«Легенда» для падишаха или как управлять репутацией руководителя
Вы занимаетесь вопросами построения репутации. С чего, по вашему мнению, начинается репутация руководителя?
Людмила Сергеевна: Создание позитивной репутации очень напоминает работу скульптора: сначала нужен некий необработанный материал, кусок камня, к примеру, который потом путем отсечения лишнего превратится в прекрасную фигуру. Специалисту по управлению репутацией тоже необходимо сначала получить исходный материал для работы, то есть понять, что представляет собой руководитель, каков его личностный ресурс, в чем его слабые и сильные стороны, какое мнение о нем уже сложилось у окружающих. Ответить на подобные вопросы помогает коммуникационный аудит – своего рода углубленное интервью, позволяющее собрать необходимую информацию. Это довольна деликатная работа с руководителем с глазу на глаз, поскольку в ходе беседы человек может рассказать то, чего он не рассказывает никому, хотя речь идет о невинных вроде бы вещах, например, о том, как прошло его детство, о его семье, школьных и институтских друзьях, об увлечениях и т.п.
Главная задача консультанта не столько задавать вопросы, сколько внимательно слушать ответы, поскольку важно не только получить фактический материал, но и понять, как человек сам интерпретирует события своей жизни, как себя позиционирует. Результатом такого интервью становится большой массив информации, из которого уже можно «лепить» некий образ. А дальше идет работа в двух направлениях: с одной стороны, начинается обработка и структурирование полученной информации, с другой стороны, разрабатывается система персональных тренингов и консультаций, которая помогает нашему клиенту преодолеть существующие страхи и комплексы, открыть в себе новые ресурсы, чтобы развиваться дальше и как руководителю, и как личности. Все вместе позволяет заложить основы прочной, надежной репутации, которая является основой уверенности в себе, а стало быть, и успешности.
Разве можно вот так запросто взять – и поменять сложившуюся репутацию человека? Это же не костюм сменить… Или речь идет о какихто PRманипуляциях?
Людмила Сергеевна: Хочу рассказать одну восточную притчу на эту тему. Молодому падишаху приснился страшный сон: будто у него выпали все зубы. Правитель проснулся в холодном поту и приказал позвать визиря, который занимался толкованием снов. Тот поведал следующее: «Мой господин, этот сон означает большие испытания – на твоих глазах умрут все твои близкие». Падишах очень расстроился, и приказал отрубить голову визирю. А после этого позвал другого визиря, в надежде услышать другое объяснение сна. Второй визирь не хотел лишаться головы, поэтому радостно воскликнул: «Ты один из самых счастливых людей на свете! Тебе выпало счастье с почестями, миром и любовью похоронить всех дорогих тебе людей, и только после этого ты счастливым и спокойным отойдешь в лучший мир, где встретишься со своими близкими». Естественно, второй визирь был всячески обласкан падишахом.
А ведь он, по сути дела, сказал то же самое, что и его менее удачливый коллега, только иначе расставил акценты. Какой вывод? Любая информация не является ни плохой, ни хорошей – все дело в ее интерпретации. Специалист по репутационному менеджменту ничего не выдумывает и работает только с реальными фактами, но при этом его задача – создать нужную «легенду», то есть выстроить историю жизни клиента таким образом, чтобы наиболее сильные и выигрышные стороны его биографии предстали в должном свете. Не путайте только легенду в литературном понимании слова с профессиональным понятием «легенда», принятом в коммуникационных технологиях.
Но ведь в реальной жизни мы видим множество примеров, когда, к примеру, бывший бандит очень старательно играет роль мудрого политика или крутого бизнесмена. Чтото в такие «легенды» не очень верится.
Людмила Сергеевна: Правильное замечание. Давайте не будем путать два таких разных понятия как «имидж» и «репутация». Имидж – это виртуальный образ, живущий отдельно от его обладателя, некая маска, которую можно менять в угоду конъюнктуре хоть каждую неделю, как туфли под цвет новых брюк. Очень успешно это делают, к примеру, политики или деятели шоубизнеса – таковы правила игры в этих сферах деятельности. Репутация, в отличие от имиджа, – это реальные, а не виртуальные достоинства и достижения личности.
Может быть, причина изолированности русских бизнесменов в том, что они сами не оченьто хотят вливаться в мировое бизнессообщество, поскольку избегают публичности?
Людмила Сергеевна: По мнению экспертов, в России гораздо больше миллиардеров, чем заявляет журнал «Форбс» в своих рейтингах. Если раньше за попадание в этот заветный список амбициозные богачи готовы были щедро заплатить, то сейчас, напротив, многие отдали бы любые деньги, чтобы там не «засветиться». Российский бизнес и российские бизнесмены – пожалуй, самые непрозрачные в мире, что сильно вредит как репутации нашей страны, так и ее экономике. Ни один нормальный инвестор не будет вкладывать деньги в компанию, о которой он ничего не знает, не станет иметь дело с собственником бизнеса, который скрывает информацию о себе и о своих капиталах. Именно поэтому на мировых фондовых биржах наши компании сильно недооцениваются. Если сравнить российскую и западную компанию с одинаковыми активами, близкими экономическими параметрами, то наша компания торгуется в несколько раз дешевле, чем западная – у нас слишком велики страновые риски Такой ситуации есть объяснение. Вести бизнес в России – занятие трудное, рискованное, отечественных бизнесменов преследуют многочисленные страхи и угрозы, поэтому они всячески избегают публичности, так безопаснее. Но для того, чтобы выйти на IPO, надо стать открытой, прозрачной компанией – таковы требования фондового рынка. По сути, инвесторы покупают не столько акции компании, сколько ее репутацию, то есть проверенную временем надежность. У непрозрачного бизнеса не может быть позитивной репутации, значит, шансов привлечь к себе серьезных инвесторов тоже нет.
Наши предприниматели этого пока до конца не понимают, не зря говорят, что в России самая низкая в мире ценность самого понятия «репутации». То есть для нас доброе имя, к сожалению, пока не стало важнейшим капиталом, как для всего цивилизованного мира.
Нередко мы видим, что организация ужасно относится к своим сотрудникам, у нее текучка сумасшедшая, тем не менее она не испытывает проблем с наймом новых сотрудников и бизнес процветает.
Людмила Сергеевна: Полный блеф, что единственная мотивация персонала – хорошая зарплата. Это важно для узкой прослойки сотрудников – молодых, карьерно ориентированных людей, которые живут по принципу: «не надо никаких пакетов, лучше деньгами». Более того, компании, у которых хорошая репутация и авторитетный бренд, часто берут к себе сотрудников на более низкие зарплаты, чем среднерыночные, и люди идут на это ради строчки в резюме, где будет написано, что он работал в солидной, престижной компании. Получается своего рода бартер.
У меня приятельница работала как раз в такой американской компании со всемирно известным брендом. Там принято работать по 1618 часов в день, зато тот, кто продержался в таком режиме год и ушел с хорошей рекомендацией, резко поднял свою рыночную стоимость. Рекрутеры, увидев его резюме, будут знать – этот работник способен эффективно трудиться в самых сложных условиях.
Бывает и другая ситуация: человек получает моральное удовлетворение от своего труда, видит его результаты, уважает компанию за то, что она приносит пользу обществу, заботиться о своих сотрудниках, делает все для сплочения коллектива.
А если в компании 98% работников не проходит испытательный срок? Это великолепная компания, западная компания.
Людмила Сергеевна: Иногда это делается специально, по принципу «выживает сильнейший». Происходит своего рода шоковая терапия: сотрудника ставят в заведомо чудовищные условия, и проверяют его бойцовские качества, его выносливость, трудоспособность, стрессоустойчивость. Возможно, из набранной сотни сотрудников работодателю нужен всего один человек, но этот человек уже точно войдет в команду, на него можно делать ставку.
Давайте теперь поговорим о соискателях, которые приходят на собеседование. У каждого из них тоже есть имидж, есть репутация. Как работодателю раскусить, где кончается имидж и начинается репутация кандидата, который претендует, к примеру, на позицию помощника руководителя?
Людмила Сергеевна: Когда человек приходит на собеседование, то уже по внешнему виду понятно, как он себя позиционирует и что он собой представляет на самом деле. Важно познакомится не только с его резюме, но и с рекомендательными письмами, не грех воспользоваться сарафанным радио – специалист с хорошей репутации наверняка известен в профессиональных кругах, о нем могут рассказать бывшие коллеги, прежний работодатель Что и делает работодатель, поскольку он не верит ни технологиям Хигера, ни физиогномике, не рекомендательным письмам, хотя на Западе они имеют большой вес.
Людмила Сергеевна: Наверное, потому не верят, что рекомендательное письмо на себя у нас зачастую пишет сам работник. Директор ему говорит: ты напиши там чтонибудь, а я подпишу. Думаю, что больше всего информации может дать разговор с человеком о том, зачем он пришел и что хочет получить. Бывает, что соискатель начинает с того, что выдвигает свои условия работодателю, рассказывает, какую он хочет зарплату, какую должность, и чтобы работа была обязательно интересная. А бывает, что человек начинает с с другого: «Чем я могу быть вам полезен? Какие мои качества и таланты помогут компании работать еще более успешно?» Тот, кто начинает со второго посыла, заведомо имеет преимущество.
Может быть, он просто научился этому на тренингах?
Людмила Сергеевна: Это же замечательно! Значит, у него в голове уже сложилось понимание того, как строить эффективные взаимоотношения с работодателем и коллегами. Сегодня процедура подбора персонала, помоему, достаточно технологизирована. Существуют всевозможные тесты, тренинги, позволяющие определить, свое ли место сотрудник занимает.
И, тем не менее, существует текучка в компаниях.
Людмила Сергеевна: Тут могут быть разные причины: возможно, человек перерос свою должность, возможно, не оправдались его ожидания, возможно, он не вписался в коллектив.
Может ли человек работать лучше, чем он может?
Людмила Сергеевна: Конечно. Он может пить чай, курить, сидеть в Интернете 6 часов из 8 рабочих, а может только 12 часа, и остальное время работать. Очень важно, чтобы работодатель умел грамотно мотивировать своих сотрудников.
В Священном писании чтонибудь говорится о репутации?