«Вечно на цыпочках не простоишь… или как создать и сохранить имидж помощника руководителя»

Первые дикторы на радио всегда приходили на работу в смокингах. «Это дисциплинирует», – парировали они публике, которая и представить себе не могла, как они выглядят. Помощник руководителя – профессия более публичная. На Вас смотрят, Вас оценивают, по Вашему виду судят о руководителе и компании в целом. Подвести нельзя! Советы, пожелания, предостережения от имиджмейкера Светланы Графской – для тех, кто в ответе за свою команду.

Cветлана Графская, имиджмейкер

Имидж помощника руководителя – какой он?

Прежде чем давать какую­либо характеристику имиджу помощника руководителя, необходимо дать определение самому термину «имидж». В настоящее время каждый понимает термин «имидж» через свою призму. Кто­то считает, что имидж – это стиль, красивый образ, картинка, идеально подобранная одежда. Кто­то решит, что имидж – это репутация, статус. Для таких людей иметь хороший имидж – это иметь идеальную репутацию и высокий статус. Кто­то вносит в понятие «имидж» идею искусственности, игры и неискренности. Но должно быть самое распространенное мнение, что имидж – это красивый look, сделанный с помощью одежды.

Вот, должно быть самые часто встречаемые представления, связанные с такой модной категорией, как имидж. Все они верны, но лишь отчасти. Общая картина имиджа заключается в идее создания определенного впечатления о себе у определенных людей. Эта идея как нельзя лучше раскрывается в профессиональной сфере.

Помощник руководителя – это определенный имиджевый атрибут самого руководителя. Имидж помощника прогнозирует имидж и репутацию самого руководителя. А репутация должна быть, как минимум, безупречной. Но, к сожалению, не все руководители руководствуются этим при выборе себе помощника.

Когда имидж имеет значение, в каких ситуациях он – ничто?

Имидж начинает формироваться у людей тогда, когда есть распределение ролей, должностей и определенная дистанция между человеком (носителем имиджа) и группой людей (воспринимающих этого человека). Как только Вы начинаете больше общаться с носителем имиджа – говорить по душам, узнавать подробности из детства, о мечтах и переживаниях и т.д. – сокращается дистанция, и имидж уже начинает растворяться. Особенно, если он был создан искусственно.

Имидж имеет смысл создавать, когда Вы хотите произвести впечатление на конкретного человека или группу людей. Имидж имеет смысл создавать и поддерживать в коммуникации, если Вы хотите сохранить дистанцию. В профессиональной сфере это необходимо.

Имидж имеет смысл даже в случае, если Вы хотите более дружеских или интимных отношений с человеком. Но лишь на первом этапе. Потом нет смысла поддерживать имидж. Здесь стоит максимально быть самим собой. Вечно на цыпочках не простоишь, и выбранный имидж будет восприниматься впоследствии общения, как ненужная пыль в глаза.

Чтобы вечно не стоять на цыпочках, имидж должен быть максимально правдивым, но иметь эстетическую огранку этой правды. Любую черту профессиональный имиджмейкер может из недостатка превратить в достоинство.

Например, опыт работы. Он может быть весомым, а может вовсе отсутствовать. Очевидно предположить, что большой опыт – это хорошо. Но его отсутствие можно тоже грамотно преподнести. Да, у Вас небольшой опыт работы, зато за это короткое время Вы успели:... И далее перечисление, как Вы были эффективны, полезны и продуктивны в тот короткий промежуток времени. Руководитель сделает выводы, что если Вы так активно профессионально растете, то легко усвоите свои должностные обязанности и будете хорошим помощником.

Какие советы Вы можете дать нашим читателям по улучшению своего имиджа, имиджа профессии, имиджа руководителя?

Первое о чем стоит упомянуть – это о внешнем виде помощника руководителя. Подбор одежды упрощается, если есть прописанный дресс­код в компании. Тогда необходимо с уважением к нему относиться, и следовать установленным правилам.

Усложняется ситуация, если дресс­кода нет. Стоит ли говорить, что это вовсе не значит вседозволенность и свободный стиль. Лучше всего будут смотреться формальный классический и городской стили.

Костюмный ансамбль будет строиться исходя из желаемого впечатления, которое Вы хотите произвести. Напишите для себя, какое впечатление Вы хотите произвести и, выбирая ту или иную одежду,  думайте, соответствует ли она желаемому образу.

Силуэт. 

В образе обязательно должна присутствовать собранность и деловитость. Это достигается с помощью одежды, которая «держит форму» – жакеты, жилетки, пояса, подплечники и т.д. Удачно будет смотреться силуэт 40­х гг. – жакет с широкими плечами и юбка­карандаш. К тому же он очень актуален. Силуэт лаконичный, без излишеств. Силуэт «песочных часов», конечно, очень привлекателен, но может унести разговор с руководителем в иную плоскость, отличную от деловой.

Материалы

Материал должен быть достаточно плотным, сохраняющим форму. Шелк, шифон, атлас и кружево очень женственны, поэтому если все же хочется их одеть, то только в паре с жакетом.

Цвет

Цветовая гамма – оттенки серого, синего, коричневого, бордового, бежевого, кремового. Краски должны быть спокойными, цветовые контрасты лучше приберечь для отдыха.

Поскольку помощник руководителя порой берет на себя роль связующего звена между посетителями и самим начальником, то обладание коммуникационными навыками – это необходимое качество. Подчеркнуть его можно с помощью светлых теплых тонов в одежде. Но лучше полностью в светлое не облачаться. Разбавьте ансамбль более темными и сдержанными тонами.

Аксессуары

Аксессуары и акценты должны располагаться не ниже шеи. Допустимо украсить кисть руки часами, но звонкие браслеты лучше одеть после рабочего времени. Крупные серьги и бусы, падающие в ложбинку декольте – не удивляйтесь, если Вас неправильно поймут.

Обувь

В женской обуви каблук должен присутствовать обязательно – 3­5 см. Никаких босоножек, кроссовок, сандалий и ботфортов. Обувь должна быть закрытой. Экстравагантные модели, лаковую и цветную яркую кожу в обуви лучше оставить для досуга

Назовите наиболее распространенные ошибки, которые допускают помощники руководителей и сами руководители в формировании имиджа?

Ошибки в формировании имиджа обычно допускают те, кто путает контексты. Не все работающие люди, стремящиеся устроиться на работу, желают именно работать и профессионально расти. Потребностей у людей может быть много. Кто­то ищет работу в коллективе, чтобы удовлетворять свою потребность в общении. Кто­то хочет с кем­то познакомиться и решить свою ситуацию на личном фронте. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Суть в том, что эта потребность будет постоянно накладывать отпечаток на стиль работы, общения с коллегами, руководителем и на стиль выбора одежды. Когда в работающем коллективе появляется человек, который начинает путать контексты – флиртует, одевается излишне демонстративно – это сразу отвлекает внимание остальных сотрудников и мешает рабочему процессу. Могут появляться интриги, сплетни. Поэтому важно разделять контексты и решать свои личные задачи за пределами рабочего места.

Основная ошибка руководителей – это недооценка дресс­кода и своего статуса руководителя. Когда человек занимает руководящий пост, одна из основных его задач – это добиться признания своего авторитета у подчиненных. Однозначных имиджевых решений здесь не будет, поскольку они будут зависеть от самой организации и сферы ее деятельности, уровня руководящей позиции, особенностей подчиненных, стиля руководства. В одном случае будет восприниматься рабочим коллективом абсолютно адекватно, что начальник приехал на мотоцикле в кожаной куртке и рваных джинсах. В других случаях это может обернуться снижением статуса руководителя.

Нюансы могут возникать, когда руководитель очень молод или это женщина. В первом случае ошибкой будет демонстративно неформальный молодежный стиль в одежде и поведении. Во втором – жеманство, кокетство, женственно­романтично­сексуальные стилевые решения в одежде, распущенные волосы, броский макияж и т.д. Но и убирать женственность из образа тоже будет ошибкой. Везде должна быть мера. Имиджмейкер помогает определить ее черты и границы.

Если Вы решили изменить имидж, что можно предпринять самому, а что можно доверить только профессионалам?

Я верю в человека и считаю, что все можно сделать всегда самостоятельно. Сейчас много литературы на темы делового этикета, дресс­кодов, стиля. Литературы на темы имиджа, конечно, меньше. Но и ее можно найти. Можно самому разобраться во всех тонкостях имиджмейкинга. Вопрос только времени. А время, как мы знаем, – деньги. Далеко не все обладают в достаточном количестве этим ресурсом, чтобы тратить много времени на то, что быстрее и эффективнее может сделать профессионал. К тому же, что точно не сможет сделать человек без помощи профессионального имиджмейкера – это взглянуть на себя со стороны.

О чем нужно помнить прежде, чем изменить имидж?

Прежде, чем сменить имидж, необходимо понять свою цель. Вопросы «зачем?», «что я хочу достичь?», «что я хочу рассказать о себе?» – ключевые вопросы, на которые нужно найти ответы, прежде, чем даже купить новый костюм с галстуком. Ваша цель определяет и выбор целевой аудитории. Целевая аудитория – это те люди, на которых Вы хотите произвести желаемое впечатление, которые имеют свои особенности. Эти особенности Вам стоит учитывать, если Вы собираетесь добиться расположения, продвижения по карьерной лестнице, подписания договора и др.

Каким, на ваш взгляд, будет имидж помощника руководителя в обозримом и необозримом будущем?

Интересный и непростой вопрос. В настоящий момент должность помощника руководителя часто стереотипно приравнивается к должности секретаря, а точнее – «секретарши». Имидж профессии «секретарши» имеет не очень лестную трактовку. Про «секретарш» ходят анекдоты. А анекдоты, как шарж, вычленяет наиболее яркие и узнаваемые черты. Так, «секретарши» у нас обязательно будут сексуальными блондинками в коротких юбках, которые приносят своему боссу кофе с надеждой выйти за него замуж. После таких стереотипов в имидже этой профессии появилась необходимость в новом названии, чтобы отстроиться от нелестных ассоциаций. «Помощник руководителя» звучит уже более деловито. Но и структура полномочий становится весомее и ответственнее. Сейчас руководитель требует от своего помощника знание иностранных языков, умение вести переговоры с партнерами, высокие коммуникативные навыки, организованность. Приятная внешность здесь по­прежнему играет роль. Но так и должно быть. Помощник руководителя – это и визитная карточка самого руководителя, и она должна соответствовать его уровню.

Расскажите о последних тенденциях в офисном стиле и имидже, в том числе и для административного персонала.
Дресс­код, который так рьяно многие компании начали вводить, нередко показывает и свои слабые стороны. Дресс­код компании имеет определенный набор правил относительно внешнего вида своих сотрудников. Чтобы работники чувствовали заботу о себе со стороны компании, вводится casual friday – так называемый «пятничный стандарт», разрешает сотрудникам неделовой и удобный стиль в одежде.
Сейчас передовые компании понимают, что введением дресс­кода невозможно решить проблему внешнего вида своих сотрудников. Каждый способен трактовать его правила через свою призму. Дресс­код является лишь начальной ступенькой для формирования культуры ношения деловой одежды. Компания здесь выступает как родитель, одевая свое чадо по правилам. Но дети рано или поздно вырастают и хотят самовыражения и ответственности. Тогда в этом случае на пользу идут обучающие семинары по деловому стилю и имиджу.

Что самое важное в имидже секретаря и помощника руководителя?

Самое важное в имидже секретаря и помощника руководителя – это собранность, организованность и динамичность. Собранность достигается с помощью лаконичных силуэтов, пиджаков, жакетов, юбок­карандашей, прямых брюк, плотных и даже жестких материалов. Движения должны иметь цель. Если надо дойти до двери через коридор, то не стоит это простое действие превращать в дефиле с покачиванием бедер. Если необходимо что­то объяснить, то не стоит динамично махать руками. Речь должна быть лаконичной и четко отражать смысл послания. Ну и, говоря о средовом имидже помощника руководителя, то он должен быть организован таким образом, чтобы легко можно было найти нужный номер телефона или записать изменение в расписании.

Гармоничный имидж – это имидж, адекватный ситуации и соответствующий самому человеку, его статусу, должности и личности. Даже в формализованном дресс­коде можно нести изюминку индивидуальности. И это талант!