Как доложить шефу о проблемах? И остаться в живых

Вся наша жизнь – цепь,
а мелочи в ней звенья.
Нельзя звену не придавать значенья.
Филиас Фок

Казнить» гонца, который принес плохую новость, ничего себе вариант для особо экзальтированных руководителей, чей взгляд дальше собственного носа и собственных эмоций не простирается. А вот «зрить в корень» и искать решение – поведение совсем иного порядка. Итак, вы, с пренеприятнейшим известием на пороге кабинета шефа. Уняли дрожь, сделали глубокий вдох и... вошли...

— Авторитарный начальник, как и любитель инноваций, скорее всего, «закипит», если к нему прийти с вопросом, который решается уровнем ниже, – говорит Илья Шабшин, психолог­консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке.

— Поэтому личностные особенности руководства нужно знать и учитывать. К тому же функционал каждой позиции в компании обычно четко прописан, поэтому определить, требуется ли в данной конкретной ситуации вмешательство именно первого лица, как правило, не трудно. В особых случаях можно без стеснения проконсультироваться с помощником руководителя: вы же дейст­
вуете в интересах дела.

Важным фактором для принятия решения могут быть индивидуальные предпочтения шефа, и их нужно знать. Например, осторожный начальник спокойно отнесется к «лишнему» вопросу, поскольку ему спокойнее быть в курсе всех дел, чем рисковать и упустить какую­то проблему. Легко воспримет вопрос «не по чину» и демократичный руководитель. Оптимальный способ сообщения шефу о проблеме зависит как минимум от двух факторов. Первый – это принятые в компании формы коммуникации. Если в должностной инструкции прописано, например, что все вопросы первому лицу задаются по электронной почте и никак иначе, то думать и выбирать уже нечего. Второй фактор – важность и срочность проблемы. Если на­ двигается катастрофа, то ради ее предотвращения стоит нарушить стандартные инструкции. Лучше всего заранее внести ясность в такие неоднозначные ситуации и проговорить с руководителем алгоритмы действий: в каких случаях ему можно звонить на мобильный и т. д.

— О проблемах, которые  возникают в работе, директору необходимо докладывать незамедлительно, – убеждена Анна Артамонова, помощник генерального директора сети предприятий общественного питания «Владимиров и Ко» (г. Красноярск).

— Очень важно рассказать о плохих новостях или неприятностях сразу же – это поможет оперативно принять меры и предотвратить развитие этих самых проблем. Вмешательство первого лица может быть необходимо при решении крупных проблем. Мелкие организационные вопросы лучше решать на уровне исполнителей. И личная встреча – самый эффективный способ получить нужное решение. Если она невозможна, тогда лучшим выходом будет телефонный звонок.

Если ты виноват в возникшей проблеме – трусить недостойно

— По моему глубокому убеждению, истинная проблема – это только те острые вопросы, решения которых находится в исключительной компетенции шефа и поэтому требуют срочной связи с ним, – говорит Ольга Бекунова, директор департамента персонала компании «Брок­Инвест­Сервис». — Их можно озвучивать по телефону.

Во всех остальных случаях об истинных проблемах, т. е. в разрешении которых шеф должен участвовать или про них знать, стоит сообщать только лично.

Этого требует и уважение к шефу, и к той проблеме, которая достойна его вмешательства и внимания, и то, что при телефонном разговоре могут потеряться и важные оперативные детали, и масса других составляющих собственно эффективного общения. Интонации будут минимизированы, мимика, жесты выведены «за кадр», и тогда, не дай бог, помимо собственно проблемы, дополнительно возникнет проблема непонимания. И еще осложнит ситуацию в целом. Вышеизложенное, повторюсь, касается истинных проблем.

А вот для всех остальных он, собственно, нанимает нас, делегируя полномочия и ответственность. И поэтому­то это и не может считаться проблемой – это просто линейная деятельность со всеми своими сложно или легко решаемыми задачами. Что­то из этого можно потом в оперативном докладе рассказать уже как о законченном и разрешенном эпизоде, но отразившем, к примеру, некую тенденцию, и поэтому заслуживающую упоминания на публике.

Если же вернуться к истинным, заслуживающим внимания шефа проблемам, то, конечно, где­то легче отстраниться и представить все письменно, при этом можно четче сформулировать детали, разложить по полочкам причинно­следственную связь и убрать лишнюю эмоциональность непосредственного общения, но, на мой взгляд, делать этого не стоит. Во­первых, писать целый доклад очень долго – что, нет других занятий? А во­вторых, если ты, к примеру, виноват в возникшей проблеме, трусить недостойно, а если нет – то чего бояться человеку с чистой совестью?

Полезно и нужно накидать некие опорные тезисы к устному отчету и разговору, т. е. некую карту проблемы, и для себя, и для шефа, но не более того.

Чего не стоит делать?

  1. Врываться в кабинет руководителя в 9:00.
  2. Звонить на мобильный телефон со словами: «У меня очень, крайне важный вопрос…»
  3. Перебивать уже ведущийся разговор, маячить во время него перед глазами руководителя.
  4. Загружать его своими проблемами об отделе, что Мария Петровна сегодня опоздала на работу или Виктор Андреевич опять не передал своевременно на оплату счёт.
  5. Говорить «под руку».
  6. Делать трагичное лицо и впадать в панику.    

Что стоит делать?

  1. Помощник руководителя должен информировать шефа обо всем случившемся в офисе.
  2. Плохие новости нужно сообщать, не откладывая «на завтра», как бы этого не хотелось.
  3. Не  упускать шанс первой рассказать боссу что­то хорошее, положительное  (только проверьте достоверность информации).
  4. Прежде чем «идти на ковер» с докладом, подготовьтесь: соберитесь с мыслями; продумайте формулировку; старайтесь говорить без эмоций.
  5. Выслушав мнение руководителя, не стесняйтесь уточнить, правильно ли вы поняли, как именно следует поступить.
Полный текст читайте в печатной версии журнала или через 3 месяца на сайте