Вы только что окончили университет, получили заветный диплом, весело и шумно отметили выпускной, и на горизонте замаячил вопрос: что дальше? Куда пойти работать с нулевым опытом работы и страстным желанием начать делать карьеру?
Общеизвестная истина, что в США и Европе позиция секретаря ресепшен считается первой ступенькой долгой и, бывает, головокружительной карьерной лестницы. Так ли обстоят дела в России, и есть ли шансы у молодых, активных и целеустремленных получить зеленый свет в крупных международных компаниях, начав с такой стартовой позиции, как секретарьресепшен? Попробуем разобраться…
Уже три года я работаю в крупной международной компании с известным именем и узнаваемым брендом, имеющей свои представительства в 14 странах Европы. И на протяжении этих трех лет я наблюдала за эволюцией наших секретарей, с большинством из которых встречаюсь сейчас уже не за стойкой на входе, а в просторных openspaces многочисленных отделов нашего центрального офиса.
Но были и те, прошли для меня незамеченными или чьи имена стерлись из памяти, и те, кто в свое время принял решение продолжить свою карьеру вне нашей компании.
Так от чего зависит успех, и как получить заветный промоушен в крупных международных компаниях? Повторюсь, именно в международных компаниях с многолетними традициями иерархичности, социальной защищенности и равных возможностей сотрудников (нет правил без исключения, конечно), а не в российских компаниях, где корпоративная культура и западная трудовая этика в большинстве случаев находятся лишь стадии становления. Рассмотрим конкретные примеры.
Для начала приведу голые статистические цифры: за три года у нас успели поработать за стойкой ресепшен 10 девушексекретарей (и еще двое продолжают успешно работать в настоящий момент). Из них пять человек менее чем через полгода получили повышение, две девушки приняли решение покинуть компанию, и три секретаря были уволены за профессиональную непригодность.
Удивлены? Что значит промоушен, как вести себя и как работать, чтобы тебя заметили и повысили? Что значит профессиональная непригодность секретарейресепшен? Есть ли таковая вообще?
И почему ктото год сидит в секретарях и в результате, не видя перспектив карьерного роста, покидает компанию, а ктото спустя пару месяцев становится нарасхват, превращается в трофей, за который борются и хотят заполучить к себе сразу несколько отделов? Попробуем проанализировать и рассмотрим все по порядку.
Промоушен, или продвижение по карьерной лестнице, – это то, о чем мечтает каждый секретарь (опять же, бывают и исключения из правила), и радость от исполнения этой мечты сравнима разве что с эйфорией при получении первой зарплаты. В случае наших секретарей большинство получило повышение в течение первых шести месяцев работы. Обычно за это время руководители отделов, топменеджмент компании успевают заметить и отметить для себя (!) приветливость или замкнутость, аккуратность или неряшливость, исполнительность или безалаберность, бесконфликтность или склочничество, а также желание работать (или отсутствие такового) у девушек, чьи лица и улыбки – это первое, что видят, придя на работу.
Один из признаков мудрости руководителя компании – это стремление «взращивать» свои кадры самому, наблюдая за профессиональным ростом сотрудников, помогая им развиваться и постепенно получать дополнительные навыки и знания. Это гарантированно обеспечит наличие в штате сотрудников, знающих компанию изнутри, уже доказавших свое стремление работать в ней, быть частью ее коллектива и корпоративной культуры.
Просмотрев статистику повышений наших секретарей, могу сказать, что 60% касались перехода секретарей на следующую ступень иерархии, которая, впрочем, является уже самодостаточной позицией, где человек может проработать и всю жизнь, при условии, что чувствует в себе призвание к этой профессии и может самореализоваться в ней. Это позиция Персонального ассистента руководителя (в нашем случае это были финансовый, коммерческий директор и директор по продажам). Как происходит подобное повышение, что способствует и сопутствует такому повышению? Прежде всего, это личностные качества секретаря. Ведь без взаимопонимания топменеджера и его второй руки их общение было бы невозможно. Зачастую знание секретарем родного языка топменеджмента компании (мы ведь говорим о международных сетях) также может стать решающим фактором при вопросе о продвижении того или иного ресепшиониста.
Персональный ассистент – это человек, которому руководитель доверяет, на которого всегда может положиться, и основная задача которого – помогать топменеджеру в его ежедневной работе. Миссия Персонального ассистента – создать для руководителя те условия работы, в которых он комфортно сможет заниматься своей непосредственной деятельностью – работать на достижение целей компании, тем самым принося ей прибыль. Поэтому при выборе помощника для топменеджера немаловажную роль играют такие качества сотрудника, как вежливость, исполнительность, внимательность, дисциплинированность, ответственность и, конечно же, готовность учиться. Ведь и позиция ассистента не является пиком возможной карьеры в крупной организации, и при желании всегда можно двигаться выше.
Другие 40% повышений были произведены также на позиции ассистентов, но не персональных (ПА), а ассистентов отделов или отдельных менеджеров. В чем плюсы и минусы такого рода продвижений?
Несомненный плюс заключается в том, что ассистент отдела или менеджера отдела необязательно должен быть начеку 24 часа в сутки (а ПА должен быть готов и уладить вопрос с непродленной по какимто причинам визой экспатаруководителя при его прилете в 1 ночи в Шереметьево, и решить проблему с внезапно прорвавшейся в 5 утра трубой в съемном жилище шефа, и быть готовым ко многиммногим другим мелочам, которые могут возникнуть в любое время). Обязанности же ассистента отдела более четко структурированы. Да, бывают и овертаймы, когда весь отдел трудится «до победного» накануне очередного дедлайна, но все же это менее стрессовая работа, хотя, естественно, и менее оплачиваемая. Поэтому каждый секретарь, получив предложение о возможности повышения, взвешивает все достоинства и недостатки предлагаемой позиции и делает свой выбор.
В случае нашей компании два секретаря были переведены на позицию ассистента отдела,
затем они были повышены до позиции стажера, далее переведены на позицию «специалист отдела», а в настоящее время одна из девушек уже работает менеджером отдела, в чем ей опять же сильно помогло знание иностранного языка и трудолюбие.
Но, к сожалению, не у всех секретарей карьера может сложиться настолько удачно. У нас была девушкасекретарь, которая, проработав в компании больше года, так и не смогла подняться выше. Отсутствие высшего образования и склонность к «перемыванию косточек» всем сотрудникам во время обеда стали непреодолимыми препятствиями на пути ее карьерной «эволюции».
Печально, но факт, что были и те девушкисекретари, которые, не проработав и нескольких месяцев в нашей компании, были уволены по причине профессиональной непригодности. Многие думают, что в работе на ресепшен нет ничего сложного, и, оказавшись на работе, совершенно неожиданно для себя сталкиваются с ежедневным шквалом телефонных звонков, входящей и исходящей корреспонденции, многочисленными посетителями офиса и разнообразной оргтехникой. Не каждому по плечу такой стресс. Не каждый может справиться с волнением и начать постепенно осваиваться на рабочем месте, прилежно выполнять свои ежедневные, зачастую рутинные обязанности, и шаг за шагом двигаться вперед. Желание работать и стремление открывать для себя все новые горизонты – залог успеха и гарантия профессионального и карьерного роста в любой профессии. Очень часто даже ответственность и внимательность при сортировке внутренней корреспонденции, вежливый, приветливый ответ на телефонный звонок могут решить вашу карьерную судьбу.