Гармония


Любовь для великих – это некая болезнь, которая одних делала лучше, других толкала на поступки, далеко не с «человеческим лицом»
Любовь определяла их судьбы, ломала характеры, переворачивала жизни… – так, написано в предисловии к книге Анны Сардарян «Сто великих историй любви». Дела сердечные – разных эпох, в исполнении разных героев – людей, оставивших  память о себе в веках… Как любили великие? Какие женщины их окружали?  И почему именно они…  – вопросы к гостье журнала   сегодня.

Анна Сардарян

Анна, перед вашим взором чередой прошли человеческие судьбы в обрамлении разных исторических эпох и событий.  Великие любят иначе? Переживают иначе?

Работая над книгой, я заметила, что любовь для великих – это некая болезнь, которая одних делала лучше, других толкала на поступки, далеко не с «человеческим лицом». Теперь, когда после первого издания книги прошло уже шесть лет (первый раз книга издавалась в 2004 году), я стала понимать, что чувство для этих людей было слишком обостренным, на грани настоящей болезни, безумия. Думаю, так переживать могут только люди неординарные. Те, кто и в обычной жизни поступает не «по шаблону», а так, как велит сердце… Наверное, немного сумасшествия есть у всех творческих, неспокойных, ищущих, думающих людей… Уверена, что для таких любовь никогда не будет простым, обыденным чувством.

И на какой шаг они пойдут, настигни их чувство любви, – никому не известно. 

Чем продиктован ваш интерес, как автора, именно к этой идее?

В 1999­2000 году я работала в одном известном издательстве в качестве редактора и часто общалась с писателями. Там я познакомилась с очень интересным человеком – писателем и историком – Виктором Николаевичем Ереминым, с которым у нас уже много лет спустя завязалась очень крепкая дружба. Он, видя мое увлечение прозой, привел меня в издательство «Вече», где в то время сам работал. Там проводился кастинг авторов для книги, тему которой была уже придумана – «100 великих историй любви».

Я написала пробный текст, а через месяц меня взяли в качестве автора этой книги. Мы вместе с редактором собирали список ста историй, и когда план был готов, я начала писать.

Любовь – светлое чувство для влюбленных, но есть и обратная сторона – это те, кого разлюбили, покинули. Любовь и предательство.

Можно ли ради счастья одного предать другого?

Когда книга была уже издана, и я стала ее перечитывать сама «свежим взглядом», то с ужасом осознала, как некрасива порой бывает любовь в своих проявлениях. Мы хотели показать любовь великих людей – писателей, поэтов, художников, императоров... Которые меняли ход истории, создавали прекрасные шедевры литературы и искусства, были по­настоящему великими… Мы не думали, что в этой книге будет так много предательства… Для меня каждое такое предательство героя становилось разочарованием в нем. Поступки героев вызывали возмущение и протест… Горацио Нельсон, Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Булгаков… Можно ли ради счастья одного предать другого? Этот вопрос, на который я не знаю точного ответа. И можем ли мы судить великих? Уверена, что не имеем такого права.

Через пол года после выхода в свет, в издательство «Вече» на мои имя пришло письмо от 14­летней девочки. Это был жест отчаяния и разочарования в  любви… Я очень долго переживала из­за этого письма…  Но потом, еще раз перечитав книгу, поняла, что и красивой любви в ней тоже немало. Жертвенной любви, любви­поклонения, любви­терпения, материнской любви…

Можете привести примеры?

Полный текст читайте в печатной версии журнала или через 3 месяца на сайте