Мой принцип: «не мешайте людям работать»

«Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя»
Альберт Эйнштейн

В очень многих российских компаниях довольно высокого уровня можно наблюдать следующую картину: несколько человек ждут аудиенции руководителя в приёмной. Они пьют кофе, нервно поглядывают на часы, обрывисто говорят по телефону. Они не знают, когда точно их примут, и насколько затянется встреча. Они начинают нервничать – так как все расписание на день также сдвигается. Но поделать они ничего не могут.

Владимир Козлов, бизнес­тренер, консультант по кадровой безопасности по технологии «Фенотипология», владелец нескольких тренинговых центров, к.ю.н.

Своего рода хороший тон. Заставлять себя ждать. Все к этому привыкли, руководитель высокого ранга – человек занятой и курирует множество проектов. Тем больше было моё удивление, когда некоторое время назад мне нужно было попасть на приём к одному из вице­президентов крупного банка (он просил не упоминать его имя) – и я попал на него вовремя.

Это было потрясающе, как четко отрепетированный танец. Раз: за пять минут до встречи мне приносят кофе, Два: за три минуты до встречи мне говорят о том, что через три минуты мне можно будет пройти, Три: без одной минуты я вхожу и вижу улыбающееся лицо человека, который все это организовал. Никакого ожидания, никаких нервных людей с мобильниками. Никаких дерганных помощниц.

После того как вопросы были решены, я спросил у него, случайность ли это и если нет, как ему удается поддерживать такой уровень порядка и организованности? И тогда он сказал ключевой принцип, который относится и к внутренней организации работы и ко всем его проектам. Он врезался мне в память своей оригинальностью и лаконичностью: «Не мешать людям работать».

Почему этот принцип не работает у большинства компаний, которые привыкли к жесткой системе мотивации персонала и постоянному контролю своих работников (а таких организаций большинство)? Я бы назвал это «избыточным потенциалом» – значительная часть времени каждого работника тратится на процедурные и административные вопросы, которые напрямую не относятся к его компетенции и квалификации. Соответственно, чистая продуктивность падает, «опытные львы» начинают пользоваться знанием системы в свою пользу, а «молодые тигры», пришедшие в компанию, мимикрируют под такой стиль работы, и перестают быть тиграми.

Вот почему принцип «не мешайте людям работать» не будет действовать в большинстве компаний, а «избыточный потенциал» будет сохраняться (и, конечно же, это ответ на вопрос чему учить современный бизнес, который хочет учиться):

  1. Чтобы не мешать людям работать, работать должны правильные люди
  2. Чтобы не мешать людям работать, люди должны правильно коммуницировать
  3. Чтобы не мешать людям работать, люди должны чувствовать личную сопричасность к чему­то великому и знать свою индивидуальную личностную задачу

Сегодня остановимся на первом аспекте проблемы – «правильные люди». Один опытный хедхантер недавно признался мне, что уже настолько давно занимается подбором топ­менеджмента, что ориентируется исключительно на свой опыт. Это характерно для большинства руководителей. Они считают что умеют «видеть» людей – интуитивно, по лицу, по резюме и по поведению на собеседовании. Но все мы знаем, что восхождение к вершинам мастерства в любой области идёт по парадигме: «неосознанное незнание – осознанное незнание – осознанное знание – неосознанное знание – и снова неосознанное незнание». Для того, чтобы добиться мастерства в чем либо – в том числе в понимании – кто именно из кандидатов «правильный» – нужно превзойти самого себя.

К моменту приема человека на работу, для того, чтобы сотрудничество с ним было оптимальным и без «избыточных потенциалов» нужно ответить себе, как минимум на следующие вопросы, относящиеся к личности человека, а не только к его деловым качествам:

  • Имеются ли внутренняя постоянная мотивация, которая будет определять поведение человека делах? Где она будет проявляться, в каких ситуациях?
  • Опасен или нет в стрессе? Будет нападать, обороняться или вообще не способен ни на то, ни на другое?
  • Степень инициативности: насколько легок или тяжел на подъем, насколько стрессоустойчив, как воспринимает перемены и что­либо новое? Будет инициативно «бегать» по поводу и без повода или стремиться к «сидячему положению»?
  • Консерватор перед Вами или нет? Будет смело идти вперед или осторожничать, в каких ситуациях?

Легко ли раскачиваемый или трудно разгоняемый?

  • Насколько развиты способности пристраиваться к деньгам (коммерческие наклонности) и к «халяве»? Главный стимул – зарплата, или что­то другое?
  • Насколько проницательный и подозрительный?
  • Какова нервная система (сильная или слабая)?
  • Имеет ли склонность к экстриму и к «героическим» поступкам?

Полный текст читайте в печатной версии журнала или через 3 месяца на сайте