Приемы в деловом этикете

Константин Балакин

Прием – мероприятие приглашенных лиц в честь какого­либо события; отличается атмосферой, позволяющей обсудить вопросы и просто пообщаться в менее формальной обстановке. В зависимости от повода приемы бывают официальные (в этом случае участники – официальные должностные лица), неофициальные и дипломатические, также они разделяются на дневные и вечерние, на светские и деловые. Кроме того, они делятся на приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Поводы для проведения приемов многочисленны – завершение переговоров, окончание проекта, презентация, вступление в должность нового руководителя, уход на пенсию прежнего, прибытие или отбытие делегации, открытие или закрытие конференции, юбилейная дата, национальный праздник, семейное или корпоративное торжество и многое другое.

Цели приемов различны – это и празднование какого­либо события, и установление контактов между партнерами, и знакомство с коллегами, и т. д.

Рассмотрим некоторые виды приемов.

«Бокал шампанского». Назначается обычно на 12 часов и идет около часа.  Подаются шампанское, соки.

Форма одежды – повседневный костюм или платье. Проводится исключительно стоя.

Завтрак. Проводится с 12 до 15 часов, чаще всего начинается с 12 до 13 часов, продолжительность – час­полтора. Подается одно­два холодных блюда, по одному горячему рыбному, мясному и десерт. В качестве аперитива – сухое вино, во время завтрака – минеральная вода, сок, после завтрака обычно переходят в другой зал, где пьют кофе или чай. В особо торжественных случаях на завтрак приходят в смокинге, но чаще всего – в повседневном костюме.

Чай (кофе).  «Женский» прием, например, жена посла приглашает жен других послов. Однако иногда приглашают и мужчин. Проходит между 16 и 18 часами, длится 1­1,5 часа. На стол подают булочки, фрукты, десертные и сухие вина, соки, воду, редко – бутерброды. Гости приходят в повседневных костюмах и платьях.

Разновидностью «чая» является «журфикс» (фр. Jour­fixe – фиксированный день). Устраивается, как правило, супругой члена правительства и проходит каждую неделю (или реже) в строго определенное время в течение осенне­зимнего сезона. Нередко проходит в виде литературных или музыкальных вечеров.

«А­ля фуршет». Предназначен для презентаций, торжественных дат, знакомства партнеров. Назначается на 17 часов, длится не более двух часов.

Накрывается большой стол, на котором в определенной последовательности стоит посуда с приборами, бутылки с различными спиртными напитками и еда – нарезки, салаты, овощи.

Наиболее почетный вид приема – обед. Проходит он позднее, чем привычный в повседневной жизни обед, – начинается в промежутке между 17 и 19 часами, а в дипломатической практике и вовсе между 20 и 21 часами. Продолжается обед два­три часа.

Обед несколько сложнее по организации и проведению, нежели другие приемы. На протяжении всего мероприятия имеется множество мелочей, которые необходимо соблюсти в соответствии с этикетом.

К примеру, обслуживаться обеды должны только мужским персоналом. По правилам хорошего тона прибыть на обед раньше назначенного времени нельзя. Гостей у входа обязательно встречают устроители приема, при этом первой встречает  хозяйка. И пока она стоит, гости из числа мужчин не должны садиться.

Говоря о принятых на приемах правилах, надо заметить, что важным элементом являются приглашения. На официальные мероприятия рассылаются письменные приглашения на специальных открытках (их варианты различны). Гостей оповещают не позднее чем за две недели до мероприятия (в отдельных случаях – за три­четыре недели); в ответ принято получать письмо с подтверждением и благодарностью. В открытке, помимо даты, времени и адреса, принято указывать форму одежды. Несоответствие дресс­коду расценивается как невежество или неуважение.

При организации протокольных или деловых мероприятий следует учитывать национальные и культурные особенности гостей. У каждой национальности свои предпочтения, и то, что у одних в порядке вещей, для других неприемлемо. В основном это касается меню.

Константин Александрович Ерофеев, руководитель службы питания гостиничного комплекса «ПРЕЗИДЕНТ­ОТЕЛЬ» Управления делами Президента РФ, за свою многолетнюю практику сделал ряд наблюдений относительно национальных и конфессиональных особенностей.

Например, русские много едят и пьют, европейцы же – наоборот. Китайцы заказывают обеды на раннее время, иногда даже на 11 часов, ужин у них тоже ранний – 16­17 часов. Они очень любят первые блюда и даже на завтрак заказывают супы. Евреи следят за кошерностью пищи, не приемлют свинину, морепродукты, черную икру, белую рыбу, любую рыбу без хребта и чешуи. Мусульманам также нельзя подавать свинину, морепродукты и некоторые виды рыбы, из напитков предпочитают воду, сок, колу, исключается любой алкоголь. Индусы являются вегетарианцами, поэтому им подают растительную пищу, в том числе листья салата и рубленую свеклу.

Константин Александрович вспоминает случай, когда делегация из Пакистана вышла из зала, увидев на столах спиртное, и вернулась, лишь когда это недоразумение было исправлено. Поэтому традиции приглашенных необходимо знать во избежание возможных недопониманий или даже дипломатических конфликтов.

Хозяин приема должен непременно уделить внимание каждому из приглашенных, хотя бы просто засвидетельствовать свое внимание. Отдельный пункт в стандартах приема – время ухода. Надолго задерживаться неприлично, но и уходить раньше времени не стоит. Деловой этикет регламентирует, чтоб подчиненные уходили только после руководства. При этом неуважительной по отношению к хозяевам будет ситуация, если после ухода главного гостя оставшиеся уйдут одновременно.

Гости обязательно должны поблагодарить хозяев за приглашение и хорошо проведенное время , позвонив по телефону или отправив открытку. И помните – несоблюдение установленных норм и правил чревато тем, что может негативно отразиться на репутации представляемой компании.