Надо дарить только то, что можно съесть или выпить

И.Защук

Корпоративный алкогольный подарок не имеет ничего общего с частным алкогольным подарком. Как правило, корпоративный подарок – это подарок массовый, а не личный, ведь вы заказываете не один, а сто подарков. Причем эти подарки дарят не всегда те люди, которые лично знакомы с человеком, которому адресован подарок; иногда их привозят водители, курьеры и т.д.

Корпоративный подарок – это подарок массовый еще и в том смысле, что есть некое количество обезличенных получателей подарков, и мы не можем составить индивидуальный портрет каждого из них, так как­либо не знаем, кто это будет, либо не имеем возможности подбирать подарок для каждого в отдельности.

Часто это все делается аврально, в итоге куча подарков смешивается в приемных... Поэтому очень многое зависит от правильно выбранного подарка, верного оформления и понятности этого подарка.

Если вы, скажем, были в Ливане на отдыхе, купили там бутылку вина, привезли ее домой и пошли с ней в гости к своему старому школьному другу, то вы можете в течение 2­х часов рассказывать, как вы съездили в Ливан, как были на предприятии по изготовлению вин, как они вам понравились, поэтому­то вы и решили привезти ему бутылку в подарок. Такой возможности при дарении корпоративного подарка не будет никогда в жизни. Деловым партнерам же не объяснишь, почему вы выбрали именно ливанское… Может, вы сэкономили таким образом... Нужно, чтобы все было очень четко, понятно, в свое время.

Для России алкогольный подарок – это очень традиционно, очень распространено, и это не обязательно подчеркивает, что человек пьющий. Бывает, конечно, что человек негативно относится к тому, что ему подарили алкоголь, но это встречается редко Коньяк.

Этот напиток находится на вершине всего подарочного алкоголя по нескольким причинам. Во­первых, коньяк ассоциируется с дороговизной. Коньяк – подарок роскошный. Вне зависимости от того, сколько он стоил, если есть волшебное слово «коньяк», то это уже что­то, да значит. Коньяк – это традиционный (именно с советских времен) подарок. В Советском Союзе было не так много алкогольных напитков. В основном пили водку, а коньяк дарили на праздники. В принципе, коньяк – это самый беспроигрышный вариант. Коньяк можно подарить и женщине. Если дарить женщине алкоголь, то это должен быть либо откровенно женский алкоголь, например, шампанское, либо коньяк. Например, виски дарить женщине некорректно, коньяк же можно пить всем. Не надо, конечно, дарить этот напиток мусульманам или людям, у которых больная печень.

Хочу сказать, что в России, с учетом 150­миллионного населения, практически нет людей, которые разбираются в коньяке. Я почти на каждой встрече слышу, что «вот наш начальник – он большой ценитель, он­то в коньяке разбирается». Но дело не в том, что он разбирается – хороший это коньяк или плохой, и не в том, что он любит какой­то коньяк, а какой­то не любит. Он говорит, что, мол, вот этот «Hennessy» мне нравится, а вот этот нет. Ведь надо понимать, почему тебе нравится или почему не нравится, а люди редко задают себе этот вопрос. Поэтому восприятие часто зависит от бренда, так как бренд – это хорошо, он разрекламирован и люди понимают, что это такое, и знают, сколько стоит бутылка «Hennessy». Но это по тем же причинам плохо. Во­первых, они этот «Hennessy» раз 100 получали в подарок. Я вообще против брендов, но зачастую бренд – это необходимость, чтобы все сразу стало понятно.

Во Франции, например, от одного производителя можно купить бутылку коньяка за 100 EUR и бутылку за 1000 EUR. И какая сколько стоит, определить невозможно, пока не спросишь у продавца. И наша задача, чаще всего, надуть щеки, купить подешевле, выдав за то, что подороже.

Виски

Я много раз сталкивался с тем, что люди (чаще всего – это чиновники с большим опытом) виски пробовали либо в советские времена, когда выбор этого алкогольного напитка был крайне мал, либо, что еще хуже, во времена переходные, когда страну наводнило «абы каким виски». И вот они попробовали его один раз, составили свое неверное негативное мнение о нем и решили, что они виски вообще не пьют. Поэтому к подарку в виде виски они относятся очень негативно, так что будьте осторожны с таким видом подарка.

Водка

Также у меня часто спрашивают, стоит ли дарить водку? На мой взгляд, это можно делать, только если водка будет составляющей частью какого­либо подарка, либо это будет какой­то специальный аутентичный подарок. Но вообще водка – это не очень хороший подарок. Все знают, что она стоит недорого, и даже несмотря на то, что сейчас есть водка, которая стоит приличных денег, все равно она будет всегда ассоциироваться с «недорогим подарком», и люди к этому будут соответственно относиться.

Подарочная упаковка

Совершенно фантастическую роль в восприятии и бюджете подарка будет играть его оформление, его подарочная упаковка. Что бы там внутри ни было налито, каким бы вкусным и красивым это не оказалось, оформление всегда производит сильное первое впечатление.

Подарочная упаковка является очень важным элементом, так как мы все знаем, что маркетинг правит миром. Есть крупнейшие Дома шампанского, винные дома, коньячные и т.д., и все знают эти дома, так как их продукция есть во всех магазинах мира, во всех «Duty Free»: «Вдова Клико», «Don Perignon», «Hennessy» и.т.д.

В то же время есть много алкоголя, который никак не упакован. В России есть какие­то традиционные упаковки: картонные тумбы, холщевые упаковки, пакеты и т.д. Если же подойти к этому креативно и заказать что­то в рекламном бюро, то можно много чего придумать.

Можно сделать подарочную упаковку из дерева, нанести на нее гравировку, название компании­дарителя и т.д. В общем, сделать стиль своего подарка. Если подарить просто бутылку, то бутылку такого же коньяка или вина человек может получить и на Новый год, и на 23 февраля и т.д. А если действительно что­то интересное, необычное (та же упаковка), то человек это запоминает.

Персонализация

Еще один очень важный момент, с точки зрения корпоративного подарка, – это его персонализация. Например, вы знаете, что человек любит виски, и покупаете ему именно виски. Я бы порекомендовал, если есть такая возможность, персонализировать все, что только возможно. Это очень важно. Скажу, почему. Есть три врага нашего корпоративного подарка (вообще, это относится к любым подаркам). Не самый страшный, но враг – это бюджет. На втором месте «по страшности» – это тираж. Купить десять бутылок – ничего страшного, а вот сделать десять штук чего­то специального – это уже гораздо сложнее. Это и полиграфические ограничения (ведь почти все, что мы будем дарить, будет импортного производства, так как в России еще мало производят качественного алкоголя), и ограничения ввоза. Но самый главный враг – это время. Люди, которые считают, что если они в середине ноября подумали о подарках, то они об этом позаботились заблаговременно – опоздали. Притом они опоздали безнадежно и пришли к шапочному разбору. Я рекомендую, если хочется подарить что­то необычное, уникальное на Новый год, то лучше подумать об этом заранее, начиная с апреля­мая. Уложиться, в конечном счете, можно в любую сумму.

Доверяйте только профессионалу. Найдите человека, которому можно доверять, и проверьте его каким­то образом, потому что по незнанию можно купить не то, не за те деньги и не того качества. Надо, чтобы кто­то вас консультировал, потому что коньячных домов почти 300 штук, производителей виски – больше 100, а производителей вин – 1000 только во Франции, шампанского – 300. И надо понимать, почему это столько стоит, где это взять и т.д.

Если человек не сможет понять разницу между одним вином и другим, если он не готов к такому вину, то незачем его дарить, он этого не прочувствует. Человеку подарили бутылку нераскрученного, небрендового, но хорошего, редкого, вкусного коньяка, а он подумал – передарить что ли, или попробовать самому. Открыл бутылку – непонятно...

Если человеку с высоким социальным статусом подарили дорогие алкогольные напитки, но этих подарков у него три­пять одинаковых, среди которых и ваш, на который вы потратили уйму денег, то он при этом, скорее всего, останется незамеченным. Этот человек уже не помнит, кто какую бутылку ему дарил. Поэтому, повторюсь, все должно быть персонализировано, это очень важно.

Если бутылку коньяка ставят на полку (а целую бутылку за один раз никто не выпивает), то она еще какое­то время будет напоминать о Вас, что очень приятно. Это вообще фантастический момент: если на упаковке выгравировано название компании­дарителя, и эта бутылка стоит у кого­то в баре, то, когда этот человек достает ее и наливает своим партнерам, все видят, от кого подарок.

Когда вы дарите алкоголь, вы не боитесь, что этот подарок выбросят или он не будет использоваться (как в случае с ежедневниками). В худшем случае его передарят, но, скорее всего, оставят, потому что алкоголя много не бывает. Его, как и шоколадные конфеты, можно использовать в течение года, а то и дольше.