«Медвежья услуга» Как исключить из своего лексикона фразу «хотели как лучше, а получилось как всегда»

Cлучалось ли с Вами, что Вы помогли коллеге, а спустя некоторое время у него появилась агрессия к «помощнику»? О том, почему происходят подобные недопонимания и как их избежать, – читайте в журнале

1. Почему?

Возможно, причина в том, что Вы «дали рыбу, но не дали удочку». Когда Вы предлагаете готовое решение тому, кто нуждается в помощи, без объяснений, почему нужно поступать именно так, будьте готовы оказаться «медведем». Потому что в данной ситуации нужно помнить, что у того, кто просит помощи, знания и опыт отличны от Ваших, и результатом чаще всего будут являться ошибочные действия и даже прямо противоположный результат. Что неминуемо приведет к гневу коллеги, на которого посыпятся все шишки, ведь ему будет казаться, что виноват во всем советчик, который оказал «медвежью услугу».

Что делать?

Никогда не давайте готовых решений. Предлагайте способы решения проблемы и алгоритмы, с помощью которых Ваш коллега сам сможет принять решение. В случае если без готовых решений не обойтись: давайте их как можно больше. В каждом конкретном случае объясняйте, к чему какое решение приведет. Обрисуйте в красках все плюсы и минусы каждого решения. Предупрежден – значит, вооружен! Если грамотное решение только одно: максимально подробно рассмотрите способы его выполнения, последствия, возможные трудности. Предлагайте свою помощь во время всего процесса решения проблемы.

2. Почему?

Не исключено, что Вы по ошибке дали рыбу, в то время как просящий нуждался в персиках. Помните, что большинство людей не умеют грамотно излагать свои мысли, а тем более ожидания. Будьте готовы к недопониманию между людьми. Помните, что между тем, что человек думает, между тем, что он говорит, между тем, что слышит, и между тем, что понимает его оппонент, существует очень большая разница. Когда Вы хотите воды, а вам предлагают почитать, конфликт налицо.

Что делать?

Учитесь задавать «правильные» вопросы. Переспрашивайте, уточняйте. Прежде чем оказывать помощь, уясните для себя, что именно от Вас хотят. Оказывайте помощь только после того, как у Вас не останется вопросов.

3. Почему?

Бывает, что Вы предлагаете решение проблемы исключительно со своей точки зрения. Вам может казаться, что персики вкуснее рыбы, а чтение важнее жажды. Практически все люди считают, что уж они­то знают, что нужно другому. В большинстве случаев это не так.
Когда просьбу коллеги Вы рассматриваете как свою и принимаете «свое» решение, результат может разочаровать последнего.

Что делать?

Не переусердствуйте. У Вас попросили помощи, а не решения проблемы «со своей колокольни». Всегда руководствуйтесь здравым смыслом.

4. Почему?

Допустим, Вы все­таки дали удочку. Но вопрос: КАК Вы ее дали? Тот, кто просит, уже находится в менее выгодном положении, и малейшее проявление неуважения («Он что, сам не мог справиться с этой ерундовой задачей?») способно навсегда «отвадить» просителя от Вашей персоны.

И если после того, как задача начнет решаться, проситель будет проявлять признаки благодарности, то спустя время он начнет задаваться вопросом: «Почему я сам не смог решить эту элементарную проблему?..» Эти нелегкие думы могут перерасти в скрытую, а затем и в открытую агрессию.

Что делать?

Не показывайте своего превосходства. Не заставляйте других людей чувствовать себя «хуже» Вас. Помните, что ответ типа «Вы бы и без меня справились, вам нужно было только подсказать» – это залог Вашего дальнейшего плодотворного сотрудничества. Не исключено, что в дальнейшем Вам придется поменяться местами, и просящим будете выступать Вы. Все течет, все меняется…