«Предприниматель и директор в одном лице – это наша головная боль»

С  началом кризиса многие компании в погоне за эффективностью взялись за урезание расходов по самым неожиданным статьям. Например, компания «Евросеть» ликвидировала отдел маркетинга.  О том, какие мотивы на самом деле стоят за подобными шагами, и о том, насколько сильно неформальные отношения внутри организации влияют на ее жизнеспособность и эффективность, хорошо знают в тренинговом центре «Класс» во главе с Леонидом Кролем – человеком, который стоял у истоков тренингового бума в России.

Леонид Кроль

— Когда компания ставит во главе задач повышение эффективности бизнеса, как это отражается на ее работе?

— Часто рычагами оптимизации под рациональными масками выступают посылы вроде «расплодили бездельников», или «стало скучно», или «все денег хотят, а где их взять? – сэкономим на уборщице». Убрали маркетинговый отдел или эйчар­службу – такой большой жест, наподобие того как Степан Разин бросает княжну за борт, то ли потому что ребята сказали: «С нами не пьешь, не гуляешь», то ли княжна надоела, то ли с перепою. Жесты типа увольнения отдела маркетинга не стоит разбирать отдельно, вне контекста. Сейчас странное время, т. к. во взаимоотношении руководителей и подчиненных наблюдается ярко выраженная черта – лицемерие, которого до кризиса временно было меньше.

— Мы ставили перед директорами 50 крупных компаний вопрос: «Что станет с вашим бизнесом, если вы на 2 года уедете на Багамы?»

Примерно 70 % директоров ответили, что за последние 10 лет поняли, что подчиненных постоянно надо держать под контролем.

— И на год, и на 2 месяца никто из директоров крупных компаний не может никуда уехать. Предельный срок – это 2 месяца, с высоким уровнем тревоги, с мобильным телефоном на пляже. Потому что, для того чтобы держаться на плаву, нужно непрерывно лично общаться и подтверждать, что ты относишься к некоему клубу людей. Современные предприниматели очень сжаты во времени, быстро принимают решения, быстро общаются, но ничего не могут спланировать на несколько месяцев вперед, все время находятся в оперативном режиме – контактов, связей, общения. Реальный бизнес современных предпринимателей гораздо более коммуникативный и неформальный, чем тот бизнес, что с реальными планами, сессиями, размышлениями, маркетингом
и т. д.

— Последние 10–20 лет наблюдается критика крупных компаний за их неповоротливость. Но на примере HP можно задуматься, может быть, крупные компании научились управлять по­другому? HP из фабрики принтеров стала компанией, 80 % продаж которой это компьютерные программы. Что произошло в мире с управлением?

— Есть еще такая крупная компания, как АвтоВАЗ. У человека в руке три сустава. Есть люди, которые ведут себя так, будто у них 6 суставов, они гибки. А есть люди, у которых как будто один сустав, они малоподвижны. Некоторые компании ведут себя по принципу зашлакованности и бюрократизированости. И часть из них, видимо, превратится в динозавров и вымрет, а попытки построить в этих компаниях армейскую дисциплину вряд ли приведут к успеху. А есть компании, которые, сохраняя крупную структуру, следят за своими суставами. В этом отношении я, как компания консалтинговая, чувствую себя костоправом. Надо компанию проверить, как она шевелится, живы ли ее суставы, дышит ли она, доходит ли от ее головы мысль до кончиков пальцев и не задерживается ли в выросшем животе.

Полный текст интервью в журнале УП