Дресс-код

Константин Балакин

Дресс­код (англ. Dress code – кодекс одежды) – свод правил и стандартов, регламентирующих определенные требования к внешнему виду человека на том или ином мероприятии. Проще говоря – это соответствие облика и обстановки.

Во всем мире существуют стандарты делового этикета, согласно которым внешний вид человека должен быть под стать его положению и окружению. Эти нормы, как и многие другие в деловых традициях, зародились в Англии и постепенно были приняты другими странами. В России понятие дресс­кода появилось сравнительно недавно, но уже стало неотъемлемой частью отечественного делового мира. 

Конечно, строгость и важность дресс­кода зависит от уровня компании и кругов, в которых вращаются ее представители. А также от величины должности – чем выше статус человека, тем больше требований предъявляется к его внешнему виду. Понятно, что в небольших компаниях если и есть дресс­код, то он достаточно либеральный и некоторые вольности в нем допустимы, если нет внешних переговоров с клиентами. Представители топ­менеджмента крупных компаний этого позволить себе не могут. Каким бы оригинальным, креативным, стильным и модным человек ни был, но он в первую очередь – лицо своей компании, и волей­неволей ему нужно соответствовать этой роли, находясь в определенных рамках делового этикета и корпоративных правил.

Все­таки за многие годы в обществе мало что изменилось, и поговорка, гласящая, что  встречают по одежке, а по уму только провожают актуальна и сегодня. Особенно в бизнесе – если вы не будете соответствовать времени и месту, то возможность проявить ум вам уже могут попросту не дать. Да и не стоит забывать простую истину – первое впечатление о человеке самое сильное, и формируется оно в первые несколько секунд.

Какие существуют правила ношения деловой одежды? Рассмотрим гардероб делового мужчины.

Пиджак должен быть из натуральных тканей – шерсть, хлопок, плотный шелк. То же самое и брюки – классического покроя, из натуральных тканей. Основные цвета делового гардероба – серый, синий. Черный цвет неуместен, т. к. является цветом обслуживающего персонала (официантов, метрдотелей, охраны и пр.) и зачастую воспринимается как показатель дурного вкуса.

Классический костюм – наиболее традиционен, но в случаях, когда указано в приглашении White Tie – «белый галстук», например, прием в посольстве, придворный бал, надевают фрак. Чаще фрака, но реже пиджака используют смокинг – на приемах, балах, презентациях, также в тех случаях, когда в приглашении указана такая форма одежды, как Black Tie – «черный галстук».

Рубашки предпочтительны светлые, на высшем же уровне – исключительно белые. Причем воротник должен быть только отложным. Рукав и ворот рубашки должен на полтора­два сантиметра выступать из пиджака – это не только красиво, но и практично – не так быстро изнашивается пиджак. Рубашки с коротким рукавом недопустимы. ,

Такую деталь, как галстук, многие склонны недооценивать, а между тем это важный элемент гардероба, бросающийся в глаза. Цвет допустим чуть ярче цвета пиджака, можно с мелким рисунком. Ткань галстука – шелк. По длине галстук должен достигать середины пряжки. Узел зависит от ширины воротника, расцветки, а также от черт лица и размера.

Обувь приемлема только из натуральной кожи, черного или темно­коричневого цвета. Подошва – не слишком толстая. Шнурки предпочтительней заклепок.

Ремень должен гармонировать по цвету с обувью и являться самой темной частью гардероба. Ремень – обязательный элемент, если на брюках есть шлевки.

Носки должны сочетаться с туфлями и брюками, не иметь складок и быть такой длины, чтоб голень не было видно, какую бы позу человек ни принял.

Хороший тон для мужчины – носить в нагрудном кармане пиджака чуть выглядывающий платок, белого или светлого цвета. Правда, платок считается вечерним аксессуаром, поэтому не на всех мероприятиях он уместен.

Верхняя одежда регламентируется не столь строго, но все же топ­менеджеру лучше отказаться от куртки в пользу пальто или плаща, преимущественно темных цветов.

Женский деловой дресс­код учитывает два момента – женщина в первую очередь должна восприниматься как деловой партнер, но при этом строгий выдержанный стиль не должен скрывать ее женское начало.

Чувство меры хорошо во всем, в том числе и в одежде. Одежда деловой женщины не должна быть объемной, но и слишком обтягивающей фигуру тоже. Ярких цветов лучше избегать, отдав предпочтение расцветкам неярких, открытых цветов, таких как белого, желтого или красного.

Платье считается допустимым, но все же оно больше подходит для повседневной офисной работы. Предпочтителен для женщин деловой костюм классического покроя, приглушенных цветов (серый, синий, бежевый). Если же это блузка, то она ни в коем случае не может быть прозрачной; рукава – до локтя или запястья. Если это официальная обстановка, то цвет – только белый, а на светских или неформальных встречах позволительны вариации с цветами.

Брюки могут входить в гардероб бизнес­леди, но все же юбка предпочтительней. Длина – уровень колен. Обязательный элемент – колготки, чулки преимущественно телесного цвета.

Обувь – с закрытым носом, закрепленной пяткой и каблуком средней величины. Материал и цвета, как и у мужчин, – натуральная кожа, черная и темно­коричневая.

Белье носится по принципу «оно есть, но его не видно», ничто не должно просвечивать и выглядывать.

Аксессуары – детали гардероба, где можно проявить свою уникальность и индивидуальный вкус, статус и служебный ранг. Дорогие украшения не всегда уместны, и надевать их рекомендуется лишь на вечерних мероприятиях. Мужские аксессуары, обручальные кольца, часы, запонки, должны быть подобраны со вкусом и в соответствии с костюмом – такие мелочи способны испортить все впечатление.

Женщинам также не нужно чрезмерно увлекаться украшениями, и вовсе не обязательно на каждом мероприятии демонстрировать все свои сокровища. Да и в повседневной жизни носить много украшений неприлично. Тем не менее, стоит дополнить образ неброскими и невызывающими украшениями хорошего качества.

Конечно, здесь описаны самые общие требования к внешнему виду в международной деловой практике. На самом деле вариантов имеется великое множество, они зависят от самых разных факторов – начиная от уровня бизнеса, статуса, положения, должности, а также индивидуальных особенностей, таких как телосложение человека, его цветотип и пр. Как правило, словесные обозначения форм одежды встречаются в пригласительных открытках на мероприятия, которые предусматривают определенную форму одежды.

Вот лишь некоторые из них: 

Business Best – самый строгий деловой костюм;
Business Traditional – традиционный деловой костюм;
Undress – повседневный стиль;
Casual – свободный стиль;
Black Tie – «черный галстук»;
White Tie – «белый галстук»;
Cocktail Affire – «коктейль»;
A5 (After Five) – «после пяти», вечерний стиль.

Во многих компаниях положения о дресс­коде прописаны в стандартах и руководствах для сотрудников, и их нарушение влечет за собой определенные санкции – вплоть до увольнения. Большинство офисов с понедельника по четверг работает в стиле Business Traditional, в пятницу – в стиле Undress или даже Casual.

Но дресс­код предполагает  не только грамотно подобранный гардероб, но еще и ухоженный внешний вид. Мужчина должен быть аккуратно пострижен, причесан и гладко выбрит; женщина, помимо всего прочего, должна уложить волосы, чтоб они не были распущены, и нанести на лицо хотя бы минимум косметики.

К женскому маникюру предъявляются такие требования – длина ногтей не более пяти миллиметров, лак неяркий, пастельных тонов. И очень важно помнить о запахах – обилие парфюма может также оттолкнуть собеседника, как и запах пота. Помимо приличного внешнего вида необходимо обладать хорошими манерами и знать многочисленные нюансы, незнание или игнорирование которых может выйти вам боком.

Например, на переговорах и встречах мужчина не может позволить себе снять пиджак. Это может сделать лишь начальник в присутствии подчиненных или сотрудник в кругу равных себе коллег. Садясь, пиджак нужно расстегивать, вставая – не забыть застегнуть. Каждый карман костюма предназначен для определенных вещей: внутренний карман пиджака – для блокнота и ручки, боковые карманы пиджака – для телефона, портмоне и визитницы, а вот в задний карман брюк никогда ничего не нужно класть.
Дамам также не стоит расстегивать пиджак во время ответственного мероприятия. И одним из ключевых моментов является правило, согласно которому неприлично появляться два дня подряд в одной и той же одежде. Конечно, мало кому нравится, когда его загоняют в строгие рамки. Но если вы  хотите участвовать в игре, придуманной до вас, – принимайте ее правила.