Взыскания и поощрения

Специфика нашей компании обусловлена, в первую очередь, областью деятельности – это информационные технологии; и тем, что мы быстро развиваемся. Эти факторы оказывают свое влияние и на систему мотивации персонала, частью которой являются поощрения и взыскания.

Наши сотрудники – программисты, разработчики – люди творческие, достаточно разные, поэтому «единый стандарт» здесь не сработает, к каждому нужен индивидуальный подход. У нас широко практикуется гибкий график. Жесткие «карательные» меры, дисциплинарные взыскания – противопоказаны. В крайнем случае, если человек явно не может вписаться в нашу работу – значит, мы как компания просто ему не подходим, приходится с таким человеком расстаться.

В качестве поощрений лучше всего работает профессиональное развитие сотрудников, и именно на него мы делаем основной упор. Проводим внутрикорпоративные обучающие тренинги персонала, как личностные, так и узкопрофессиональные – по каким­либо профессиональным навыкам. Регулярным событием являются отраслевые семинары, так называемые flex­camp’ы, на которых происходит информационный обмен и обучение новым технологиям. Наши сотрудники посещают конференции, в том числе и международного уровня.  Все это позволяет одновременно и мотивировать работников, и вносить значительный вклад в «интеллектуальный капитал» компании.

Конечно, в каждом подходе есть свои достоинства и недостатки. В условиях быстрого развития компании наша «мягкая» модель кажется наиболее эффективной. В будущем, возможно, понадобится большая структурированность, четкость в системе мотивации.
Ответственность за промахи, как и за успехи, нужно разделять. Если  неудача произошла с проектом, над которым работала команда, то и ответственность должна нести команда. Но главное – не «найти и наказать виновного», а вместе разобраться в причинах неудачи и понять, как следует поступать в будущем в аналогичных ситуациях.

Вообще несправедливость понятие относительное. У кого­то даже конструктивная критика руководства может вызывать протест. Но иногда признание значит намного больше, чем денежное поощрение, и наши руководители это очень хорошо понимают. Поэтому они всегда стараются отметить успехи сотрудников – и на общих собраниях, и на корпоративных встречах, и просто лично. Я не раз была этому свидетелем.

Каждый месяц наши работники пишут отчет о проделанной работе за месяц и ставят цели на следующий, согласуя их со своим непосредственным руководителем. Такие отчеты играют роль планов личного развития (система PDP – personal development plan). По итогам месяца служба персонала рассматривает планы, и совместно с руководством мы определяем лучших работников месяца. Критерии различны – достижения, значимые для компании, общий объем работы и т.п. Лучшие работники месяца получают денежные премии и ценные подарки с благодарностью от руководства и пожеланием дальнейших успехов.