверситет Информационных Технологий»
С 18 до 30 лет нужно только учиться
Расскажите, пожалуйста, о Вашем сервисе. Как возникла сама идея предоставления возможности получить образование по Интернету?
— Идея обучать с помощью Интернета не оригинальна. Подобный сервис (здесь более уместно именно это слово, даже лучше вебсервис) существует, и вполне серьезно используется в многих зарубежных вузах. При этом в этих вузах не делается разница между дипломами или качеством образования очным и дистанционным, даже, как правило, цена одинаковая. В России пока это считается чемто ненормальным, такое образование считается неполноценным, как и в «советские» времена считалось заочное образование. Я, кстати, не вижу разницы между дистанционным и заочным образованием – меняется только среда передачи данных, а (пока!) суть и модели те же.
Что касается моего проекта ИНТУИТ (ИнтернетУниверситет Информационных Технологий), то его модель и вообще идея – уникальна, подобных сервисов не только в России, но и в мире нет. Есть два главных отличия от всех чемто похожих на него проектов: вопервых, это открытый проект, где Вы можете самостоятельно повысить свой уровень образования бесплатно; вовторых, этот проект создавался и развивается на основе принципа «вебсервисов», в нем реализуются формальные механизмы, за которыми не видны «люди», а работу выполняют «роботы». (Так же, например, работают поисковые машины – когда Вы ищете в «Яндексе» нужную информацию, то это делает «робот», а не сотрудники компании, хотя понятно, что именно сотрудники обучают этого робота.)
Мы на самом деле никого не учим, а лишь предоставляем возможность учиться самостоятельно. У нас на сайте публикуются учебные курсы, которые мы собираем в вузах и компаниях или заказываем сами. Сейчас опубликовано около 300 курсов, преимущественно по тематике информационных технологий, но сейчас мы все больше публикуем курсы по другим направлениям.
В последнее время «увлеклись» видеокурсами, которые снимаем в некоторых вузах («вживую» снимаются реальные лекции с реальными студентами).
Каковы перспективы развития данного бизнеса? Как обстоят дела с конкуренцией?
— Пока мы не считаем нашу деятельность бизнесом, и хотя на сайте есть некоторые платные сервисы, например, Вы можете купить книгу по нашим курсам, но эта же книга выложена полностью в бесплатный доступ. Все, что у нас можно купить, все есть бесплатно. Как ни странно, но пользователи покупают. Самое главное – возможность самостоятельно учиться – должна быть бесплатной. Тем более, что учиться трудно, а самостоятельно учиться могут не все.
Но перспективы у дистанционного образования как образовательной модели, а также и бизнеса, построенного на этой модели, огромные. Это уже демонстрируют некоторые иностранные и отечественные вузы. Что же касается интернетбизнеса, то хочу обратить внимание на то, что образование, пожалуй, единственная отрасль деятельности, по которой еще не прошлась волна капитализации, подобная тем, которые «проглотили» электронную коммерцию, социальные сети и многие другие «модные» направления в Интернете.
Самое удивительное, что в настоящее время в России практически нет никакой конкуренции в интенетобразовании. Даже если ИНТУИТ считать бизнеспроектом (поскольку, повторюсь, это не бизнес), то, можно сказать, что площадка практически пуста. Причин тому много, главная, конечно, в том, что зарабатывать в образовании очень непросто.
Как быстро растет число студентов с начала создания данной услуги? Какая тенденция наблюдается в связи с кризисом? Ваши действия?
— С момента создания ресурса (недавно отметили 5 лет), его услугами воспользовались более 350 тысяч пользователей. Это только из тех, кто зарегистрировался, а поскольку учиться можно и без регистрации, то общее количество на порядок больше. При этом проект становится более популярным в связи с ростом количества курсов, чем больше разных курсов, тем более людей находят свои интересы.
Какихто изменений, связанных с кризисом, я не заметил. Вообще, кризис – это проблема с мозгами, с идеями, а не с финансами. Многие люди не только не хотят учиться, но и книг не читают, и кризис их не заставит это делать. Я считаю, что учиться надо постоянно, и в неделю прочитывать как минимум одну художественную книгу и одну по бизнесу или научную книгу. Специально, ради кризиса, мы делать ничего не будем, мы будем просто увеличивать количество курсов.
Расскажите о Ваших студентах – кто они?
— Откудато мне известна цифра, что примерно 5 – 7 процентов населения склонно к самообразованию, остальным нужен учитель. Но даже эти проценты в рамках страны – огромное количество. Я хочу достучаться до них, именно они наиболее благодарная публика и творческая часть общества. Чтото конкретное и особенное о нынешних студентах сказать не могу – это люди разных возрастов, разного образования, разных интересов – просто разные люди.
Дистанционное образование – в чем его плюсы и минусы, если сравнивать с «классическим» получением образования?
— Я считаю, что никакой разницы нет. Вообще «дистанционное», «классическое», «очное», «заочное» и так далее – это только прилагательные, а существительное – «образование». И еще у нас в России (и в ряде европейских стран) называется «классическим» образованием модель, когда учитель у доски рассказывает чтото новое (именно так – задача учителя, лектора в традиционной российской модели – дать новый материал). В США и ряде других стран «классическая» модель несколько иная – студент сам должен прочесть новый материал и прийти на занятие подготовленным к нему, а задача учителя – разъяснить непонятные места. Я очень утрирую, но суть приблизительно такова. И мне модель, в которой студент больше загружен самостоятельным поиском знаний, кажется более привлекательной. И эта модель ближе к образованию в Интернете.
А в конечном итоге, не важно, как ты получал знания, а в том, чему ты научился. Добавлю, что мне более симпатичны люди, которые смогли обучиться самостоятельно, это гораздо труднее, и это говорит еще и об определенных чертах характера.
Насколько, на Ваш взгляд, высшее образование ценится на рынке труда? По обратной связи Ваших выпускников – стоила ли «овчина выделки»?
— Думаю, что пока никак не ценится. Тут проблема в том, что у нас в стране сохранился приоритет госдиплома, и погоду на рынке труда долго будут делать государственные вузы, у которых и опыта и денег (особенно в связи с национальными проектами) больше. Сейчас дистанционное образование преимущественно рассматривается как дополнительное к высшему образованию. Однако, хочу отметить, что мир технологий меняется очень быстро, и меняется буквально на глазах, поэтому, для того чтобы современный человек мог вписываться в рынок труда, он уже не может «поленински» учиться, учиться и учиться. Он должен учиться, учиться, учиться, учиться, учиться, учиться…
Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей карьере, об увлечениях. Как учились в школе? Ваш любимый предмет?
— Я родился в маленькой деревне (около 20 домов) – называется Городок, Брянская область. С детства любил математику, поступил в физикоматематическую школуинтернат им. А.Н. Колмогорова при МГУ, затем окончил механикоматематический факультет и аспирантуру МГУ, защитил диссертацию. Вообще математика и физика интересуют меня до сих пор, читаю много на эту тему и научную, и популярную литературу. Немного сожалею, что когдато «ушел из науки», но больше всего сожалею о том, что по молодости в период учебы в университете время тратил не только на науку. Я считаю, что с 18 до 30 нужно только учиться.