Ученье – свет, а неученье – тьма. Кто спорит?
Эксперты в области обучения Наталия Кабакова, директор по работе с клиентами, DHL EXPRESS В РОССИИ, и Александр Анапольский, руководитель Корпоративного университета, «АльфаСтрахование», на страницах журнала поделятся с Вами своими соображениями о том, когда и чему уместно учить офисных сотрудников, от чего зависят последствия тренингов и какова цена этой «битвы за таланты». Берите от обучения максимум – потраченное время к Вам не вернется, а его семена в будущем могут дать щедрый урожай. Осень – самое подходящее для этого время!
В условиях кризиса компании стараются экономить по максимуму. Тренинги для административных работников – излишество или необходимость в наше непростое время?
Наталия Кабакова:
На мой взгляд, сегодня многим стало очевидно, что во время кризиса именно качество помогает сохранить старых и даже привлечь новых клиентов, поэтому обучение никак не может быть излишеством.
По сравнению со многими другими компаниями, отдел обслуживания клиентов в DHL находится на привилегированном положении. У нас есть группа собственных тренеров, поэтому мы продолжаем оттачивать мастерство наших сотрудников, не обращая внимания на кризис.
Недавно для нового контактцентра DHL в Новосибирске была подготовлена большая программа, которая включала аудит, выявление потенциала новичков и обучение. Результат не заставил себя ждать: через неделю показатели контактцентра значительно улучшились.
Александр Анапольский:
Обучение для административных работников сейчас разумно проводить внутренними ресурсами компании: внутренние тренеры, наставничество. Направлять административных работников на внешние тренинги для многих компаний в кризис – неэффективное инвестирование ресурсов.
Какую основную цель преследуют тренинги? Насколько важна личность тренера?
Наталия Кабакова:
В нашем случае все тренинги направлены на улучшение качества обслуживания, будь то компьютерный курс или психологический. Кроме того, во время обучения часто раскрывается потенциал сотрудников, и эту информацию мы всегда принимаем во внимание. Каждый может и сам попробовать себя в роли преподавателя. Одна из наших сотрудниц, психолог по образованию, вызвалась написать курс для своих коллег. Ее советы оказались очень полезными, а она сама получила дополнительную мотивацию.
На мой взгляд, учитель – это призвание. Давайте вспомним наши школьные и институтские годы – много ли понастоящему талантливых преподавателей мы знаем? Хороший учитель всегда был на вес золота, без веры в свой предмет увлечь аудиторию и добиться результатов сложно. Очень важен вопрос доверия, поэтому к подбору тренеров мы подходим трепетно. Все, кто сейчас у нас работает, сами прошли школу отдела обслуживания клиентов, и все они «играющие тренеры» – в любой момент могут снять трубку телефона и ответить на самый сложный вопрос клиента.
Каждый тренер может проявить и, что самое главное, применить свои способности. Ктото «на ты» с компьютером, легко осваивает любые технические новшества и с удовольствием берется за внедрение новых программных приложений для контактцентра. Ктото ни дня не может прожить без творческих идей, вдохновляя проведение различных конкурсов. Не будет преувеличением сказать, что небольшая группа тренеров является ядром нашего контактцентра.
Александр Анапольский:
Цель тренинга, который есть в арсенале Корпоративного Университета – отработка инструментов эффективных коммуникаций с внутренними и внешними клиентами. Также при необходимости можно уделять внимание методам преодоления стресса, эффективной работе с планировщиком задач и другими офисными приложениями.
Какие тренинги, на ваш взгляд, нужно обязательно проводить для секретарей и помощников руководителей? Как часто Вы рекомендуете это делать?
Наталия Кабакова:
Уточню, что, отвечая на все обозначенные вопросы, я подразумеваю сотрудников службы по работе с клиентами, которые принимают практически все входящие звонки в нашей компании. Специфика их профессии предполагает общение с людьми, поэтому, на мой взгляд, на первое место выходят психологические курсы. Важны также навыки работы с техникой, различными программными приложениями, знание компании и ее продуктов.
Организация тренинга – это лишь первый этап, эффективность которого оценивается только благодаря грамотно и профессионально построенной последующей работе. Обязателен мониторинг, выявление слабых сторон сотрудника, анализ ошибок и т.д. Обучение – процесс непрерывный.
Александр Анапольский:
Я бы не говорил о частоте обучения: достаточно одного тренинга по коммуникациям и стрессоустойчивости, одного – по распределению времени, плюс занятия по офисным приложениям. Закрепление результатов должно проходить через посттренинговое сопровождение и наставнические беседы.
Расскажите, пожалуйста, какие тренинги проводятся в Вашей компании для секретарей и помощников руководителей? Насколько они эффективны? В какие дни недели Вы их проводите, сколько времени они длятся (в котором часу начало, конец, перерывы)?
Наталия Кабакова:
Все новички обязательно проходят трехдневный вводный курс, знакомятся с компанией, изучают ее историю, впервые соприкасаются с нашей корпоративной культурой. Мы не ограничиваемся занятиями в классах, каждый имеет возможность поехать на маршрут с курьером, посмотреть, как работает сортировочный центр.
Затем начинается курс, специально разработанный для сотрудников контактцентра. Занятия проводятся каждый день в течение месяца, сначала теория, потом практика. По окончании курса новые сотрудники сдают экзамен и только после этого допускаются к работе с клиентами. Опыт, конечно же, имеет большое значение, но мы стараемся сделать так, чтобы клиент не почувствовал разницы между «новичком» и «старичком».
Во время ежегодной аттестации для каждого сотрудника составляется индивидуальный план развития. Часть обучения проходит внутри контактцентра силами наших собственных тренеров, часть – тренерами компании. В DHL в целом повышение квалификации, развитие навыков и компетенций персонала – процесс непрерывный.
Александр Анапольский:
Мы проводим тренинг «Эффективное обслуживание внутренних и внешних клиентов для помощников руководителей». По времени тренинг длится один полный день.
Если нет возможности отправить помощника на обучение – какие способы самообразования Вам кажутся наиболее эффективными?
Наталия Кабакова:
Вовлеченность, в первую очередь. Если человек неравнодушен, стремится развиваться, готов взять на себя повышенные обязательства, это никак нельзя игнорировать. Задача руководителя – дать сотруднику интересное и сложное поручение, делегировать часть полномочий, помочь выйти за круг привычных обязанностей.
Александр Анапольский:
Общение и наблюдение за работой наиболее опытных сотрудников, дистанционное обучение (в компаниях, где функционирует корпоративный учебный портал), изучение литературы по обслуживанию клиентов, эффективным коммуникациям, распределению времени и необходимым офисным приложениям.
Есть тренинги, которые лучше проводить внутри компании, а есть те, которые эффективнее вовне. Какие тренинги для секретарей и помощников Вы рекомендуете заказывать у сторонних тренинговых организаций? Почему?
Наталия Кабакова:
В компании DHL очень сильный тренерский состав, и мы можем позволить себе проводить большую часть курсов своими силами. Плюс сторонних тренингов – общение с людьми из других индустрий, обмен опытом.
Александр Анапольский:
Если учебный центр в компании имеет ресурсы для разработки и проведения внутренних тренингов – оптимально использовать их (при условии, что в компании достаточно помощников руководителей для формирования полной тренинговой группы). Если есть потребность в обучении малого количества человек – целесообразно внешнее обучение. Внешнее обучение может быть полезно и для опытных помощников руководителей, которые в этом случае имеют возможность увидеть работу коллег из других компаний.
Тренинги уступают свое место другим формам обучения или это очередной миф?
Наталия Кабакова:
Все более популярным становится электронное обучение. Мы не отстаем от технического прогресса, в прошлом году был создан великолепный видеокурс для сотрудников по работе с клиентами в российских городах. Преимущества такого способа обучения очевидны – курс всегда «под рукой», не нужно ждать очередного приезда тренера. Тем не менее я убеждена, что полностью заменить живое человеческое общение невозможно.
Александр Анапольский:
Не уступают, они просто должны сочетаться с другими формами обучения. Если помощник руководителя побывал на тренинге по эффективному обслуживанию клиентов – это не означает, что он будет работать правильнее и эффективнее. Обучение на тренинге обязательно должно сопровождаться последующей поддержкой наставника и контролем правильности и качества работы со стороны функционального руководителя (старшего помощника / руководителя группы секретарей), изучением опыта работы коллег и т.п. Тогда первоначальные навыки, полученные на тренинге, перейдут в эффективность выполнения работы.
По Вашим ощущениям – что меняется в поведении сотрудника после тренингов? Стоит ли «овчина выделки»?
Наталия Кабакова:
Конечно, стоит! Хорошие тренинги помогают человеку раскрыться, найти в себе самом новые грани.
Все ли рады предстоящим тренингам? Как Вы поступаете, если сотрудник негативно реагирует или вовсе отказывается от посещения тренинга?
Наталия Кабакова:
Могу привести пример из жизни. Тренеры отдела по работе с клиентами вызвались оказать психологическую помощь курьерам и сами составили тренинг «Общение с клиентом». Рано утром для них провели два часа занятий – перед непростым рабочим днем. Реакция курьеров была разной, были и колючие, закрытые, поэтому сначала приходилось «растапливать лед». В конце занятий это были уже совершенно другие люди, заинтересованные и неравнодушные, понимающие, что мы все делаем одно общее дело. В чем секрет? Работа курьера достаточно сложная, требует высокой сосредоточенности, умения хорошо и быстро ориентироваться в городе. А когда ты целый день один на маршруте, тебе и поделиться своими проблемами не с кем. Так что наши тренеры сначала просто выслушали курьеров, заверив их в том, что их работа очень важна.
Александр Анапольский:
Я не помню случая, когда наши помощники руководителей отказывались от тренингов. Обычно, если человек не хочет участвовать в тренинге, руководитель определяет причины: либо сотруднику действительно не требуется это обучение, либо есть субъективные причины. В любом случае мы никогда не заставляем сотрудников идти на обучение.
Какой тренинг Вы запомнили на всю жизнь и почему?
Наталия Кабакова:
Большинство менеджеров нашей компании проходили тренинг, который мы между собой называем БизнесАкадемия. Две сессии по семь дней каждая. Между сессиями в течение трех месяцев кропотливая работа над собой. Группы международные, в основном состоящие из топменеджеров DHL разных стран. Одна из составляющих успеха подобного тренинга – полное отключение от работы, обе сессии проходят в комфортабельных условиях, но в достаточно изолированных местах. Симбиоз игры и серьезных занятий был очень удачен. Основные темы: лидерские качества, управление персоналом, умение создавать команду. По окончании обучения все были в состоянии «выжатого лимона», но готовы к новым свершениям.
Какие тренинги, на Ваш взгляд, для секретарей и помощников руководителей появятся в ближайшем будущем? А через 50 и 100 лет?
Наталия Кабакова:
Требования к человеческим качествам останутся неизменными, в цене всегда будут собранные, мотивированные, инициативные сотрудники. А вот техническая сторона вопроса... Секретарям наверняка придется осваивать новые средства коммуникации, и, возможно, технологии, о которых сейчас мы можем только мечтать.
Все мы проходили пьесу «Горе от ума»… Когда тренинги вредны?
Наталия Кабакова:
Сейчас появились так называемые жесткие психологические тренинги, где участников жестко и порой грубо выбивают из зоны комфорта, заставляя сбросить маски и придуманные образы. Многие считают такие тренинги вредными, но у меня был подобный опыт, я считаю, что тем, кто осознанно согласился его пройти, он пошел только на пользу.
Новые знания нужны всегда и всем, и, на мой взгляд, лишних знаний не бывает.
Александр Анапольский:
Тренинги вредны, когда:
- вопервых, они проводятся без анализа потребностей в обучении (например, опытного помощника руководителя направляют на тренинг для новичков),
- вовторых, когда они проводятся «на всякий случай» (то есть учат тому, что не будет использоваться в работе),
- втретьих, когда тренингов слишком много (информация не успевает преобразоваться в навык, используемый в работе),
- вчетвертых, когда не учитываются способности и потенциал сотрудников (не всех людей можно вывести на одинаковый уровень профессионализма и качества работы)