Американская мечта в исполнении Рут ХЭНДЛЕР (Ruth Handler ) – создательницы куклы Барби
Дело жизни - судить великих людей по результатам. Результат, так уж повелось, приходит последним, и если действительно хочешь чему-нибудь поучиться у великого, то надо обратить внимание на начало.
Эта женщина родила двоих детей и... куклу. Дети приносили ей радость, а кукла – деньги, с иронией говорили про нее современники. В семнадцать лет Рут Хэндлер выходит замуж, и молодая семья переезжает в Лос-Анджелес. Надежды ее мужа - Элиота Хэндлера стать известным художником потерпели неудачу, и он занялся изготовлением сувениров и промышленным дизайном. Рут, которую совсем не привлекала роль домохозяйки, устроилась секретарем на киностудию Paramount. Но ежедневное печатание на машинке, стенография и ответы на бесконечные телефонные звонки не стали подходящей работой для предприимчивой женщины. И она начала помогать своему супругу — продавать его товары и эскизы.
В 1941 году в семье Хэндлеров на свет появилась дочка Барбара, а еще через три года — сын Кен. В 1944 году один из друзей семьи — Гарольд Мэтсон, которого близкие люди называли Маттом, предложил Элиоту заняться совместным бизнесом — производить товары, сделанные по дизайнерским эскизам Хэндлера. Новую фирму назвали по первым слогам имен совладельцев — Mattel (Матт — Элиот). Первой продукцией стали рамки для картин и фотографий. Отходов от этих изделий было много, и Элиот начал мастерить из них кукольные домики. Вскоре обнаружилось, что они приносят компании более значительный доход, чем сами рамки. Так Mattel вышла на совершенно новый для себя рынок детских игрушек. Компания оказалась первопроходцем в производстве игрушек из самых разных материалов. В их рекламной кампании Mattel обратилась к нетрадиционному для производителя игрушек средству — телевидению, в то время довольно новому для американского общества явлению. Уже к середине 50-х годов Mattel стала третьей по величине компанией по производству игрушек в мире.
Маленькой удаче предшествует большой труд
В 1956 году Хэндлеры решили немного отдохнуть от бизнеса и вместе с детьми отправились в Европу. В Швейцарии Рут неожиданно увидела куклу немецкого производства, совершенно непохожую на пупсиков, в которых играли американские девочки. Да собственно, она и не являлась детской игрушкой, скорее — сувенирной продукцией.
ВРЕЗ
- Вам для чего эта коробочка? - вполголоса спросил Никита.
- Это коробочка для кукольных перчаток, - ответила
Лиля серьезно, - вы мальчик, вы этого не поймете.
(А. Толстой, «Детство Никиты»)
И хоть говорят, что множество мелких успехов не являются гарантией большой победы, для Рут эта встреча стала подарком судьбы. Наблюдая за играми своей дочери она заметила, что девочки весьма равнодушно относятся к куклам, изображающим маленьких детей, предпочитая вырезать из журналов фотографии моделей и актрис и играть с ними.
Вернувшись в США, Рут настояла на том, чтобы дизайнерская команда Mattel приступила к разработке похожей куклы. В результате на свет появилась стройная красавица с фигурой молоденькой девушки, которую Рут назвала в честь своей дочери — Барби.
тилисты придумали ей знаменитый конский хвост, а модельеры — сногсшибательные наряды. При этом гардероб Барби должен был продаваться отдельно, что обеспечивало Mattel дополнительные прибыли. Напряженная работа над Барби велась три года и в 1959 году кукла была представлена на Нью-Йоркской ярмарке игрушек. Реакция публики была скорее отрицательной, нежели положительной.
Один из способов достучаться до Успеха - стучать
Прежде чем продавать новую куклу, Рут провела довольно дорогое маркетинговое исследование отношения к игрушке потенциальных потребителей — девочек и их матерей. Выяснилось, что всем девочкам Барби очень понравилась, в то время как большинство матерей отнеслись к игрушке с неприязнью. Но случилось чудо: те немногие торговцы, которые на свой страх и риск приобрели Барби, стали сообщать, что кукла пошла у покупателей нарасхват. Страну охватила Барбимания. У Mattel не хватало производственных мощностей, чтобы полностью удовлетворить спрос потребителей.
Интересно, что по мнению психологов, нет ничего удивительного в том, что оригинальная идея возникла у человека, не связанного с производством кукол. Скорее всего, производители не увидели бы возможности куклы, выглядящей как взрослый человек.
В I960 году Mattel акционировалась и стала публичной компанией, тогда ее капитализация составляла $18,3 млн. В 1964 году этот показатель достиг $44 млн, а в 1969-м — $211 млн. Благодаря Барби прибыли фирмы росли с потрясающей быстротой. Mattel вышла на международный рынок игрушек. С 1963 года началось лицензионное производство Барби в Великобритании, Франции, ФРГ, ЮАР, Италии и Мексике.
Миссис Хэндлер стала одной из самых уважаемых бизнес-леди США и предвестницей феминизма в сфере предпринимательства.
В 70- е годы у Рут Хэндлер начались трудные времена. У нее обнаружили рак. Вскоре обрушилось и новое несчастье. Несмотря на экспансию на рынке, в течение нескольких лет Mattel преследовали финансовые неудачи и налоговые убытки. На Уолл-стрит, где котировались акции компании, в 1974 году случилась паника, за которой последовали иски акционеров. В дело вмешались Комиссия по ценным бумагам и биржам и прокуратура, заподозрившие в действиях управленцев компании злой умысел. Началось расследование. Будучи не в силах вынести это, в 1975 году Хэндлеры покинули Mattel.
В начале 1978 года, Рут Хэндлер появилась в офисе калифорнийского протезного мастера Пейтона Мэсси, работавшего по индивидуальным заказам. Она предложила сотрудничество в производстве грудных протезов. И вот уже Рут — хозяйка новой компании, где кроме нее работают Элиот и прежний дизайнерский и производственный персонал фирмы плюс профессиональные консультанты. Так возникла фирма - Ruthon (комбинация имен Рут и Пейтон). Новое изделие назвали Nearly Me. Миссис Хэндлер стремилась к тому, чтобы о товаре смогло узнать как можно больше потенциальных клиенток. В 1980 году объем продаж Ruthon превысил $1 млн.
ВРЕЗ В 1993-м Барби принесла в семью миллиард долларов, в 1994 году - уже два миллиарда. Кукла, которую сорок лет назад не купил ни один оптовик, продается в 150 странах мира.
В 1991 году она продала брэнд корпорации Kimberly-Clark, что позволило значительно удешевить протезы и сделать их доступным большему числу женщин. Но и удалясь на покой, предпринимательница вела довольно активный образ жизни: выступала на всевозможных конференциях, давала интервью.
Биографическая справка
Рут Хэндлер (04.11.1916 - 27.04.2002), девочка из семьи польских эмигрантов, окончив школу, вопреки желанию консервативных родителей, поступила в колледж, а в 1938 году вышла замуж за своего школьного друга Эллиота Хэндлера. Этот союз оказался очень удачным во всех отношениях – они стали одной из самых известных предпринимательских пар Америки.