Интервью Натальи Пичугиной с Борисом Шахтом, генеральным директором компании Orgspace

Сколько фирм, столько и разнообразных офисов. Но одна фирма работает более эффективно, другая менее. Насколько зависит эффективность от организации офиса?

Если под эффективностью понимать количество и качество результата в соотношении с теми издержками, которые компания несет при его получении, то, безусловно, устройство офиса сильно влияет на эффективность бизнеса.

Есть компании, у которых весь бизнес сконцентрирован в офисе. Это фирмы, которые оказывают услуги: аудиторы, программисты, консультанты. Для них офис это «производство», которое самым кардинальным образом влияет на эффективность их бизнеса. А для других компаний офис это место, где лишь принимаются ключевые решения по управлению бизнесом, а сам он может быть где-то распределен. От того, как устроен офис, часто зависит качество тех решений, которые принимаются.

Какие типичные ошибки допускаются в проектировании офиса?

— Наиболее частые связаны с зонированием. Представим большой, многоэтажный офис, в котором расположение отделов и зон организовано неоптимальным образом. Сотрудникам приходится тратить много времени и сил только на то, чтобы добраться из одной точки офиса в другую. Например, вы часто пользуетесь определенными документами, которые хранятся в архивных шкафах на другом этаже. Очевидно, что вам не пришлось бы большую часть рабочего времени тратить на ненужные путешествия по офису, если бы документы хранились рядом с вашим рабочим местом.

1. Рабочее место прямо в архивной зоне: выдвижная полка позволяет работать с документами, не отходя от шкафа и не тратя время на путешествия по офису

    
Второй пример касается эргономики. Если рабочее место и кресло не эргономично, то человек принимает в процессе работы неправильную позу: мышцы напряжены, позвоночник искривлен, сосуды пережаты. Это приводит к тому, что он быстро устает. А что такое уставший работник? Вы можете работать, когда вы устали? Вы встаете, ищете способ отдохнуть, пойти с кем-то пообщаться, то есть отвлечь кого-то, кто занят важной работой. Таким образом, чем хуже эргономика рабочего места, тем больше объем времени, который сотрудник тратит на отдых в процессе рабочего дня.
Как только появляется усталость, резко возрастает вероятность появления ошибок. Представьте компанию, которая занимается перевозками. Машину вместо Новокузнецка отправляют в Новопетровск. Какова стоимость такой ошибки? А чем грозит преждевременное утомление руководителя, первого лица компании? Это раздражительность, это не вовремя принятые или неправильные решения. Не всегда люди осознают причины и источники этих проявлений.

2. Перегородки защищают сотрудников от визуальных помех, создавая условия для сконцентрированной работы

    
Третий типичный пример: отсутствие на рабочих местах перегородок. Скажем, вам нужно решить срочную и важную задачу, а вокруг вас еще 10 человек. И у них другая работа, например, общение с посетителями. Если рабочее место не защищено перегородками, то шум и визуальные помехи не дадут вам сконцентрироваться, зато вызовут утомление и спровоцируют появление ошибок.

 

Насколько распространены подобные ошибки?
Подобные ошибки есть практически во всех тех офисах, которые были созданы без учета эргономики. Кто обычно проектирует офисы? Если заказчик считает, что это должны делать профессионалы, то есть готов заплатить за это деньги, он обращается к архитекторам и дизайнерам. Но архитектор специализируется на строительстве зданий, а для дизайнера важнее всего эстетика интерьеров, эргономикой они не занимаются.

Но многие владельцы офисов не готовы платить за проектирование. В этом случае обращаются в мебельные компании и поручают им сделать планировочное решение или расстановку мебели. В чем интерес мебельной компании? Архитектор и дизайнер хотят сделать красивый офис, красивый, но не обязательно эффективный и удобный. А мебельная компания хочет продать как можно больше мебели, и желательно подороже.

Полный текст читайте в печатной версии журнала или через 3 месяца на сайте