Сквозь стены — к звездам!

Закончились поиски моделей и мисс красоты. В запросах все чаще декларируется – умение проходить сквозь стены и не слышать слова «нет»…

по материалам круглого стола «Заработные платы и компенсации: PA, PR, GR, CEO, CFO», 24 апреля, 2009 год

Профессия секретаря – суть весьма разножанровая – от выполнения типично присутственных функций в офисе до Personal Assistant (PA)   – секретаря с расширенным кругом обязанностей. Как еще называют его – универсального солдата не только «охраняющего» спокойствие своего начальника, но и способного сэкономить драгоценные секунды его свободного времени, не допускающего утечки конфиденциальной информации.

Прибавим к этому работу с массой разноплановой информации, знание иностранных языков, делового протокола и даже навыков участия в переговорах. Видимо, не случайно сотрудники на данной позиции наделены весьма значительными полномочиями.

По словам Юлии Пискуновой –  руководителя проекта по развитию бизнеса Холдинга Империя Кадров – с конца 2008 года позиция PA не претерпела серьезных изменений в плане стабильности спроса на нее. Снижение было отмечено лишь в запросах работодателей на сотрудников начального уровня – ассистентов отделов, секретарей­референтов – молодых людей без опыта работы, которых брали на вырост. В отличие от них профессиональные кандидаты на позицию РА высоко ценятся на рынке. Несколько увеличилось количество запросов на подбор ассистентов с вечерним графиком работы (18.00­ 24.00).

Связано это, в первую очередь, с тем, что нагрузка на руководство компаний возрастает, соответственно, человек, который сопровождает и планирует рабочий график, просто не справляется в течение рабочего дня.  Работа таких кандидатов оплачивается так же, как и на стандартных позициях – в среднем это порядка 70 тыс. руб.  Персональные ассистенты, проработавшие со своими руководителями достаточно длительное время и изначально мотивированные  на построение карьеры, в четвертом квартале 2008 года получили  возможность развиваться в новых для себя направлениях –  pr, маркетинг, реклама, подбор персонала.

Сегодня на рынке персональных ассистентов происходит эволюционный процесс, уверены аналитики. На фоне изменения экономических реалий, в бизнес вернулись собственники, а значит меняются типажи первых лиц, что влечет изменение требований к PA. Под воздействием внешних причин фактически идет естественный отбор среди персональных ассистентов. А значит совокупный портрет РА год назад и сегодня – будут значительно разниться.

Валерия Дворцевая, генеральный директор кадрового агентства «Визави Консалт» в своем выступлении рассказала о том, что на фоне общего снижения уровня компенсаций, зарплаты у РА первых лиц не только не снизились, но и выросли. Диапазон для персональных ассистентов со знанием языка в 2008 году был зафиксирован на уровне 60 – 120 тыс.

в месяц, в 2009­м – от 50 тыс.  В позиции без иностранного языка компенсация может быть меньше в два раза – нижняя планка 25 – 30 тыс., верхняя в 2009 году – 60 тыс, в зависимости от сектора. Во всех остальных категориях  произошло снижение уровня компенсации, в среднем, процентов на 20 – 25%. Относительно графика работы практически у всех вакансий он декларируется как ненормированный. Как отмечают эксперты, одной из тенденций последних месяцев стало появление у РА так называемых «сменщиков» – доверенных лиц ассистентов первых лиц.

Наряду с возросшими требованиями к РА текущий год преподнес и несколько сюрпризов. Как отметили участники встречи, сегодня, обсуждая с  грамотным HR­ом или рекрутером, функционал персонального ассистента, мы слышим, что он должен уметь– первое, второе…, двадцатое, помогать в подборе административного персонала и еще немножко шить. Таким образом, оставляя функционал РА, в него  параллельно включают общий функционал какой­то конкретной зоны ответственности, например, то чем раньше занимались офис менеджеры – отслеживать качество работы административного персонала – водителей, курьеров и пр. Всё это  ведет к размыванию обязанностей, уверены они. К тому же понятно, что ничего хорошего не получается, и постепенно ситуация начинает раздражать все стороны: руководителя, который в нужный момент не получил какую­то справку или деловое письмо, потому что в этот момент РА «строил» водителя и РА, которому вменено масса всевозможных административных дел. С одной стороны  это может быть связано с декларацией общей экономии, но скорее, по признанию экспертов, это дань моде.

По данным известного работного сайта среднее соотношение вакансий РА приблизительно одинаковое – одна вакансия на 23 кандидата, на уровне офис­менеджера – 46 вакансий –  973 резюме (без позиционирования так как функционал размыт), приблизительно такое же соотношение 32 к 780 резюме секретарь на ресепшен.

По мнению Дворцевой Валерии, сегодня на позицию РА востребованы уже состоявшиеся люди –  40 – 50 лет. Во многом это связано с личной зрелостью, адекватностью, ментальностью. Как говорят лица, формирующие запрос на РА: сейчас такая ситуация, что мы не можем отвечать за абсолютную корректность, адекватность поведения первого лица, а молодая девушка испугается, разозлится там, где  надо пожалеть и, в конце концов, уйдет –  все это утомительно для обеих сторон.

Как отмечают эксперты, изменились и требования к внешности РА.  Главное и основное – закончились поиски моделей и мисс красоты. В запросах все чаще декларируется – умение проходить сквозь стены, не слышать слова «нет» и самому уметь говорить «нет». В целом они стали более жесткими. Помимо стильности, общей грамотности, которые есть всегда, появились позиции –  хитрость, умение влиять. При обсуждении «почему», звучат аргументы: это дополнительное усиление на переговорах. Востребованы врожденные чувство этикета, такта. Из профессиональных компетенций – понимание бизнес процессов организации, умение решать не структурированные задачи и отвечать за принятые решения.

Сейчас на позицию РА приглашают бывших руководителей отделов они по другому разговаривают, выстраивают контроль исполнения.

Интересно, что относительно гендерных предпочтений, в сфере телевидения – РА в основном, мужчины, в нефтегазовой отрасли – смешанное, ритейл – женщины. Многие компании придерживаются традиционалистских позиций и мужчина РА никак не вписывается в сложившуюся бизнес­культуру. Непривычно.

По мнению Марии Волгиной, партнера АВК Групп, молодые люди рассматривают для себя позицию РА, как стартовую в карьере. Для многих это ступенька к профессиональному росту, возможность приобрести полезные знакомства и связи.  Сегодня такие кандидаты готовы идти на незначительные оклады, только ради возможности попасть в штат стабильной компании, пройти обучение.


Главное для любого человека, особенно в кризисные времена не останавливаться в своем развитии, только движение способно вывести на новый уровень не только в профессиональном, но и личностном плане, – уверены эксперты.