Как помочь шефу выступить перед аудиторией и не выглядеть при этом слишком смешным

Людмила Урусова

Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать.
Архиепископ Мэджи

Любая публичная речь должна быть тщательно подготовлена – и это аксиома. Блестящие ораторы (классический пример – Уинстон Черчилль) не просто описывали предстоящее выступление на бумаге, но даже делали пометки, в каком месте предложений будут располагаться паузы. Если руководитель поручил вам просмотреть, перепечатать, а возможно, и составить речь – несколько простых
примеров из практики публичных выступлений помогут справиться с задачей.

Не в молочко, а в яблочко

Любая аудитория любит посмеяться, вот почему смех, пожалуй, самое серьезное оружие оратора. Смех – это не только знак одобрения, но мощный рычаг для привлечения внимания. Один раз посмеявшись, слушатели будут снова ждать чего­то забавного, и даже если новая возможность повеселиться не представится вовсе, они будут с неослабевающим вниманием слушать выступающего. Конечно, если речь не займет более 15–20 минут – максимум, возможный в случае современного речевого контакта с аудиторией, при этом нелишней окажется демонстрация визуальных «раздражителей», слайдов.

«Смешной закон оратора» касается даже самых серьезных публичных речей: известный европейский адвокат Джон Мортимер однажды заметил, что он на 90 % уверен в оправдательном приговоре лишь в случае, если удалось рассмешить присяжных. Но и в этом надо знать меру.

Одно дело – рассмешить аудиторию где­то в начале речи, чтобы заставить слушать, другое – вызвать приступ гомерического смеха откровенно глупым построением фразы, что сведет на нет все попытки прослыть вдумчивым оратором, знакомым с искусством риторики.

Искусству риторики придавали большое значение еще со времен древней Греции – даже и теперь над входом в один из старейших колледжей Оксфорда красуется надпись: «Школа астрономии и риторики».

Простота и доступность

Слушатели с трудом воспринимают письменную речь. Вот почему так нежелательно использование «письменного слова» в устных изречениях. Речь устная строится по принципу «чем проще – тем лучше». Избегайте формальных признаков речи: идеально правильных предложений по модели «подлежащее – сказуемое – дополнение», составных сказуемых, причастных и деепричастных оборотов, деловой лексики. Даже понимающие смысл термина «секьютеризированная трансакция» на слух такой термин воспримут с трудом – что уж говорить об обычных слушателях, которые автоматически усваивают устную речь лишь в случае, если она произнесена на разговорном, живом языке.

Небольшой процент «умной» лексики, безусловно, допустим – если речь идет о специализированном докладе, но бойтесь использовать слова­«интеллектуалы» без нужды. Иначе можно вызвать смех аудитории такими фразами: «Под моей аналитической внешностью находится вредная душа, и все ее фибры восстают против нарушений дисциплины». (Из речи руководителя отдела маркетинга и продаж компании по сбыту металлоконструкций.)

Но с «простотой» можно и переборщить. Тогда выступление покажется откровенно несерьезным и ничего, кроме многократного цитирования в курилке под хохот недавних слушателей, не вызовет. «Подмосковье – регион передовой. Мы идем вперед и по морковке, и по яйцам, и по ракетам». (Из речи чиновника Подмосковья.)

Внимание к слову

По возможности, публичная речь должна избегать многозначных слов – особенно если нюансы в значении слишком разнятся для моментального восприятия на слух. К примеру, слово «дело» в русском языке много лет ассоциировалось со значением «работа», но в последние годы делом называют направление деятельности, бизнес, способ получить доход.

В этой связи слушателям ничего не запомнилось из речи одного из руководителей служб столичного МВД, кроме «великой» фразы, грешащей еще и лексическими изъянами: «И только тогда стражи порядка займутся своим прямым делом – преступностью». Употребление в публичной речи слов, чьи корни звучат одинаково, ради «красот стиля» сделали посмешищем одного из руководителей крупнейшей корпорации, который высказывался по вопросам социального предпринимательства:

«Я не говорю о благотворительности – я не настолько благороден…» Каждый школьник знает, что использование в одном и том же предложении однокоренных и одинаковых слов – грубейшая стилистическая ошибка, и, «упрощая речь», не стоит об этом забывать. Иначе это может звучать как в речи одного из кандидатов в мэры города N. Впрочем, эта фраза – вообще анекдот с начала и до конца:
«Дороги – самое дорогое в жизни города, а жители N достойны жить в удобном для жизни городе, и я за ценой не постою».

Слова­связки (междометья, усилительные частицы) в речи тоже могут стать предметом всеобщего хи­хи. Вот что поведала слушателям топ­менеджер российского представительства компании по продаже компьютерного обеспечения: «Сейчас всего лишь 87 % россиян допускают использование нелицензионных продуктов. Обидно!»

Не болтай по фене

Переходя на разговорный язык, не стоит «опускаться» до жаргонных словечек, а уж тем более – до полублатной лексики. Такие ораторы могут вызвать приступ брезгливости не только у высоколобых интеллигентов: человек на трибуне, по мнению большинства слушателей, по определению выше «толпы» с ее «дешевыми» словечками.

Аудитория в зале, присутствующая на пресс­конференции одного из руководителей министерства строительной индустрии, сначала остолбенела, а потом разразилась истерическим смешком, когда прозвучало следующее: «Я бы ответил на ваш вопрос, но в зале полно непрошеных гостей (журналистов. – Прим. ред.), задайте мне его в кабинете, и я все скажу, отвечаю».

Один из владельцев крупного предприятия обувной промышленности однажды разразился такой тирадой, к восторгу и недоумению аудитории: «Вот была такая реклама: мы обуем всю Россию. Вот мы и обули – не только Россию, но и все остальное постсоветское человечество».

Говори образами

Способность эффективно использовать в речи образы – обычное свойство повседневной речи. Независимо от того, знаем мы или нет, что такое сравнение или метафора. Большинство людей, которым предстоит выступать публично, вычеркивают поэтические образы из своей речи, и совершенно напрасно. Людям кажется, что при деловых выступлениях просто необходимо говорить вне красочности живого слова. Тем не менее все великие ораторы в своей речи используют метафоры и сравнения – было бы оригинально и к месту.

Удачные образы запоминаются, они остаются в памяти слушателей, служат определенными «якорями» сознания. Главное, чтобы эти «якоря» не выдавали оратора как примитивного мыслителя, грешащего банальными «живыми картинками» и пошлыми ассоциациями. Вот что однажды сказанул (иначе не назовешь!) один из представителей либеральной политической партии:

«Выбор между «красными» и «белыми» – это выбор между двумя концами одной палки. Каким из них приятнее получить по шее?» А вот так выражается на людях еще один известный общественный деятель: «Говорят, что я делаю это из популистских соображений, чтобы поднять рейтинг или что­то там еще. У меня все в порядке, ничего поднимать не надо». Феерическая метафора главы агропромышленного предприятия произвела настоящий фурор в аудитории: «Это позиция как у страуса, голова которого, я не знаю где». Напоследок – впечатляющий образ авторства одного из российских олигархов: «Наш рынок, может быть, и был когда­то такой хрупкой, нежной девушкой. Сейчас это такая немолодая, массивная бетонщица».

Полная статья в печатной версии журнала Секретарское дело