Как стать заметной на рынке труда?

Для начала давайте разберемся, что же первично: профессионализм или пиар? С одной стороны, без знаний и опыта работы нельзя стать хорошим и, следовательно, востребованным профессионалом. С другой, для секретаря профессионализм – это еще не повод быть замеченной другими работодателями. Поэтому правильный ответ в нашем случае – оптимальное сочетание двух этих важнейших составляющих. Причем двигаться можно и последовательно (приобретение опыта, затем самопиар), и параллельно. Причем в последнем случае вы сможете значительно выиграть во времени, получить хорошую мотивацию к собственному развитию, что увеличит вашу решимость идти до упора.

С чего начать?

Давайте возьмем за отправную точку условие, согласно которому вы работаете по специальности (секретарь, секретарь­референт, помощник руководителя) и обладаете определенным опытом (хотя бы один год). С такими данными уже можно начинать движение вперед, к новым карьерным высотам.

Формулируем три основных задачи:

  • наращивать профессиональные знания и нарабатывать соответствующие навыки;
  • стать максимально полезной и заметной внутри вашей фирмы;
  • стать заметной за пределами вашей фирмы.

Все эти пункты вам придется нарабатывать одновременно. Может показаться, что это очень сложно и будет занимать много времени. Однако на практике это не совсем соответствует действительности. Положительная сторона параллельного развития во всех возможных направлениях в том, что все обозначенные выше пункты будут органично дополнять друг друга и давать толчок качественному росту по каждому из направлений.

Когда вы изучаете тематические предметы, хотите вы этого или нет, но частично «встраиваете» новые знания и навыки в свою практику. В дополнение к этому ваш растущий профессионализм находит отражение посредством инструментов внешнего пиара. Этот фактор также заставляет вас наращивать базу знаний и навыков. Как в поговорке: лучше всего усваивается материал, когда вы его кому­нибудь объясняете или учите на практике, как действовать в той или иной рабочей ситуации.

Заветный замок охраняется драконом о трех головах

Коль скоро вы работаете, вы наверняка уже обладаете определенным набором знаний в своей отрасли. Но, как говорится, нет предела совершенству. К тому же в условиях, когда каждый день появляются новые технологии и разработки практически во всех областях, нужно стараться идти в ногу с прогрессом: обогнать его нам вряд ли под силу, а вот плестись в конце – рискованно, можно попросту сойти с дистанции, уступив дорогу тем, кто не считает проблему самообразования второстепенной.

Приобретаемые нами новые знания – это не только дополнительные возможности для самореализации, но и очередные «кирпичики», из которых воздвигается замок будущей блестящей карьеры. Правда, заветный замок охраняется драконом о трех головах. Эти головы – хроническая нехватка времени, нежелание расставаться с деньгами и наша собственная лень, которая, как известно, родилась задолго до нашего появления на свет.

Замечено, что чем больше нам нужно сделать, тем больше мы успеваем за те самые пресловутые 24 часа. Равно как и наоборот: двигаясь в «расслабленном» режиме, нам может не хватать времени на самые элементарные, казалось бы, вещи. У вас нет времени учиться? Да бросьте! Стоит только принять решение, записаться на тот или иной курс, и как по мановению волшебной палочки, откуда ни возьмись, появится то самое время, которого хронически недоставало раньше. Просто вы немного меньше будете сидеть в Интернете, болтать с подружками по «аське», а женскому журналу или любовному роману предпочтете учебник по выбранной специальности или профессиональное издание. Только и всего. Жертвы, согласитесь, не так велики, а результат будет налицо!

Как и за все в нашей жизни, за образование приходится платить. Причем зачастую стоит это удовольствие недешево.
А расставаться со своими кровно заработанными очень непросто! Мы не будем призывать вас наступать на горло собственной песне, а лишь приведем в качестве иллюстрации пример одной своей знакомой. Девушка получила довольно престижное образование, причем на бюджетной основе. Но сфера ее интересов не ограничивалась рамками университетской программы. Будучи человеком неглупым, она много читала, интересовалась новейшими тенденциями и исследованиями в сфере маркетинга.

И очень хотела в будущем попробовать себя в роли маркетолога. Но вот о том, чтобы получить дополнительное образование в этой области, она просто не задумывалась, объясняя свое нежелание так: «Второе высшее у нас, как ни крути, можно получить только на платной основе. А мне претит сама идея выкладывать деньги за образование. Это что же получается: я должна бегать, конспекты писать, экзамены сдавать, да еще и платить за это?!». Когда же она решилась­таки примерить на себя роль маркетолога, то столкнулась с тем, что практически все работодатели при закрытии этой позиции требуют от кандидатов наличия профильного образования. Как результат, девушке все же пришлось смириться и отправиться учиться за деньги.

И, наконец, самое страшное из чудовищ, охраняющих путь к успеху, – наша лень­матушка. Признайтесь сами себе: сколько раз вы в потаенных мечтах видели себя в роли начальника отдела, заместителя директора, владельца собственного бизнеса (нужное подчеркнуть). Но бриллиантовый дым рассеивался, и вы снова оказывались на том самом месте, откуда мечты уносили вас к далеким горизонтам. Сколько ни повторяй, что под лежачий камень вода не течет, все равно многие из нас будут сидеть и ждать, пока кто­нибудь не преподнесет нам все и сразу на блюдечке с голубой каемочкой. А такого не будет, и не надейтесь! И можете сколько угодно иронично улыбаться вслед девочке из отдела продаж, которая после работы мчится на курсы, а не в кино, в обеденный перерыв строчит курсовую, а не перемывает кости сослуживцам за чашечкой чая, а по выходным бегает к репетитору, а не едет за город на пикник. Но когда эта девочка получит повышение и ощутимую прибавку к зарплате, не нужно злобно хмуриться и разводить демагогию о том, что «одним, мол, все, а другим – ничего». Каждый сам расставляет для себя приоритеты.

Важно помнить, что наличие одного, двух и даже десяти разнообразных дипломов – еще не залог успеха. Настоящий специалист всегда старается быть в курсе того, что происходит в его отрасли. Поэтому если вы намерены позиционировать себя как профессионала с большой буквы, совершенно необходимо «держать марку»: следить за изменениями нормативной базы, регулирующей область деятельности вашей компании, читать профессиональную литературу и периодические издания по интересующей вас тематике. Нужно постоянно прорабатывать основные профессиональные темы (делопроизводство, деловой этикет, психологию и др.), а также расширить свои знания по смежным и не очень тематикам.

В особенности нужно развивать переговорные навыки. Вы должны с легкостью ориентироваться в основных нюансах работы вашего предприятия и вашего руководителя. Это позволит держать руку на пульсе и оперативно реагировать на любые происходящие изменения. Да и принципа «повторенье – мать ученья» еще никто не отменял.

«Есть такая девушка»

Итак, способы, которые помогут донести информацию о том, что «есть такая девушка» до всего цивилизованного мира.
Для внешнего пиара отлично подходит ведение своего блога. Вы можете делать это как на сайте вашей компании (при условии, что он существует), так и на любом из сетевых сервисов, специально для этого предназначенных. Тематику стоит выбирать из сферы профессиональных интересов. Например, «Записки секретаря­графоманки» или «Приемная: вести с баррикад». Писать лучше в пропорции 30/30/30. Это означает, что треть ваших постов (записей) будет посвящена профессиональной тематике, треть –
заметки на личные темы и треть – собственно пиар.

Первое время будет трудно заставлять себя писать регулярно. В идеале, заметки должны появляться еженедельно. Постепенно вы научитесь излагать свои мысли на бумаге, а работа по написанию текстов станет для вас сплошным удовольствием. Темы для постов вы будете находить в своей повседневной работе, а также в тех областях знаний, которые будете изучать.

Блог – универсальный инструмент вашего пиара. И чрезвычайно действенный. К тому же он поможет вам познакомиться с коллегами и стать ближе к потенциальным работодателям. Ведь мы больше доверяем тем, кого лучше знаем…

Когда заметок накопится достаточное количество, их можно сверстать в электронную книжку и разместить для свободного скачивания в интернет­библиотеке.

Еще один инструмент – это публикации профессиональных статей в профильных изданиях. Постепенно с ростом опыта и знаний вы сможете писать качественные информационные, а может, и обучающие статьи по вопросам, касающимся вашей сферы деятельности. Вы можете даже вести специальную рубрику. Например, по делопроизводству, тайм­менеджменту для секретарей и пр. В случае удачи вам начнут приходить письма от других изданий с просьбой разрешить напечатать материалы. Соглашаемся с условием, что под вашим именем обязательно будут указывать адрес вашего блога.

Следующий шаг – участие в профессиональных мероприятиях. И, конечно, у вас постоянно при себе должны быть визитные карточки. Этот пункт для вас приравнивается к косметике. Причем лучше выйти из дома без макияжа, чем без визиток! Прекрасно, если о них заботится ваше предприятие. Если же нет, то об этом должны позаботиться вы сами. Карточки следует напечатать на хорошей бумаге достаточной толщины, желательно белого цвета. На ней должны хорошо читаться ваша фамилия и имя, должность. Никогда не стыдитесь вручать вашу визитку собеседнику. Многие до сих пор страдают таким комплексом. Остается удивляться, как они вообще умудряются нарабатывать новые связи.

Следующий нюанс – как раз приобретение навыков установления нужных контактов. Если вы до сих пор думаете, что это нечто, данное нам от рождения, то глубоко заблуждаетесь. Связи можно и нужно заводить регулярно. Существуют даже специальные технологии, которые облегчают эту задачу. О них мы еще обязательно поговорим.

Кстати, не забудьте упомянуть о наличии публикаций, блога или персональной странички в Интернете, участии (и тем более победе) в профессиональных конкурсах в своем резюме – покажите товар лицом! Ведь секретарей много, хороших – несколько меньше, а супер­профессионалов нужно еще поискать.

***
Расширяя таким образом сферу своего влияния, вы становитесь весьма заметной фигурой. И наступит день, когда на вопрос работодателя хэдхантеру по поводу поиска лучшего помощника руководителя последний, ни минуты не раздумывая, назовет именно ваше имя.