Метод грохотания. История не одной офисной драмы

Галина Липатова

Вам 25 лет, устроитесь к нам на работу, а там глядишь – замуж выйдете да в декретный?! Давайте договоримся так – вы не планируете рожать детей в ближайшие два­три года, и мы заключаем с вами трудовой договор?», – почти дословная цитата руководителя компании, в одном из отделов которой я надеялась получить место. Условия работы казались мне очень привлекательными, создание семьи в мои ближайшие планы не входило, и я приняла условия этого ультиматума. И зря. Как выяснилось позднее, в этокомпании все отношения строились на подобном шантаже и противостоянии мнений. Правил  балом сам руководитель.

Стоит отметить с самого начала. В классическом понимании трудовых отношений начальник в любом случае тиран и всегда найдется тот, кто будет недоволен его методами управления. В этом тексте мы будем говорить только об объективных случаях неправоты руководителя.

Иллюзия выбора
Пожалуй, в такой ситуации оказывался каждый из нас. Есть такой тип руководителей, которые считают, что никаких пряников быть не должно – только кнут. Угрозы такого руководителя сыплются как снег в метель и они фактически одинаковы: уволю, накажу, оштрафую, отправлю в командировку на край света... Позитивный момент – в большинстве случаев подобные угрозы остаются нереализованными. Сотрудник, ставший объектом запугивания, выполняет свою работу в нужные сроки и с должным качеством. Но к чему устраивать публичную порку, если результат при любом развитии событий будет положительным? Есть немало примеров, когда систематические угрозы перерастали  в стиль управления отделом, службой, компанией в целом. И дело здесь не столько и не только в неуправляемых и нерадивых сотрудниках, сколько в том, что руководитель уверен: выбранным им метод руководства единственно верный.  Сотрудник должен по первому зову выполнить любой ценой приказ руководителя, а приказы, как известно, не обсуждаются. Иначе – трибунал и публичная казнь.

Несколько примеров.
Евгения привыкла к тому, что  любая ее попытка завязать диалог или обсудить задание оборачиваются скандалом. Руководитель выходит из себя, если попросить его уточнить задание, отодвинуть сроки исполнения, разделить ответственность. «Твое мнение по этому поводу никого не волнует, – начинает он, срываясь на крик. – Разводить дебаты  будешь в другом месте, здесь нужно работать! Не сделаешь в срок – минус 20% зарплаты!».

Татьяна работает специалистом по подбору персонала в торговой компании. Продавцы­консультанты – народ ненадежный и процент текучки кадров высок, количество вакансий по всем позициям  в компании может достигать до 30 одновременно. Работы достаточно и пора бы уже расширить штат отдела кадров. Но руководитель непреклонен: не справляешься – оставайся допоздна или выходи на работу в выходные, иначе – уволю не задумываясь. Аргумент, что в выходные отдыхают все и даже безработные, оказывается неубедительным. Татьяне приходится изощряться всеми способами, чтобы выполнять работу в срок. Иначе – незамедлительное увольнение.

Лариса, проработав полгода, ушла на больничный – врачи настояли. Вернувшись через пару недель к рабочим обязанностям, была вызвана на откровенный разговор с руководителем и услышала мало приятного для себя. Ей напрямую сказали, что бизнес не терпит болезней, что нельзя бросать свою работу на столь длительный срок (хотя во время больничного она  все время была на связи и приезжала в офис, чтобы выполнить срочные дела) и что нужно выбирать: или работа в этой компании, или – больничные. Лариса испытала настоящий шок: до этих пор ее работа не вызывала каких­либо нареканий –  и приняла важное для себя решение – уволиться. 

При наличии выбора сотрудник решится поступить так же, как наша героиня, – уйти, громко хлопнув дверью, доказав, что он – не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет». В кризисное время, когда сокращают целыми отделами, а вакансии замораживают, сделать столь решительный шаг удается не всем. Помимо финансового фактора, держаться за не столь привлекательное место работы человека могут заставить и другие причины. Одна из первых – желание повысить свою стоимость как ценного сотрудника. При репутации компании как сложного места работы, где выдержит не каждый, это на самом деле возможно. У эйчаров есть такая характеристика: раз продержался в этой компании полгода, год­два, теперь он справится с легкостью с любым делом.  При наличии перспектив роста, работник может ждать продвижения, страдая от угроз руководителя и – так бывает не всегда – теряя профессиональные качества. Отдельная категория сотрудников – равнодушные, они продолжат работать потому, что им в принципе безразличен стиль начальствования или же они уже привыкли к нему. А потому угрозы, требования, стучания кулаком по столу и топание ножкой не вызывают должного резонанса. В реальности такие сотрудники, скорее всего, не более управляемы и исполнительны чем те, кто постоянно бунтует. Порой их КПД даже ниже. Бойтесь людей равнодушных, предупреждают мудрецы.

Подробнее читайте в печатной версии журнала "Секретарское дело"!