Мирные формы насилия

Одежда диктует поведение. Настроение. Самомнение. А вот надежно скрыть какие­то свойства характера вряд ли помогает, слишком уж откровенно говорит о человеке его внешний вид. Оставим свойства ума и глубину познания. Одежда – самое простое средство раскрытия личности. Может затем и придуман дресс­код, маскирующий индивидуальное под общественное?! Впрочем, как давно доказали психологи, такая идентичность, только в плюс работе.

Сразу стоит сделать одну оговорку: деловой имидж, скажем, банковского работника и сотрудника PR­агентства может сильно разниться по цвету и  рисунку костюма или сорочки, т.к. остов правил не только хорошего, но и, самое главное, соответствующего месту внешнего вида складывается исходя из уровня консервативности бизнеса. Поэтому если в банках, финансовых структурах и других организациях с высшим уровнем консерватизма дресс­код должен регулироваться международными правилами бизнес этикета и протокола, то в компаниях, «более свободных» от таких жёстких правил, деловой образ может быть любым, во многом индивидуальным. Многие люди, в том числе и считающие себя экспертами в этом в вопросе, часто пишут о новых веяниях в офисном образе сотрудников, считая, что чем больше свободы – тем лучше. Однако это в корне неверно. Каждая отрасль должна иметь свою специфику и выгодно отличаться от остальных. Когда стираются грани и различия в подобных вещах, это не приводит ни к чему хорошему.

Строгий дресс­код

Финансовая сфера

Как было сказано выше, дресс­код делится на строгий и остальной, последний из которых может быть абсолютно любым. Поэтому начать стоит со строгого, как наиболее определённого и понятного. Те ошибки и исправления, которые будут описаны далее – это правила западного бизнес­этикета в отношении одежды сотрудников, которые в России рекомендуются к использованию, но встречаются обычно только в филиалах самих западных организаций. Строгий дресс­код – это банки, инвестиционные и финансовые компании, иными словами – самые консервативные отрасли деятельности. Сразу же нужно сделать оговорку – эти правила не распространяются на программистов, это особая каста, а также сотрудников отдела PR и маркетинга, т.к. творческим людям принято делать скидки.

Самые грубые ошибки:

Костюм нерабочего цвета. Хорошо одетый человек – это тот, на чью одежду не обращают внимания Разрешёнными цветами являются исключительно оттенки синего и серого. Все остальные цвета – это цвета «After 5», и не считаются рабочими. К чёрному это относится в полной мере, поэтому считать этот цвет пригодным для работы в подобных организациях – большое заблуждение.

В России в любом банке можно встретить людей в зелёных костюмах, коричневых, чёрных, бежевых и пр. Некоторые люди всерьёз полагают, что летом в жару пригодны только бежевые костюмы, как самые светлые и не притягивающие жару. У серого цвета также множество светлых оттенков, нужно просто их найти. К тому же серые костюмы смотрятся красиво и статусно, когда бежевые – всегда дёшево, носят откровенный Casual характер, к тому же ни одна сорочка по цвету к такому костюму не подойдёт так, чтобы это смотрелось по­настоящему выигрышно. Не стоит создавать себе лишних проблем.

Неправильный рисунок костюма. В таком строгом дресс­коде разрешён только один вид рисунка – это полоска. Клетка, кошачья лапка и другие рисунки запрещены. Каждой должности соответствует свой костюм. Поэтому простой менеджер не имеет права надеть, скажем, тёмно­синий костюм в игольчатую полоску, который может носить лишь президент и его заместители. Существует целая градация статусности костюмов, но сейчас речь не об этом.

Неправильная фактура костюма. Костюм должен быть всегда сшит из 100% шерсти. Такой костюм прослужит долго, и будет иметь дорогой презентабельный вид. В костюме не должно быть ни грамма синтетики! Ни в костюме, ни в подкладке. Летом хлопковые костюмы разрешены, но гораздо более выгодное сочетание – это смесь шерсти с шелком. Такой костюм будет холодить, когда нужно и смотреться гораздо лучше хлопкового, который быстро мнётся и превращается в не самое красивое зрелище. Это совет автора, но в принципе – это дело вкуса. Если выбор пал на хлопок, то стоит за ним следить, т.к. на некоторых дешёвых версиях этого костюма иногда появляются катышки на плечах и в иных местах.

Сорочка с коротким рукавом летом. Да, летом жарко, но никто не давал права надевать сорочку с коротким рукавом на работу в такое серьёзное место. Рубашка должна всегда быть с длинным рукавом! Это едва ли не самая частая ошибка. Манжета сорочки всегда должна на полтора сантиметра высовываться из­под рукава пиджака. Иначе – это очень дурной тон.

Неправильная обувь. Это особо явно именно летом. Мужчина должен носить классическую обувь – оксфорды и дерби, женщина – закрытые лодочки с каблуком не выше 5 сантиметров, или зимой сапоги или ботильоны на таком же каблуке. Но у нас можно часто встретить мужчин в милых плетённых рыжих сандаликах с чёрным носком, а девушек – чуть ли не в пляжных шлёпках или на высоких шпильках. Это не самое эстетичное зрелище на работе.

Дутые и спортивные куртки. Надевая костюм и классические ботинки, следует выбирать себе соответствующую верхнюю одежду. Классика не очень сочетается с какой­то жуткой синтетикой. Особенно, когда низ, скажем, тёмно синего пиджака выглядывает из­под цветастой и яркой куртки. Это сразу выдаёт тракториста из посёлка, который приехал покорять Москву или иной город. Лучше остановиться на хорошем пальто или тренче. Всё должно быть к месту. Классика к классике.

Отсутствие пиджака или целого костюма. Это не лезет ни в какие рамки, поэтому комментариев для мужчин не будет. Что до женщин, то вопрос спорный, кто­то утверждает, что костюм обязателен, как автор я с ними согласен, кто­то – что нет. И то и то – правда, поэтому выбор за человеком. Но если нет желания надевать жакет, то брюки или юбка должны присутствовать обязательно. Никаких джинс! Если юбка – то не выше колен, желательно не ниже, оптимум – юбка­карандаш до колен. Разрез, если таковой имеется, не должен быть глубоким, не надо отвлекать мужчин от работы.

На женщинах всегда должны быть колготки. Голые ноги неприемлемы в строгой организации. Колготки должны быть телесного цвета и мелкого плетения. Сетка или узоры не допускаются.

Вычурные аксессуары.
В серьёзном дресс­коде не стоит одевать брильянтовые колье, испещрённые драгоценными камнями запонки и прочие вычурные украшения. Металл может быть любой, но драгоценный камень, если он есть, должен быть слегка заметным, а лучше – незаметным вовсе. На работе нужно работать.

Бренды. На вещах не должно быть явно написано, кто сделал эту вещь. Это дешёвый кич.
Неправильный макияж и укладка. Всё должно придерживаться правила – «просто и со вкусом», поэтому здесь нужен утренний лёгкий макияж и простая укладка. Вырисовывать стрелки, лепить стразы, а на голове возводить Эйфелеву башню не нужно.

Для того, чтобы другим сферам тоже что­то оставить, более лёгкие эстетические ошибки будут указаны именно там, но некоторые из них применимы и для строгого дресс­кода. Почему именно так? Просто потому, что руководитель и его протокольная служба фактически имеют полное право разрешить своим сотрудникам приходить в любом, даже самом непотребном виде, поэтому каких­то общих нарушений тут быть не может, т.к. у всех свои правила.

С точки зрения разработки дресс­кода, когда не сковывают консервативные рамки, желательно, чтобы имидж сотрудников позволял понять, чем занимается компания. Например, если это коньячное производство, можно ввести коричневые цвета в одежду, или какие­то корпоративные значки для сотрудников и т.д.

Творческие профессии обычно не терпят строгих правил

Отрасли PR, рекламы, маркетинга, СМИ, индустрия моды и красоты, частично IT, Event и др.
Творческие профессии обычно не терпят строгих правил, поэтому тут можно указать лишь несколько опционных вещей:
Плохо сидящий костюм. Никто так чутко не следит за ростом человека, как одежда Если человек надел костюм, то он должен хорошо сидеть в плечах, рукава пиджака должны быть по «косточку» на запястье, для того, чтобы оставшийся промежуток заполнила манжета рубашки. Брюки же должны иметь только один надлом, и не сидеть как гармошка или оголять носок.

Носки. Носки подбираются под цвет обуви или на тон темнее.
Галстук. Желательно умение завязывать галстук красивым и ровным узлом в виде равностороннего треугольника. Если неумение это делать простительно банкирам и экономистам, то для некоторых творческих людей, кто следит за своей внешностью –
это святой долг.

Майки с сорочкой. Запрещается строго­настрого одевать под сорочку майку или футболку. Так любимые многими мужчинами майки алкоголички, просвечивающие из­под рубашки, смотрятся отвратительно. Что называется «привет из СССР и времен савка».
Запонки. Запонки обычно разрешается носить только высшему руководству. В нерабочее время не стоит пренебрегать такой прелестью, но на работе всё же стоит соблюдать субординацию.

Золотая середина

Отрасли продажи, добыча полезных ископаемых, производство, сельское хозяйство и пр.
Это самые не однозначные отрасли, т.к. здесь не требуется соблюдение жёстких правил и специальных свобод для творчества тоже. Поэтому здешний свод правил делового этикета касаемо внешности сотрудников – нечто среднее, золотая середина. Из­за бесконечного разнообразия возможных вариантов, сказать что­то определённое не представляется возможным, особенно в условиях России, где каждый уверен, что он умнее всех остальных. Здесь применим только грамотный специалист по корпоративному имиджу, которому будет поручена работа по созданию имиджа организации, в том числе и имидж сотрудников. Больше здесь сказать нечего.

Примеры известных личностей: Бернард Арно (Владелец группы товаров роскоши LVMH, форбс 15 место), Алексей Миллер (Председатель Газпрома), Мишель Ферреро (Пишевая индустрия, шоколад, форбс 40 место).

Новое, это хорошо одетое старое. Хороший внешний вид, соответствующий ситуации – это не тирания сотрудников начальством. Это привитие корпоративной культуры и сплочённости, которая должна быть в любой организации, а так же на уровне одного работника – это простое проявление уважения и учтивости к другим сотрудникам и работодателю, который платит этому сотруднику зарплату. Не стоит уже говорить о партнёрах, которые могут отказаться иметь дела с компанией, где внешний вид сотрудников скажет не самые лестные слова об уровне менеджмента в организации, а если такое безразличие видно уже на примере работников, то сделки с такими руководителями заключать просто небезопасно с точки зрения выгоды проекта. Это чаще касается западных партнёров, в особенности японских, т.к. в России с ними многие боятся иметь дела, потому что малейшее нарушение этикета грозит самыми серьёзными последствиями.

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой. Конечно же, и вы сами, должны уверенно и комфортно себя чувствовать в деловой обстановке. А уж за стенами офиса – ваш свободный полет ограничен только полетом вашей фантазии.