Этикет

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ

Конечно, мы можем начать говорить про «black tie» и «white tie». И, наверное, многим было бы интересно узнать, как отличить уважаемого человека от не менее уважаемого официанта. Но нужно честно признаться, что в любом книжном магазине вы без труда найдете эту информацию под рубрикой «Деловой этикет».

Мы живем в странное время. Очарование белыми воротничками проходит, границы между офисом и обычной жизнь стираются, деловой костюм все чаще и чаще выглядит неуместно. Или, наверное, даже не очень уверенно. И, как ни странно, но сегодня чем выше статус, тем к большей простоте стремятся и специалисты и руководители. Доставая галстук и белую рубашку исключительно в особых случаях.

Однако склонность к простоте иногда играет злую шутку. И главное, чтобы простота действительно не оказалась хуже воровства. В этой небольшой статье мы поговорим об элементарных вещах.. Об элементарно неприличных вещах, которые, стали нашей ежедневной реальностью. Здесь нет морализаторства. Просто вам никто кроме нас этого не скажет.

Н. Жадько, М. Чуркина

Итак.
Настоящая гуманитарная катастрофа происходит в местах общественного питания, или, можно сказать, в полуофициальной обстановке. Мы уже почти научились есть ножом и вилкой, но это оказалось недостаточно. Есть еще пару вещей, о которых стоит упомянуть.

Пункт первый. Хотим мы или не хотим, пора сказать об этом вслух. Абсолютно неприлично «дрючить» официантов, чтобы вы про них ни думали. Мы не из профсоюза официантов. Просто каждый раз, когда вы «включаете менеджера» в сторону работников HoReCa, становится очевидным, что это единственное место применения ваших управленческих знаний и навыков. И ничего, что всем в зоне досягаемости хочется залезть под стол. Вы покажете, наконец, кто здесь главный, и КАК должны с вами обращаться.Показали? Очень хорошо, только вот желание иметь с вами дело полностью пропало. Оказалось слишком круто для нашего цирка. Поэтому! Столик в кафе не место для организационных упражнений. Найдите себе задачи поинтереснее.

Пункт второй. Однажды знакомый повар, парень, харизматичный во всех отношениях, проходил кастинг в телепередачу про еду. Помимо харизмы, он обладал великолепными вокальными данными, очаровательной улыбкой и бешеной работоспособностью. Подробности встречи до нас не дошли, но вот самое главное поймать удалось. По результатам проб, киношниками была сказана только одна фраза: «Паузы надо заполнять». Поэтому возьмем урок и здесь.

Войдите в любое кафе. Посмотрите вокруг, и вы увидите, что по большей части во время поедания супов и котлет люди молчат. Самые отчаянные хватаются за мобильные телефоны и начинают судорожно о чем-то договариваться.

Знакомая ситуация? Так вот – учитесь паузы заполнять. Это не просто. Но, пожалуйста, не путайте места, где вам необходимо задавить собеседника молчанием и нормальный светский разговор. О чем говорить? Самые простые темы: кино, путешествия, телепередачи, особенности кухни разных стран. О чем говорить нежелательно: обсуждать, в какое ужасное место вы попали (если вам не нравится, встаньте и выйдите). Обсуждать с незнакомыми людьми деньги и личные достижения.

Давать оценочные комментарии относительно любых проявлений собеседника, из последних наблюдений: «не могу понять, как ты можешь это есть!». И это не исключение – это норма для любого эффективного руководителя. Более того, по таким простым вещам можно сразу определить, умеет человек зарабатывать деньги или нет. Человек, который знает, откуда берутся деньги, умеет себя вести. Жизнь научила. Пункт третий. Перестаньте фетишизировать мобильные телефоны. Здесь два сюжета. Первый – демонстрация стоимости мобильника, как личного достижения. Второй – демонстрация собственной востребованности. Относительно стоимости, нас в свое время очень отрезвила, уже забылось какая, американская книжка по маркетингу, где черным по белому говорилось, что реклама дорогих спиртных напитков и крупных золотых украшений направлена на наименее обеспеченные слои населения, для того чтобы они, наконец почувствовали себя людьми…

Относительно востребованности отдельный разговор. Речь не идет о том, когда вам действительно нужно поговорить. Но чаще бывает так, что, несмотря на объективное наличие собеседника, вы поднимаете указательный палец вверх, всем своим видом давая понять, что «НУ ТАКИЕ СРОЧНЫЕ ДЕЛА» и промедление смерти подобно.

Дела обычно касаются двух тем. Первая – семья и личная жизнь. Вы демонстрируете (заметьте: себе и собеседнику) истинные ценности. Что у вас все хорошо, что где-то ждут, надеются, верят. И вы еще о-го-го!! А также, что любой серьезный разговор может закончиться, как это называется «ах, у меня молоко убежало». Более того, из нашего опыта проведения тренингов со взрослыми людьми можно сделать однозначный вывод. В профессиональной жизни люди хватаются за семью там, где чувствуют, что не справляются. Вот так. Поэтому если вы видите такую ситуацию – делайте выводы. Если вы главный герой – останавливайтесь. И опять ничего личного, только бизнес.

Второй сюжет – демонстрация профессиональной крутизны. Что называется «понты дороже денег». Вы громко говорите в телефон, что только что состоялись успешные переговоры с «МЕГА-банком», а две минуты назад звонил САМ Христофор Колумбович, а вашего звонка ждут не дождутся в … ну, сами понимаете.. об этом не говорят. Мы и вы много раз это видели. Хочется смеяться – раз, и не очень верится в серьезность этого балагана – два. Поскольку и мы и вы прекрасно понимаем, что все серьезные дела, ну.. вы понимаете.. Делаются тихо.

Поэтому следите внимательно за своими отношениями с мобильным телефоном. Он действительно многое может о вас рассказать. Как о руководителе. Пункт четвертый. Специфический. Наверное, тем, кто уже стал эффективным руководителем, будет не интересно. И этот вопрос решен, но вот тем, кто еще только собирается – пригодится.

Так вот. Руководитель – это всегда человек без плеера. Этот тренд привлекает к себе все больше и больше поклонников. Из разговора с активистами плеерного движения вы узнаете, что благодаря наушникам можно: «не видеть окружающую действительность», «абстрагироваться от обстановки», «отгородиться от людей», «не слышать чужих разговоров», «погрузиться в свой внутренний мир», «просто послушать музыку» и пр. и пр. и пр.

Прочитайте еще раз внимательно все перечисленные пункты. Пожалуй, во всех случаях кроме, наверное, «послушать музыку» эффективный руководитель должен делать строго наоборот. А музыку слушать дома или в компании приятных людей в редкие минуты отдыха. Потому как, если вы закрываетесь от мира, мир непременно закроется от вас, и какие уж тут продажи??

Есть еще много интересных вещей про то, как не пить, не курить, мыть голову и следить за собой. В разных местах, мы так или иначе их касались. Но вот эти четыре нам видятся очень важными, а главное исключительно популярными и при этом очень сильно сдерживающие управленческую эффективность руководителя, особенно, его «коммуникативную компетентность».

А для тех, кто хочет еще больше узнать о себе, посмотрите новую «Иронию судьбы». Фильм получил самые разгромные рецензии, которые только можно представить. Было непонятно почему, и пришлось посмотреть самостоятельно. Феерия. Все ожидали «про любовь», а оказалась даже не ирония, а жесточайшая сатира по отношению к современному среднему классу. Тимур Бекмамбетов увидел, средний класс узнал себя и взвыл. Поэтому чуть больше иронии к себе и интереса к окружающим.

И будет вам счастье.