А я помощника узнаю по походке!

Инга Кутергина, экс­начальник кадров, «Alba», начальник отдела кадров, «Евросеть»

Журнал  решил узнать, чем отличаются помощники в больших и маленьких компаниях, что помощник должен знать лучше своего шефа, что шеф не должен знать о своем помощнике и чем помощник отличается от художника. Помогла нам в этом Инга Кутергина, директор по персоналу компании «Alba», до недавнего времени приверженница принципов компании «Евросеть» и любительница бездомных собак.

Инга, расскажите, пожалуйста, чем отличаются персональные помощники
а) в крупных компаниях с иностранным капиталом,
б) в крупных российских компаниях,
в) в небольших компаниях с персоналом до 100 человек,
г) в компаниях, где количество персонала не превышает пятнадцати человек?

—  Основное отличие – форма одежды и походка. А дальше – профессиональные навыки. Помощник в крупной компании – это супер! Это означает, что у человека гигантский интеллект, отточенное умение работать с максимальным количеством людей и большим потоком информации. В отличие от помощника в маленькой компании, который должен быть, условно говоря, членом семьи – все про всех знать и уметь вовремя дать нужную информацию.

Вот Вы сказали, что помощники отличаются походкой, а какая походка у помощника в крупной компании?

—  А вы обратите внимание, как ходят персональные помощники в крупных компаниях и как ходят их коллеги в маленьких. Вот представьте себе, один наденет халат и домашние тапочки, а другой в шубе и на каблуках! Вам все сразу станет понятно.

То есть Вы можете «на глаз» определить размер компании по одному только внешнему виду РА (personal assistant)?

—  Да, могу, потому что внешний вид в крупной компании предполагает некий дресс­код. И персональный помощник всегда выглядит в соответствии с определенными традициями. А как раз в маленьких компаниях дресс­код не имеет такого большого значения, что, безусловно, сказывается на имидже сотрудников.

На Ваш взгляд, персональный помощник, имеющий опыт работы в небольшой компании, сможет работать в компании­гиганте?

—  Сможет, если он постоянно тренирует свой интеллект. Если функция персонального помощника не опускается только на уровень подачи кофе, чая и заказов билетов на самолет, хотя без этого не обойтись.

А вот обратный переход возможен?

—  Это будет очень сложный переход… Потому что помощнику, который привык работать в интенсивном и мощном режиме, с большим потоком информации, все время будет не хватать информационных полей в маленькой компании. Для него это будет равно стрессу.

На ловца и зверь бежит… Манипуляции руководителей помощниками – насколько распространено это явление в российских реалиях?

—  Распространено максимально…

А Вы можете привести примеры подобных манипуляций?

—  На самом деле любой руководитель выбирает себе персонального помощника изначально именно для того, чтобы им манипулировать. Ему не нужен персональный помощник, который будет постоянно оказывать ему сопротивление. Соответственно, когда секретарь или персональный помощник сидит в приемной до последнего посетителя, а руководитель прекрасно понимает, что ему этот человек на сегодня уже не нужен и его можно спокойно отпустить домой, но не делает этого – это и есть прямая манипуляция. Начальник использует свой ресурс руководителя, потому что сам факт присутствия помощника позволяет ему чувствовать себя более уверенно.

А помощники манипулируют своими руководителями?

—  Конечно! Если они не научились манипулировать своими руководителями, не научились в нужное время подать ту информацию, которая необходима, грош им цена как персональным сотрудникам. Они тогда просто не персональные помощники, а так…

По какому принципу Вы подбираете и утверждаете персональных помощников? Какие вопросы­ловушки задаете для принятия окончательного решения?

—  Во­первых, я смотрю на коммуникабельность и умение работать в тяжелых, экстренных ситуациях. Помощник должен уверенно себя чувствовать и эффективно работать даже в стрессовых ситуациях. Мы, допустим, используем некие техники, элементы оскорблений или обиды людей. Если человек не умеет на это правильно реагировать, соответственно, он не попадает на работу персонального помощника. Окончательное решение всегда принимает руководитель, для которого подбирают персонального помощника. Но при этом мы вправе давать ему максимальную характеристику и даже настаивать на определенной кандидатуре.

Как должны реагировать на собеседовании помощники, если их обижают каким­то образом, проверяя пригодность?

—  Знаете, есть такое выражение еще наших бабушек: «Тебе плюнули в глаза, а тебе все божья роса». По такому принципу должен работать персональный помощник. Он должен всегда вести себя достойно, уметь грамотно улыбнуться. Он никогда не должен вступать в препирательства и споры с человеком, который к нему обращается.

Мы знаем примеры (в частности, Бонни и Клайд), когда любовные отношения помогают работе «помощника» и «босса». Как Вы относитесь к харрасменту – можете назвать хотя бы один положительный фактор?

—  А что, многие директора и помощники влюблены друг в друга?

Случается…

—  Это достаточно неправильная и тяжелая ситуация. Она может быть положительной только в том случае, если люди, выходя на работу, забывают про свои отношения. Если же люди на самом деле используют рабочие ресурсы для выстраивания личных отношений, то заведомо это провал. Потому что первая же ссора приведет их в состояние стресса, и они перестанут работать. Поэтому, если уж подобные отношения сложились, есть правило: пришли на работу и напрочь забыли, что влюблены друг в друга.

А из личного опыта знаете пример отношений между помощником и начальником?

—  Я очень много таких примеров знаю, и знаю, что в итоге отношения разрушались и либо помощник, либо руководитель был вынужден уволиться.

Как часто увольняется руководитель в таком случае?

—  Не часто, но иногда руководители увольняются. Или их увольняют за связь с подчиненным.

Что помощник должен знать лучше шефа?

—  Его расписание на следующий день.

Что шеф не должен знать о помощнике?

—  Что у него болит голова.

Почему быть помощником не престижно? Ведь А.Дворкович – тоже помощник…

—  На самом деле это иллюзия, что это не престижно. Это очень даже престижно – быть помощник с высокой профессиональной компетенцией.

Вы работаете помощником уже а) год, б) 2 года, в) 5 лет и Вам не повышают зарплату и не продвигают в должности… Что делать?

—  Об этом надо честно поговорить со своим непосредственным начальником. Или задать себе вопрос, почему это происходит. Может, ты что­то делаешь не так?

Обо всем договориться невозможно. Но все­таки – что обязательно должно быть прописано в должностной инструкции? Какие пункты Вы рекомендуете внести для защиты прав помощника?

—  Для защиты прав помощника нужно четко регламентировать, во сколько помощник может пойти поспать в итоге, потому что его должностные обязанности на каком­то этапе должны заканчиваться. Рабочий день не может быть безразмерным. Также при составлении должностных инструкций надо четко прописывать основные задачи, которые помощник должен выполнять ежедневно, чтобы не раздражать окружающих. То, какие цели и задачи преследует работодатель, также должно быть прописано в должностных инструкциях.

Долгое время Вы работали в компании «Евросеть», которая славилась особой рабочей атмосферой. Как работалось административному персоналу и личным помощникам с таким необычным для России топ­менеджментом?

—  Достаточно тяжело, потому, что график был очень напряженный, и задачи были нестандартные. Как раз таки в компании «Евросеть» помощники не относились к категории стандартных помощников руководителей. Они выполняли максимум разных задач. Поэтому им постоянно надо было соображать, ведь скорость принятия решений и движений была очень высока. Но при этом их профессионализм был необычайно высок.

Как складывался карьерный рост помощников в компании «Евросеть»? Насколько быстро они продвигались по карьерной лестнице?

—  Они продвигались, только там такой цели не было. Потому что там уровень помощников был достаточно высок. Это были люди, которым нравилась их работа, они и так были наделены очень широкими полномочиями. Они должны были знать все, начиная от курса валют и биржевых котировок и заканчивая процедурами переговоров, в которых они участвовали. Такой высокий профессиональный уровень позволял им не думать о том, что надо стать какими­то директорами. У них и так был определенный карьерный рост.

Художник должен быть «голодным». А помощник?

—  Помощник должен быть позитивным и сытым.

Самая большая ошибка, которую может совершить помощник – это…

—  Распространение той информации, которую его работодатель не хотел бы распространять.

Как в связи с кризисом изменился стиль руководителей? Стал ли он более демократичным или, напротив, авторитарным? Насколько это оправданно, на Ваш взгляд?

—  Однозначно авторитарным. Это оправданно, потому что в кризис надо решать массу задач в короткие сроки. Используя демократичный стиль управления, можно быстро разориться.

Без чего Вы не можете работать?

—  Без взаимопонимания.

Когда Вы поняли, что хотите быть руководителем? Жалели об этом решении?

—  На самом деле никогда не хотела им быть, все само собой получилось. Никогда не жалела, потому что как руководитель я себя ощущаю ровно настолько, насколько мне позволяет мое сознание.

Какие положительные изменения в Вашу жизнь привнес кризис?

—  В период кризиса я попала в великолепную компанию, достаточно красивую, эстетичную во всех отношениях, с массой красивых умных людей, и то, чем я лично занимаюсь, приносит мне максимальное удовольствие. Потому что тот продукт, который мы продаем, вызывает у меня на сегодняшний день максимум положительных эмоций. Я не попала бы в эту компанию, если бы не кризис, так как еще 100 лет работала бы в Евросети.

На какой вопрос еще Вы хотели бы ответить?

—  Наверное – что мне приносит удовольствие в этой жизни?

И что же это?

—  Удовольствие в жизни на сегодняшний день мне приносит умение работать и находить общий язык с моими коллегами по работе. А также отличная семья – замечательный, умный муж, креативный сын, две смешные подобранные собаки и гениальный подобранный кот!

Спасибо.