Широкое предметное поле для подобных исследований уже образовано трудами известных ученыхтеоретиков и практиков документной деятельности Т.В.Кузнецовой, М.И.Додоновой, М.И.Ильюшенко, А.И. Исаченковой, С.Л.Кузнецова, К.Т.Митяева, Л.Р.Фионовой и многими другими. Ими прослежена история профессии от истоков до наших дней; изучаются вопросы подготовки кадров в контексте трансформации высшего образования, вопросы статуса, имиджа специалистов документной деятельности и др.
Интенсивность исследований позволяет утверждать, что в документоведении формируется новая научная область – профессиология документной деятельности, которой можно дать рабочее определение – документная профессиология. По содержанию это комплексная научная и учебная теоретикоприкладная дисциплина, объектом которой является профессия документоведа, изучаемая в структуре документного дела. Исследования документной профессиологии базируются на достижениях целого ряда наук: родственного архивоведения, а также книговедения, семиотики, герменевтики, философии, социологии, психологии, педагогики, этики, синергетики, информационного цикла и др. Концептуальное обоснование формирующейся дисциплины зависит от четкого обозначения принципов построения, форм и способов функционирования профессии в обществе, системы философских, общенаучных, специальнонаучных методов исследования.
Системная целостность научной дисциплины достигается такими компонентами как границы, объект, предмет, субъект, тезаурус. Объект, отграниченный проблематикой формирования, функционирования и эволюции профессии, опосредует многоаспектность предмета. Сегодня предмет документной профессиологии чрезвычайно широк и малоисследован. Требуют теоретического осмысления вопросы общей характеристики профессии и профессиональной деятельности; места и роли профессии в формировании культурного социума; взаимодействия с другими профессиями; структурирование «социального образа» специалистагуманитария в информационном обществе; планирования кадровой динамики; определение четких критериев эффективности процессов и процедур на разных участках; состояния и перспектив института образования разных уровней и т.д. и т.д.
Доказательность научного построения документной профессиологии определяется избранием методологического инструментария. Вследствие многоаспектности предмета, междисциплинарного характера исследований в документной профессиологии приоритетными являются следующие научные методы: исторический (воспроизведение документной профессиологии как социального института в процессах его становления и развития); деятельностный (выявление и оценка социальных функций документной профессиологии, ее общественного назначения, организации применения); системный (установление структурной организации документной профессиологии, моделирование ее как целостного общественного явления).
Ключевая роль в становлении документной профессиологии принадлежит разработке терминосистемы, ее тезаурусу. Тезаурус рассматривается как количественнокачественный критерий оценки состояния и объема знаний в конкретной предметной области, как определитель развития конкретной науки. В тезаурус документной профессиологии входят термины и понятия общей профессиологии (такие как профессиональная адаптация, профессиональная компетентность, профессиональная мотивация, профессиональное сознание и т.п.). В семантику этих терминов вносится значение, отражающее специфику области документной деятельности. Здесь важно достичь единства в интерпретации понятий «профессиология», «профессиография», «профессиограмма», «психограмма». Так, уточнение понятий «профессиология» и «профессиография» позволяет разграничить проблематику теоретического исследования профессии и описания документной деятельности. Если документная профессиология как теоретикоприкладная дисциплина занимается осмыслением теоретических проблем, то профессиография комплексный метод, используемый для анализа и описания содержания профессиональной деятельности с учетом ее специфики. Иными словами, профессиография решает практические задачи (описание технологических процессов работы с документами и документной информацией; организацию ведения документации; подбора, расстановки и повышения квалификации кадров и т.д.). Тезаурус расширяется адекватно трансформирующейся концепции профессионализации общества, а также в соответствии с инновациями в структуре документного дела.
Перспектива слияния «Документоведения» и «Архивоведения» в одну специальность расширяет в определенной мере объект и предмет документной профессиологии, ее профессиографию, но не разрушает ее модели. Все атрибуты ее системной целостности сохраняют свое содержание и значение, поскольку обе специальности связаны единством профессиональной деятельности с социальным объектомдокументом, что опосредует и специфику предмета документальной профессиологии.
Документная профессиология формируется и как научная, и как учебная дисциплина. Ее содержательноструктурная модель подчинена особенностям подготовки специалиста гуманитарной сферы с учетом социального феномена документа, функционирование которого происходит в таких системах социальных коммуникаций как «человекзнак», «человекчеловек» и в то же время заметно во всех остальных системах: «человектехника», «человекхудожественный образ», «человекприрода». В Краснодарском государственном университете культуры и искусств в течение ряда лет ведется курс «документная профессиология» на специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».
Важнейшими задачами курса являются формирование оценок профессионализации как самого высокопродуктивного вида человеческой деятельности; понимания главной социальной роли специалиста. В контексте новой образовательной парадигмы раскрывается цель высшей гуманитарной школы – развитие свободной, гармонической личности, осознающей свои обязательства в передаче культурного опыта поколений. Личности, для которой образование не способ только приобретение ремесла, но самореализации, самосовершенствования. Отсюда в программе курса разработан блок, посвященный этикогуманитарному компоненту в подготовке специалистадокументоведа, проблемам интеллигентности как профессиональному качеству личности. Большое количество лекционных, семинарских, практических занятий отводится изучению структуры профессионального самосознания специалиста.
Педагогическая практика показала, что наиболее удачным методическим решением в построении курса является обобщение полученных студентами профессиональных знаний, умений и навыков. Поэтому большую часть курса занимают практические занятия, лабораторные и контрольные работы. На базе освоенных общепрофессиональных и специальных курсов студенты систематизируют область профессионального знания. Дается его общая характеристика, обобщается профессиография и документальное сопровождение деятельности, обеспечивающие высокий уровень компетентности будущего специалиста. Студенты включены в процесс поиска инновационных подходов к улучшению условий трудовой деятельности документоведа, выявления перспектив повышения производительности труда с использованием новых технологий, в том числе, информационных. Информационной культуре, как яркому показателю профессионализма, уделяется достаточно учебных часов. В этом разделе курса решаются две главные задачи. Вопервых, обосновывается непреложность использования информационной техники и технологий в аналитической, синтезирующей, консалтинговой и других видах работы документоведа. Документовед высшей квалификации вовлечен в информационную деятельность не только на потребительском, но на репродуктивном и созидательном уровнях как субъект активного управления этой деятельностью, готовый к фильтрации информации, ее анализу, оценке, обобщению, и как создатель информационного продукта. Вовторых, наряду с техницистской, раскрывается гуманитарная составляющая информационной культуры. Приоритетным компонентом данной составляющей является информационное мировоззрение, в основе которого лежит осознание долга объективно оценивать, передавать и профессиональную и общекультурную информацию.