Мелочные нравы

Дмитрий Кирпичёв

имидж­эксперт

Что такое бизнес этикет? Можно привести огромное множество витиеватых определений, однако будет гораздо лучше просто указать их суть и квинт эссенцию. Бизнес этикет – это нормы учтивости и уважения человека к своим коллегам и бизнес партнёрам, а так же к самому себе в первую очередь. Почему к самому себе? Просто потому, что любовь к окружающим начинается, прежде всего, с любви и уважения к себе.

Бизнес этикет проявляется в различных областях деловой и даже обычной жизни. А поэтому – знать, как повести себя в той или иной ситуации обязан каждый современный человек. Ведь не секрет, что во многих организациях, а на западе – почти в каждой, любой сотрудник может быть запросто уволен за несоблюдение этих норм. Сразу же стоит указать на пару промахов, но уже из области HR. Во­первых, многие такие специалисты, публикуя вакансии на сайтах, не видят отличий между этикой и этикетом. Это большая ошибка.
Этика – это нравственность и мораль человека.

Этикет – конкретные правила поведения. Во­вторых, на работе принято уделять внимание двум понятиям, которые иногда принимаются за одно и тоже некоторыми людьми – это понятия «бизнес этикет» и «протокол». Они сильно отличаются друг от друга, и это стоит знать.

Протокол – это взаимоотношения между статусами. Он регулирует нормы поведения, скажем, между президентом и обычным менеджером. Ничего более.

Бизнес этикет регулирует всё остальное. Нормы поведения на различных событиях, форму их организации, дресс­код и огромное множество иных вещей.

Ошибки стоит начать указывать с протокола как наименьшей категории.

Итак, ошибки: Несоблюдение субординации. Основное правило протокола гласит – градация уважения, проявляемого сотрудниками друг к другу, строится на чёткой системе приоритетов. В первую очередь идёт статус и должность, затем возраст, и только затем половые различия. Поэтому пожилой, например, простой сотрудник какого­то отдела должен проявлять к юному председателю все нужные почести как к главе компании, и от него не ждать каких­то особых льгот, пусть даже председателю будет всего 20 лет, а этому сотруднику под 50. По этой же схеме строится и отношение к дамам. На работе не действуют те нормы поведения, которые есть в реальной жизни, и к этому нужно привыкнуть. Работа и личная жизнь – разные вещи, как говорится, в чужом доме – свои порядки.

Неправильный способ знакомства. Первым знакомиться и представляться должен низший по рангу, а никак не тот, кто выше.
Плохое приветствие. Если люди уже знакомы, то первым при приветствии протягивает руку тот, кто выше рангом. Дамам протягивают руку только на переговорах и официальных мероприятиях, т.к. на работе женщина в первую очередь профессионал, а лишь потом женщина, поэтому в рукопожатии на переговорах её приравнивают к мужчинам. Вне переговоров принято ограничиваться словами и лёгким кивком головы. Чем выше положение того, с кем здоровается человек, тем дольше кивок и наоборот. Эта система кивков позволяет грамотно приветствовать друг друга и после первой встречи, когда не нужно жать руки, она выражает уровень уважения и субординации сотрудников друг к другу, но она часто отсутствует.

Братания, проявления любви и пр. На работе нет места хождению под ручку, поцелуям или особо активным проявлениям вечной дружбы, всяким кличкам и сокращением имён в стиле «Привет Санёк!». Никто ни в коем случае не запрещает эти великолепные отношения, но делать это нужно вне пределов компании. На работе есть работа, начальник и его подчинённый. Всё. Не нужно смущать и отвлекать от работы других сотрудников. Пообщаться по душам можно на обеденном перерыве в узком кругу, но без проявления лишних страстей по отношению друг к другу.

Подробнее читайте в печатной версии журнала "Секретарское дело"!